1 мая в региональном Министерстве транспорта с помпой сообщили о запуске новых жёлтых автобусов в Рыбинске. Там стартовал второй этап транспортной реформы, запущенной в прошлом году и успевшей стать притчей воязыцех. К сожалению, за год с лишним её авторы и исполнители не смогли учесть имеющийся негативный опыт и предотвратить возможные проблемы. А вместо этого допустили те же старые ошибки. В результате начало движения во втором по величине городе области оказалось едва ли не хуже, чем ярославский дебют. Тем временем, в областном центре появились новые подробности реализации одиозной трамвайной концессии. И, судя по всему, масштаб проблем оказался ещё больше, чем ожидалось.
Ранним утром первого майского дня на странице Минтранса Ярославской области в социальной сети «ВК» появилось сообщение о начале работы «Яавтобусов» в Рыбинске. Ведомство проинформировало, что на городские маршруты № 1, 2, 3, 5, 8, 9, 10, 10с, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 19, 25, 29, 33 (всего 18 направлений) вышли 64 машины. «Это автобусы большого и среднего класса увеличенной вместимости. Машины удобные и современные, отвечают всем требованиям, в том числе по обслуживанию маломобильных пассажиров. Техника оснащена цифровыми и автоматизированными системами, кондиционерами, камерами, устройствами безналичной оплаты проезда», — указывалось в информации.
Одним словом, просто песня. Правда, звучала она с самого начала фальшиво. А чиновники «не попадали» даже в собственные «ноты». Во-первых, первоначально запуск новых автобусов обещали не только в Рыбинске, но и в Рыбинском районе. Притом, в гораздо большем количестве. Всего полгода назад речь шла про 141 машину. О чём добросовестно, со ссылкой на представителей власти, рассказали все ярославские СМИ. Во-вторых, другими были и сроки начала второго этапа реформы. В пресс-службе самого регионального правительства заявили, что «новые машины начнут выходить на городские маршруты уже в феврале 2024 года». А во втором квартале они появятся на межмуниципальных рейсах.
Но уже в начале года произошёл сбой, и поставки транспорта оказались сорваны. На первом в новом году заседании Думы на это обратил внимание заместитель председателя фракции КПРФ Валерий Байло, попеняв чиновникам на неисполнение обещаний. В итоге анонсированного запуска в Рыбинске не состоялось ни в феврале, ни в марте, ни даже в апреле. А Рыбинский район и вовсе обошли стороной. По всей вероятности, новый транспорт теперь появится там не раньше следующего года. Впрочем, возможно, отсрочка старта второго этапа транспортной реформы оказалась даже к лучшему. Ибо он оказался далеко не блестящим. А под постом Минтранса в социальной сети очень быстро появились десятки негативных комментариев рыбинских пассажиров.
Так, один из пользователей указал, что «автобусы вышли не на 18, а, по всей видимости, только на 15 маршрутов». Добавив, что «и общее количество вышедшего на линию транспорта явно не 64 единицы, если по маршрутам № 3, 8, 9, 19 и 25 сорвано уже порядка половины от общего числа запланированных рейсов». В завершении тот же пользователь резюмировал: «Расписание не соблюдается, класс подвижного состава на некоторых маршрутах контрактам не соответствует, резерва нет, как нет и укомплектованного штата водителей». Неутешительный вывод, правда? И подобные комментарии были отнюдь не единичны.
«Из семи 25 маршрутов только 3 на линии! Где ваша хвалёная готовность? Меньше половины ваших автобусов вышли на линию! Город встал! Решайте нормально свои обещания, а не на словах!», «Зачем сменили расписание маршрута № 14? Половина завода опоздала на работу!», «Поехали, но не совсем. Рейса в 10-15 из Перебор 33-го автобуса сегодня не было», — писали рыбинцы в первый день работы обновлённого транспорта. Помимо вышеуказанных, нарекания также касались работы маршрутов № 5, 15 и 17. В общей сложности получилось больше половины от их совокупного числа. И это только то, что было зафиксировано в комментариях.
Очевидно, в какой-то момент количество жалоб превысило критическую массу. И проблемы были вынуждены признать даже в региональном правительстве. Исполняющий обязанности директора ГКУ «Организатор перевозок Ярославской области» Сергей Волканевский отметил, что «по нескольким маршрутам, в частности, по тем, на которых работает ИП Олехов – № 3, 5, 8, 18, 25, 33 – зафиксировано увеличение интервалов движения в связи с недовыпуском подвижного состава. На ряде маршрутов ПАТП-1 отмечены опоздания по причине задержек с прогрузкой сервисных систем. Также наблюдаются сбои в навигации, специалисты устраняют неполадки».
В завершении чиновник произнёс до боли знакомую мантру о том, что учреждение контролирует исполнение государственных контрактов, и в случае несоблюдения их условий применяются штрафные санкции. Вот только пассажирам, по большому счёту, всё равно – накажут перевозчика рублём или нет. Им важно своевременно, безопасно и, желательно, с комфортом добраться из пункта А в пункт Б. При этом, без опозданий к месту назначения и изматывающего ожидания транспорта на остановках. Кажется, именно это обещали людям власти. Но, увы, обещания так и остались лишь словам. Теперь ещё и в Рыбинске. Где, к слову, с 1 мая (как и в Ярославле) повысили стоимость проезда. И теперь за все перечисленные «подарки» люди ещё и вынуждены платить больше.
Между тем, в областном центре продолжает раскручиваться ситуация вокруг одиозной трамвайной концессии. Напомним, что пока в рамках соглашения в Ярославль прибыл 1 трамвайный вагон, да с горем пополам началась укладка путей на небольшом участке по улице Блюхера. Фотографии работ во всех ракурсах неустанно публиковались в СМИ в течение нескольких дней, а само событие власти преподнесли так, будто речь шла о стройке БАМ. И это — практически за полтора года с момента подписания концессии! 19 апреля появилась информация, что в Ярославль прибудут ещё восемь новых трамвайных вагонов, и принять их рассчитывают в конце месяца. Однако даже в начале мая никак новостей по этому поводу не было. Видимо, не сложилось.
Впрочем, ездить новым трамваям всё равно в ближайшее время будет негде – власти решили полностью закрыть движение с 1 августа. Якобы, это необходимо для производства работ. Новость предсказуемо вызывала у горожан справедливое возмущение, вместе с которым нарастала и тревога: успеют ли выполнить все обязательства по концессии за оставшийся год? Ещё больше опасения усилило недавнее сообщение генерального директора «Мовиста Регионы Ярославль» (компании-концессионера) Павла Копырина о реконструкции второго участка путей от разворотного круга на улице Александра Невского до разворотного круга «Больница № 9».
Он отметил, что «проектная документация сейчас близка к завершению и в ближайшее время будет направлена на проверку в Госэкспертизу». Выходит, что даже проект до конца ещё не готов! Интересно, с другими участками ситуация такая же? Если так, то когда горе-работники намерены всё успеть? И вообще, что концессионер делал весь 2023 год? Ответы на эти и другие вопросы попытались найти 26 апреля в ходе совещания в мэрии Ярославля, в котором приняли участие депутат-коммунист Евгения Овод и секретарь областного комитета КПРФ Эльхан Мардалиев.
К сожалению, представители власти во главе с министром транспорта Муратом Баснукаевым пришли лишь с небольшой презентацией, без готовой проектно-сметной документации и расписанного по датам графика работ. И пообещали быть полностью готовыми к 13 мая. Эльхан Яварович поинтересовался, сколько единиц транспорта (автобусы и электробусы) будет ежедневно задействовано на компенсационных маршрутах в случае полного прекращения трамвайного движения, во сколько обойдётся эта замена, и кто будет её оплачивать?
— Если не углубляться в детали, то ответ звучал следующим образом: будет проведён конкурс на временные маршруты, с победителями заключат годовой контракт на перевозку пассажиров. Поскольку речь о дополнительных перевозках, оплачивать их придётся из бюджета. При этом, точная сумма пока неизвестна. Получается удивительная ситуация: концессионное соглашение досталась «Мовисте», которая не укладывается в график, но все неудобства от закрытия трамвайного движения получают ярославцы, а организация компенсирующих маршрутов финансируются из бюджета! Таким образом, одни получают миллиарды рублей, а другие — неудобства и затраты!
И, похоже, что в этом заключается вся суть транспортных преобразований в Ярославской области.
Иван ДЕНИСОВ.
Если звёзды падают с неба — значит это кому-то нужно. Если транспортная «реформа» проводится таким несуразным способом — значит есть заинтересованные лица в таком безобразном управлении и расходовании бюджетных средств. Правоохранительные органы обязаны распутать эту коррупционную авантюру, которая не улучшает работу общественного транспорта, а дезорганизует перевозочный процесс, создаёт массу проблем для населения.