22 июня с. г. в Ярославской областной универсальной, научной библиотеке им. Н.А. Некрасова состоялся большой концерт, посвященный 84-ей годовщине начала Великой Отечественной войне «Хотят ли русские войны». Он был подготовлен Ярославским отделением РУСО. В концерте приняли участие школьники, студенты и профессиональные артисты — Дм. Корнев, лауреат Международного конкурса вокалистов в Милане и скрипач Ярославского академического симфонического оркестра С. Скворцов.
Концерт начался со вступительного слова В.И. Корнилова, в котором обратил внимание зрителей на масштабную трагичность той войны и в то же время исключительно высокий моральный дух бойцов Красной Армии, тружеников тыла и партизан. Он подчеркнул роль Коммунистической партии во главе со Сталиным в сплочении многонационального народа в борьбе с коварным врагом – гитлеровской Германией. Советское руководство с самого начала полномасштабной войны понимало значение советской и народной песни, художественного слова в формировании идейно-политического духа советских людей. Песня и художественное слово воодушевляли бойцов перед атакой, напоминала о доме и близких, согревала души в годы военного лихолетья. Как никогда были популярны тогда строчки выдающегося поэта-песенника, автора песни «Священная война», В. Лебедева-Кумача: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне, / После боя сердце просит музыки вдвойне». Концерт получился многожанровый: звучали песни, замечательные стихи советских поэтов и собственного сочинения, звучали гармонь, гитара, скрипка и пианино. В концерте была минута молчания в память тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны, и кто отдал свою жизнь в борьбе с бандеровским фашизмом на Украине. После нее прозвучали две знаковые песни на слова выдающегося советского поэта, ярославца, Л. Ошанина «Эх, дороги» и «Ехал я из Берлина»» соответственно на музыку А. Новикова и И. Дунаевского. В. Песков — советский писатель и журналист, в интервью самого знаменитого полководца Великой Отечественной войны Г.К. Жукова спросил: «Какие
бы он назвал три песни, которые максимально передали бы весь трагизм, дух ненависти к врагу и оптимизм в победе над гитлеровской Германией?». Он перечислил: «Эх, дороги», «Священная война» (поэт Лебедева-Кумач, композитор А. Александров), «Соловьи» (поэт А. Фатьянов, композитор Соловьев-Седой). При исполнении песни «Эх, дороги», когда прозвучали строчки:
«Край сосновый, солнце встает,
У крыльца родного мать сыночка ждет.
И бескрайними путями, полями, степями.
Все глядят за нами родные глаза..» у многих слушателй увлажнились глаза, доставая платки. Такова сила воздействия слов, мелодии и исполнения песни на зрителей. И совсем другие зрительские эмоции имели место при прослушивании песни «Ехал я из Берлина». Она воспевала славу русского оружия, гордость за Красную Армию, что она одолела такого грозного врага, «там, где русская слава все тропинки прошла». И припев песни исполнялся уже вместе с залом, настолько зрителям были созвучны данные строчки»:
«Эй, встречай,
С победой поздравляй,
Милыми руками
Покрепче обнимай».
Затем последовал дуэт в составе В. Корнилова и К. Бобохоновой, студентки ЯГТУ (3-ий курс), который исполнил хорошо известную в советское время песню на сл. Ваншенкина и музыку Э. Колмановского «Алеша». Мемориал советскому воину-освободителю «Алеша» был открыт 60 лет назад в виде 11-метровой скульптуры советского солдата-освободителя в болгарском городе Пловдив на холме Бунарджик («Холм Освободителей»). В 1989 году, когда в Болгарии пришли к власти антикоммунистические государственные деятели, была предпринята попытка демонтировать памятник как символ советской оккупации и перенести его в Музей коммунистического тоталитаризма. Несколько ночей вокруг памятника дежурили местные жители, чтобы не допустить его сноса. На концерте было подчеркнуто, что снос памятников и ликвидация захоронений воинов Красной Армии на территории бывших социалистических стран, Прибалтики и на Украине связано со стремлением на Западе пересмотреть итоги Второй Мировой войны.
Карина Бобохонова не первый раз выступает в наших концертах. Она из многодетной семьи, где мама – русская, а папа – таджик, который приехал в Россию не просто на заработки, а своим поведением показать, что он, продолжая традиции своих родителей, советский человек. Все дети (их в семье — 6) убежденные сторонники советских ценностей и советской музыкальной культуры. Четверо из них – Карина, Мариам, Амина и Камилл – сформировали семейный ансамбль и с удовольствием поют советские песни. Карина распространяет в студенческой аудитории газету ЯО КПРФ «Советская Ярославия». Буквально на днях она подала заявление о вступлении в КПРФ. Образ жизни данной семьи – наглядный пример того, в каких мигрантах современная Россия нуждается. На наш взгляд, миграционная политика заключается не только в том, что нам нужны квалифицированные работники, но и в том, насколько они сохранили в себе уважительное отношение к советскому образу жизни. Общаясь с мигрантами, а их немало в Ярославле, видишь, что у них, благодаря их родителям, имеется довольно правильное представление о жизни в СССР. И это несмотря на то, что они родились и воспитывались не в Советском Союзе и подвергаются у себя на родине более оголтелому, чем в России, антисоветизму, доходящему до русофобии. Когда говорят об использовании «мягкой силы» в бывших союзных республиках, то, считаем, она должна покоиться на уважительном отношении к советскому периоду и тогда больше станет предпосылок для взаимопонимания между народами бывших республик СССР.
В.А. Байтулин Ульяна Кузминых и В.И. Корнилов
Затем последовало выступления поэта В. Байтулина, члена Союза журналистов РФ, активного члена ЯО РУСО. Он свое стихотворение посвятил Верховному Главнокомандующему в период Великой Отечественной войны И.В. Сталину.
«Видел сон — ожил товарищ Сталин!
Отодвинув тяжкую плиту,
Обратился к нам, слова чеканя:
«Вы дорогу выбрали не ту…
Обманули вас капиталисты,
Соблазнили роскошью земной…
С шулером уселись вы,
с нечистым, расплатились — целою Страной…..»
Сталин с нами вновь на Переходе,
Как бы помогая выбрать Путь …
Ностальгия по нему в Народе».
Зрители очень тепло встретили выступление Ульяны Кузьминых, самой юной участницы концерта, ученицы шестого класса ярославской школы № 75. Она прочитала два стихотворения, посвященные 80-летию Победы СССР над гитлеровской Германией. Одно из них:
«Я шла по улице весною,
И шёл старик невдалеке,
Он жмурился от солнца
На лёгком майском ветерке…….
Он шёл с победною улыбкой,
Костюм парадный в орденах,
И не было прекрасней ветерана,
Которого встречала улица в цветах!».
От имени зрителей ей был вручен скромный подарок за участие в концерте.
Зрители восторженно приняли исполнение советских песен на военную тематику в исполнении оперного певца Дмитрия Корнева, лауреата международного конкурса вокалистов в Милане и инструментального дуэта в составе С. Скворцова (скрипка) и Татьяны Юзовой (концертмейстер). Д. Корнев обладает редким голосом, бас-профундо, поэтому песни в его звучании особенно ощущались зрителем проникновенно. Своим вокалом он выражал трагизм и жертвенность войны и в то же время, когда следовало показать оптимизм воинов Красной Армии, их веру в победу над фашистами, бас Корнева звучал мощно, заполняя звуком вес зал. Зал бисировал исполненным им старинного русского романса «Гори, гори моя звезда» (композитор П. Булахов, поэт В. Чуевский) и советской песни периода Великой Отечественной войны «Заветный камень» (композитор Б. Мокроусов, поэт А. Жаров). В заключение своего выступления он спел песню на слова Е. Евтушенко и музыку Э. Колмановского «Хотят ли русские войны». Хотя песня появилась почти 70 лет тому назад, но ее содержание и главная строчка «Хотят ли русские войны», звучащая как рефрен ни один раз, не потеряла своего значения и в наше время. Особенно, если имеешь представление о причине возникновения песни. Желание создать песню, в которой выражались бы протест против войны и призыв к миру, возникла у поэта Е. Евтушенко во время очередной его поездки за рубеж по странам Западной Европы и Соединённым Штатам Америки в начале 60-х годов прошлого века. Ему неоднократно приходилось слышать в разных аудиториях один и тот же вопрос: «Хотят ли русские войны?». Настолько западное общество было одурманено антисоветской пропагандой о подготовке СССР к войне с капиталистическим миром! Так и сегодня не мы, т.е. Россия, уперлась в стены НАТО, а эта европейская военная организация, поглощая государства бывшего социалистического содружества и республики бывшего Советского Союза в орбиту своего влияния, фактически вышла к границе Российской Федерации, угрожая ее суверенитету.
С. Скворцов, Т. Юзова Дм. Корнев
С. Скворцов, участник наших концертов на протяжении более 15 лет, выросший на наших глазах в ведущего скрипача симфонического оркестра Ярославской филармонии. Он с концертмейстером Т. Юзовой исполнил два скрипичных произведения выдающихся западных композиторов: Паганини «Кантабиле» и Сарасата «Интродукция и Тарантелло». Мы показываем, что не доходим до политического маразма настолько, чтобы отвергать шедевры западной культуры. В годы Великой Отечественной войны звучали музыкальные произведения выдающегося немецкого композитора Бетховена, поэзия Гете.
Г. Левкин О. Соловых, Ю. Добрынина
После выступил вокальный дуэт «Душа поет» в составе О. Соловых и Ю. Добрыниной под руководством Г. Левкина. Они исполнили две известные песни «Ты ждешь Лизавета» (композитор Н. Богословский и поэт Е. Долматовский) и «Ой ты рожь» (композитор А. Долуханян, поэт А. Пришелец). Снова наступило время поэзии. Один за другим выступали поэты, участники творческих поэтических сообществ г. Ярославля. Первым появился на сцене Б. Холмовский, участник ансамбля «Ярославские ребята» Дворца культуры им. А.М. Добрынина. Он прочитал свое стихотворение на злобу дня под названием «Если наступит суровый момент». Выдержка из него:
«…. Но если наступит суровый момент,
Враги не успеют охнуть. Как нам
Однажды сказал Президент:
«Мы в рай попадем, а они — Сдохнут».
Б. Холмовский А. Голубева А. Крылова
Следующей была А. Голубева, по профессии экономист, д.э.н., профессор Ярославского сельскохозяйственного университета, а в душе поэт-гражданин и лирик. В Ярославской области она характеризуется как ведущий ученый-экономист в области сельского хозяйства. За многолетний и плодотворный труд в научно-исследовательской и педагогической деятельности Голубева А.И. награждена медалью «За доблестный труд» (1970 г.), в 2013 году Указом Президента Российской Федерации Голубевой А.И. присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы РФ». В 2024 году за вклад в науку и высшее образование ее имя включено в «Золотые имена высшей школы». 5 июня 2025 года на очередном заседании Ярославского отделения РУСО ей была вручена медаль М.В. Ломоносова. Кроме научно-педагогической деятельности она вдохновенно пишет стихи, является членом Российского союза писателей с 2016 года, выпустила 5 поэтических сборников. С учетом характера концерта она читала стихи на военную тематику.
«Колонна двигалась неспешно
Портреты дедов и отцов
Несли с печалью безуспешной
Сыны и правнуки. Без слов.
Родные плакали, смотрели
С тоской и грустью им в глаза
И всей душою не хотели,
Чтоб вновь пришла войны гроза.
О, сколько воинов-героев
Отдали жизнь за нас с тобой!
Сегодня мы в едином строе
И помним их предсмертный бой….».
Последовало выступление пресс-секретаря Ярославского отделения Росгвардии, капитана А. Крыловой. Ее поэзия отражала военные события 80-летней давности и нашего времени: спецоперации в Чечне в 90-х годах ХХ века и на Украине с февраля 2022 года.
«И памяти мелькают эшелоны
Родных людей неся с собой на фронт.
В тылу остались ждать Вас мамы, жены,
Настал тот страшный сорок первый год…»
Капитан третьего ранга А. Жаров, плававший в водах пяти океанов во время военно-морской службы, прочитал стихотворение «Мы не были на той войне».
«Мы не были на той войне,
Не шли в атаку с автоматом,
Не припадали мы к земле,
Когда шрапнель летела залпом…..
Они сражались ради нас,
Чтоб жизнь продолжить в нас с тобою.
А то, что мы творим сейчас!
Порою хуже, чем былое».
Его стихотворение, посвященное детям-проказникам, вызвало немало зрительских симпатий и аплодисментов.
«Гномик в домик быстро шмыг,
Зацепил за половик,
Через голову кувырк,
И в кроватку сразу нырк.
До утра там прохрапел,
Встал и песенку запел:
«Как прекрасно жить на свете,
Когда есть на свете дети.
Мелкие проказники
Создают нам праздники».
Последним из числа ярославских поэтов выступил врач-анестезиолог А. Нестерчук. Он познакомил зрителей с поэтической композицией В. Егорова «Белые панамки» на собственную музыку. Эта музыкально-поэтическая композиция воспроизводит трагическое событие в череде других перед началом блокады Ленинграда, организованной немецко-финскими войсками в сентябре 1941 года. Руководством города было принято решение: из-за угрозы блокады вывести детей на судах из Ленинграда по Ладоге. В результате авиационных бомбежек и расстрела немецкими самолетами затонуло 5 буксиров и 46 барж с детьми. На поверхности воды в течение нескольких дней плавали белые панамки ребятишек.
«Тот же лес и та же река
Детский щебет на полянке
И несутся облака,
в синем небе облака,
Словно белые панамки».
Особо хотелось отметить от имени зрителей выступление В. Гордеева, проф., д.э.н., члена Ярославского отделения РУСО ЯГТУ. Он на высоком декламационном уровне прочитал несколько стихотворений из поэтического цикла о войне выдающейся советской поэтессы Ю. Друниной. По словам В. Гордеева, с большими надеждами на лучшее будущее она восприняла перестройку конца 1980-х годов. В 1990 году стала депутатом Верховного Совета СССР от женсоветов. Разочаровавшись в полезности этой деятельности и поняв, что сделать ничего существенного не сможет, вышла
В. Гордеев А. Жаров А. Нестерчук
из депутатского корпуса. Она покончила с собой 21 ноября 1991 года в своём гараже в посёлке «Советский Писатель» Подольского района Московской области. В посмертной записке она написала: «…Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире, такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл…».
Я родом не из детства — из войны.
И потому, наверное, дороже,
Чем ты, ценю я радость тишины
И каждый новый день, что мною прожит.
Я родом не из детства — из войны.
Раз, пробираясь партизанской тропкой,
Я поняла навек, что мы должны
Быть добрыми к любой травинке робкой…..
Я родом не из детства — из войны.
Прости меня — в том нет моей вины…».
В завершении концерта в исполнении В. Корнилова прозвучали два духовно подъемных вокальных произведения: «Прощание славянки» (композитор В. Агапкин) и «Я люблю тебя жизнь» (поэт К. Ваншенкин, композитор Э. Колмановский). На мелодию «Прощание славянки» написано несколько десятков вариантов стихов. Мы исполнили ее на слова: А. Федотова, Ю. Леднева:
«… Он в семнадцатом брал с нами Зимний,
В сорок пятом шагал на Берлин,
Поднималась с ним в бой вся Россия
По дорогам нелегких годин».
Песню «Я люблю тебя жизнь» пели все участники и зрители концерта. При исполнении песенных строчек:
«Так ликуй и вершись
В трубных звуках весеннего гимна!
Я люблю тебя, Жизнь,
И надеюсь, что это взаимно!» зал встал и аплодировал в знак признательности.
Знакомя с содержанием концерта, следует отметить, что он, как любое большое и серьезное культурное мероприятие – следствие сложения усилий
В завершении концерта все участники на сцене
значительного количества людей. Вряд ли мы добились таких результатов и зрительских симпатий, если бы не тот круг замечательных людей, которые в свое время поверили в наше творчество, и каждый по-своему вносил свою лепту в авторитет наших творческих деяний. Без их доброжелательной поддержки мы не достигли бы широкого признания у ярославских меломанов. В первую очередь хочется добрым словом вспомнить В.Д. Кривенко, Председателя Ярославского отделения Всероссийского музыкального общества. К нему можно было обратиться за советом по любому вопросу, либо за моральной и материальной поддержкой. Никого не оставлял без своего чуткого внимания с исключительно обаятельной улыбкой. Он был просто изумительным человеком в силу своей необычайной скромности и непритязательности. Очень переживал за развал музыкальной культуры и, особенно, русской и советской музыкальной
В.Д. Кривенко
культуры, который катком прокатился в 90-е годы ХХ века по России в результате рыночных реформ. Он всегда утверждал: истинная культура и рынок не совместимы между собой. Вплоть до ухода из жизни в 2015 году он был неизменным помощником и консультантом в подборе репертуара и организации концертов. Наши слова признательности ушедшему из жизни ярчайшему ярославскому поэту и талантливому публицисту Е.П. Гусеву. Его участие в концертах всегда было событием. В местной печати он не раз публиковал статьи, в которых, пропагандируя наше искусство, гневно вопрошал к властям за их равнодушие и не желание замечать наше подвижничество в сохранении и развитии вокальной школы на Ярославской земле. Украшением наших концертов были выступления самодеятельных поэтов: ярославского Твардовского П.И. Зуйкова, который, несмотря на солидный возраст, обладал изумительной памятью, А.Н. Солдатова, страстного борца за социальную справедливость и одного из активнейших участников возрождения партии коммунистов на Ярославской земле.
Всегда аншлаг
Удивительно, но факт до знакомства с А.А. Толстухиным, замечательным гармонистом, человеком высокой музыкальной культуры, Лауреатом Всероссийских конкурсов (номинация – гармонь) никогда за мою многолетнюю вокальную стезю не пел под гармонь. В 2022 году тяжело заболела И.С. Куницына, мой бессменный на протяжении 18 лет концертмейстер. На всю оставшуюся жизнь в моей памяти остался тот день, когда впервые она мне позвонила по телефону. Это произошло 8 февраля 2004 года. Она представилась как музыковед и композитор песен на слова ярославских самодеятельных поэтов под руководством С.П. Осиповой. Ирина Степановна сообщила мне о желании встретиться со мной на предмет совместной творческой деятельности. Наша встреча произошла в Еврейском культурном центре, где на общественных началах работала концертмейстером хора. К тому же проводила тематические вечера, посвященные выдающимся русским, советским и зарубежным композиторам, сопровождая исполнением их сочинений на фортепиано. Познакомившись в ходе беседы с ее творческой биографией, удивился ее скромности в поведении со мной. За ее плечами консерваторское образование, лично была знакома с корифеями советской композиторской школы: А. Хачатуряном, Д. Шостаковичем, Т. Хренниковым, Г. Свиридовым, А. Пахмутовой. Ее имя вместе с супругом, замечательным
В центре И.С. Куницына
собирателем фольклорных песен малых народов Сибири, Карелии и Краснодарского края, профессором, А.М. Айзенштадтом занесено в Музыкальную энциклопедию России. Ирина Степановна — член Союза композиторов СССР, а теперь России. И такая простота и доверительность в общении со мной в ходе уже первой встречи! Особенно меня удивило ее желание стать моим концертмейстером без каких-либо материальных вознаграждений. Так началась наша совместная творческая деятельность. Кстати, наши общественно-политические взгляды полностью совпадали. Несмотря на то, что ее отец, видный ярославский инженер-гидролог был по навету недругов репрессирован в 1938 году, она до конца своей жизни оставалась преданной Советской власти и вместе со своей мамой, бывшим прокурором области, а затем партийным работником, тяжело переживали слом Советской власти и уничтожение СССР.
Следует сказать, что на момент встречи с И.С. Куницыной мне было 59 лет. В этом возрасте фактически уже не мечтал о певческой карьере. И вот такой подарок судьбы, который позволил мне снова заняться вокальной деятельностью и давать, что для меня всегда было немыслимым, сольные концерты раз, а то и два в месяц. В течение 18 лет совместной деятельности у нас ни разу не было конфликтной ситуации, психологической и моральной усталости друг от друга. С самого первого выступления мы не ограничивались только нашими номерами. Как бы прекрасно не исполнялись вокальные и фортепьянные произведения, но разнообразие жанров всегда обогащает любой концерт. Поэтому на сцене всегда дополнительно звучит инструментальная музыка (скрипка, баян, мандолина и гитара). Мы очень благодарны руководителям взрослых и детских (хоровых, танцевальных и вокальных) ансамблей (Г.Ф. Левкин, А.А. Толстухин, Л.К. Хоринюк, И.А. Дмитричева, М.Н. Шарова, И.Н. Паршуто, Н.Н. Матвеичев, Н.М. Куликов, М.А. Недюжин). Выступают поэты, танцоры и мастера художественного слова. За 18 лет с И.С. Куницыной наработал свыше 600 вокальных произведений: русские песни, старинные и классические романсы, советские и зарубежные песни, арии из классических опер.
А.А. Толстухин на репетиции к очередному концерту
Познакомившись с гармонистом А.А. Толстухиным, мы оба почувствовали одновременно родство душ. У него также, несмотря на приличный возраст, огромная тяга к творчеству. Благодаря его мастерству игры на гармони оказался в состоянии петь не только русские народные и советские песни, но и романсы, и зарубежные вокальные произведения. Так что важнейший принцип в моей творческой деятельности «Всегда быть душа в душу с участниками концертов и со зрителем» продолжился благодаря любви к хорошему вокалу А.А. Толстухина.
Завершая своеобразный отчет о концерте «Хотят ли русские войны», хочу привести суждение члена Ярославского обкома КПРФ В.А. Соколова (с его разрешения) о предыдущих наших концертах годичной давности. «Бывая на концертах В.И. Корнилова, мне представилось: неплохо было бы подобные мероприятия использовать в качестве пропаганды идей нашей партии через искусство. В эмоциональном отношении хорошая песня, стихотворение, игра на скрипке, гармони и т.д. подчас позволяет быстрее достучаться до наших сторонников. И такие концерты с показом, как В.И. Корнилов распространяет среди зрителей несколько сотен г-т «Советская Ярославия», не должны проходить мимо обкома партии. Более того, предлагаю их записывать и распространять по области».
В.И. Корнилов,
Председатель Ярославского отделения РУСО,
лауреат Всесоюзных и Всероссийских конкурсов (номинация – академическое пение)