ТРАМВАЙНАЯ КОНЦЕССИЯ: СКОЛЬКО ЕЩЁ ЖДАТЬ ОБЕЩАННОГО?

В Ярославле продолжается реализация концессионного соглашения по реконструкции трамвайной инфраструктуры. Напомним, что оно было подписано ещё в конце 2022 года и предусматривало окончание всех основных работ (приобретение 47 новых вагонов, обустройство 45,3 километра путей, реконструкция двух путепроводов, депо и тяговых подстанций и строительство диспетчерского центра) к 1 июля 2025 года. Таким образом, уже менее чем через месяц жители должны были увидеть полностью обновлённую трамвайную сеть. Однако «концессия» стала тем случаем, когда ждать обещанного вопреки поговорке придётся отнюдь не три года, а существенно дольше. В чём причина столь значительной задержки? Как подрядчик намерен дальше строить свою работу? И когда, наконец, будет виден свет в конце тоннеля? Ответы на эти вопросы непосредственно на месте производства работ попытались найти члены рабочей группы при комитете областной Думы по градостроительству и транспорту, активное участие в которой принял заместитель председателя фракции КПРФ Валерий Байло.

Решение о выезде было принято ещё в феврале на заседании комитета. Однако с зимы никаких принципиальных изменений на объекте не произошло. После многочисленных нареканий, концессионер, наконец, увеличил количество рабочих и техники. Правда, совсем немного: на момент проведения выездной инспекции на объекте было задействовано 90 человек и 18 единиц техники (и, конечно, это явно не те силы, которые необходимы для прорыва). Да и сами работы активизировались лишь в конце мая.

В частности, начали укладывать новые пути на разворотном кольце в районе Волгоградской улицы. Именно там была первая остановка рабочей группы. Вместе с тем, на соседней улице Труфанова парламентарии уже никого не увидели. Зато обнаружили автомобиль, провалившийся в неогороженную яму на месте обустройства новых путей. По поводу чего подрядчику сразу было сделано замечание насчёт организации работ и обеспечения их безопасности. Забегая вперёд, отметим, что на следующий день опасный участок был огорожен.

В целом же, работы, которые через месяц изначально планировали закончить во всём городе, пока не завершены даже в одном Дзержинском районе. Хотя уже по скорректированному плану это обещали сделать до конца прошлого года. Сейчас график вновь смещается. Летом концессионер намерен завершить лишь ремонт на участке от Клинической больницы № 9 до улицы Александра Невского. Сейчас там уже уложена часть рельсов и шпал, продолжается переустройство инженерных коммуникаций. Все работы в Брагине теперь обещают закончить уже до конца нынешнего года.

После этого в планах – реконструкция двух путепроводов на проспекте Октября и трамвайной линии на «Пятерке». Ранее (буквально в феврале) к этим работам обещали приступить нынешним летом. Но вновь не сложилось. В свою очередь, до конца 2026 года в Ярославле должны возвести 6 тяговых подстанций и ввести в эксплуатацию диспетчерский центр. Последним этапом станет строительство трамвайного депо. Полностью завершить модернизацию трамвайной инфраструктуры в Ярославле обещают до 30 июня 2027 года. То есть уже на два года позже по сравнению с первоначальной датой. Подписание дополнительного соглашения о продлении сроков планируется до конца текущего месяца.

 

— Сроки завершения работ по концессионному соглашению сдвигают уже третий раз. Сначала – на декабрь 2025 года, потом – на 2026-й, и вот теперь – на 2027-й год. На мой взгляд, помимо самого концессионера, в этом есть и вина органов исполнительной власти Ярославской области. Работа правительства по контролю реализации важнейшего соглашения стоимостью 54 миллиарда рублей организована совершенно неудовлетворительно. Естественно, все мы надеялись, что уже летом этого года будет заменена вся трамвайная инфраструктура в городе. Такие сроки были прописаны в концессионном соглашении, которое ратифицировала Дума. Но с учетом текущей ситуации сроки сдвигаются на середину 2027 года. Надеюсь, этот перенос станет последним. Более того: все мы хотим, чтобы концессионер приложил максимум усилий для того, чтобы сократить эти сроки! – подчеркнул член рабочей группы, заместитель председателя фракции КПРФ в областной Думе Валерий Байло.

Помимо сроков по концессии есть ещё масса вопросов и замечаний. К примеру, власти планировали закрыть движение по трамвайному маршруту № 5к от «Пятёрки» до улицы Елены Колесовой. Депутаты и представители общественности чётко заявили, что до полного завершения всех работ в Дзержинском районе делать этого ни в коем случае нельзя. В противном случае, решение обернётся значительными сокращениями кадров в АО «Яргорэлектротранс». Коммунисты уже встретились с представителями трудового коллектива, взяли вопрос на контроль и приложат максимум усилий для его решения в пользу простых тружеников.

Также вопросы вызывают некоторые объекты в рамках соглашения. В частности, диспетчерский центр. Возможно, он не лишний. Однако сейчас для него строят отдельное здание на улице Елены Колесовой, и стоимость работ оценивается более, чем в 200 миллионов рублей! Почему центр нельзя было разместить, скажем, в существующих помещениях на территории трамвайного депо (тем более, что его всё равно будут реконструировать), и тем самым существенно снизить затраты – непонятно.

Другой нюанс касается тяговых подстанций. В первоначальном варианте соглашения их планировалось 8, а использование предполагалось  не только для трамвайной, но и для троллейбусной сети. Однако потом ситуация поменялась: концессионера заставили переделать проект и предусмотреть 6 отдельных подстанций исключительно для трамваев. Что, во-первых, опять-таки привело к смещению сроков выполнения работ. А во-вторых, создало ещё одно препятствие для развития троллейбусного движения (которому последнее время и так постоянно ставят палки в колёса).

Что интересно, за неоднократные переносы сроков и смещения графика производства работ концессионеру полагается солидный штраф. Однако в правительстве ни разу не озвучили его сумму, хотя депутаты-коммунисты задавали соответствующий вопрос. Возможно, штрафов ООО «Мовиста Регионы Ярославль» вообще не выписывали. Хотя самый крупный район города уже много месяцев стоит в раскопках, а работа движется крайне медленно. С другой стороны, сами власти также доставляют определённые сложности концессионеру.

К примеру, соглашение заключали с областным департаментом, в то время, как основное имущество находилось в муниципальной собственности города. В связи с чем, подрядная организация столкнулась с трудностями из-за оформления документации. Больше полугода полноценные работы не велись вовсе. Затем по этой причине урезали финансирование. Так что проблемы есть по линии обеих стороны концессионного соглашения – и «Мовисты», и властей. Правда, граждан это волнует в последнюю очередь. Им необходимо удобное и достойное транспортное сообщение. И для решения этой задачи все стороны должны приложить максимум усилий.

— По итогам заседания рабочей группы, исходя из полученной информации и той картины, которую мы увидели собственными глазами, в адрес правительства области и концессионера был дан ряд рекомендаций. Прежде всего, проработать вопрос дополнительного транспортного обеспечения для перевозки пассажиров на период временного ограничения трамвайного движения. Люди не должны испытывать дискомфорта от затянувшихся работ. Также мы потребовали ускорить работы, в том числе привлечь дополнительные силы и средства, на нескольких участках в Дзержинском районе. Чтобы ввести пути и сопутствующую инфраструктуру как можно быстрее. Кроме того, подрядная организация должна обеспечить меры безопасности при проведении работ и завершить благоустройство территории на пока что единственном завершённом участке по улице Блюхера. Наконец, все работы в рамках концессии было рекомендовано проводить с учетом планов развития АО «Яргорэлектротранс». Это крайне важно для сохранения предприятия и его дальнейшего успешного функционирования, — подвёл итоги поездки Валерий Байло.

В следующий раз вопрос о реализации «трамвайной концессии» по предложению  заместителя председателя фракции КПРФ планируется рассмотреть уже на заседании областной Думы 24 июня, в ходе которого парламентарии намерены получить дополнительную информацию.

Иван ДЕНИСОВ.

Комментарий “ТРАМВАЙНАЯ КОНЦЕССИЯ: СКОЛЬКО ЕЩЁ ЖДАТЬ ОБЕЩАННОГО?

  1. Наивно ждать обещанного от людей, которые неоднократно не исполняли свои обещания. Ждать надо от тех, кто устроил авантюру с передачей в концессию трамвайного транспорта Ярославля московскому предприятию, не имевшему необходимый опыт работы в данной отрасли, заявления о покаянии и с просьбой об отставке. Но это возможно, если у чиновников ещё есть остатки совести…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *