Ярославские «новомученики» — страдальцы за веру или антисоветчики в рясах?

11

Один из самых бесстыдных и подлых мифов, с помощью которых буржуазная пропаганда пытается очернить пролетарскую революцию – это миф о том, будто бы Советская власть преследовала людей за веру. Якобы она подвергала их гонениям лишь за то, что они были верующими, священниками или монахами.

Это – ложь. Советская власть никого не преследовала за религиозные взгляды.  Она никогда не карала верующего за то, что он верующий, священника за то, что он священник или монаха – за то, что он монах. Но если верующий, или священник, или монах был контрреволюционером – Советская власть его за это карала, невзирая ни на его «веру», ни на его священнический сан, ни на его монашеское звание. И правильно делала.

В Ярославской области тоже есть свои местные «новомученики», которых буржуазная пропаганда использует для очернения Советской власти. Она внушает, будто эти несчастные люди пострадали от «богоборческой» Советской власти исключительно за свои религиозные убеждения. Факты их контрреволюционной деятельности она усердно пытается скрыть.

Она пытается создать видимость, будто эти «новомученики» были какие-то младенчески-чистые агнцы, что они ни сном ни духом не участвовали в преступлениях против власти трудящихся. И якобы Советская власть их «подвергала гонениям» только по одной причине – потому как она безбожная, и прямо-таки счастлива мучать верующих. Так церковь и описывает их истории – вот-де, жил-был себе усердный прихожанин, благостный батюшка или кроткий монах, никого не трогал, никому ничего плохого не делал. Вдруг чудовищная Советская власть ни с того ни с сего нагрянула, схватила нашего праведника и уволокла на лютую расправу.

Однако, если порыться в документах, обнаруживается картина прямо противоположная. Обнаруживается, что этот «пострадавший за веру» был самым настоящим контрреволюционером, который активно боролся против Советской власти, нередко даже с оружием в руках.

В этой заметке мы рассмотрим три таких случая. Три ярославских так называемых «новомученика», три попа, которые были казнены Советской властью в 1918 году, во время подавления белогвардейского мятежа в Ярославле.

***

Первый из этих «пострадавших за веру» – священник Петр Зефиров, причисленный церковью к лику святых под именем «священномученик Петр Николо-Эдомский». (Поскольку жил в селе Никола-на-Эдоме, Тутаевского района).

Вот как представляют его историю идеологи буржуазии:

«6 июля (по нов. ст.) 1918 года в Ярославле началось антибольшевистское восстание. На следующий день в городе Романово-Борисоглебске было введено осадное положение, которое отменили только после подавления мятежа, 27 июля. Отец Петр был арестован и 23 июля 1918 расстрелян во дворе Романово-Борисоглебской тюрьмы по приговору ВЧК». https://rybeparhia.ru/holy/sacred/svyashchennomuchenik-petr-zefirov.html

Какое отношение имеет Петр Зефиров к подавленному мятежу? Почему вообще Советская власть обратила на него внимание? В чем она его обвинила? Об этом здесь не сказано ни слова. Наверно, Советской власти просто нечего было делать, и она от скуки арестовала и расстреляла первого попавшегося.

А здесь даже еще похлеще:

«В июле 1918 года отец Пётр Зефиров был арестован свирепыми безбожниками во время подавления Ярославского антибольшевистского восстания и приговорён к расстрелу революционным Романово-Борисоглебским судом». https://rusk.ru/st.php?idar=85305

Опять — ни малейшего намека на контрреволюционную деятельность священника Петра Зефирова, на его причастность к мятежу. Что вы! Он чист, как дитя. Он был арестован и расстрелян «свирепыми безбожниками» просто так, ни за что, ни про что. Ну а что же еще ожидать от свирепых безбожников? Их хлебом не корми, дай только свирепствовать над христианскими душами!

Подобных описаний ареста и расстрела «причисленного к лику» Петра Зефирова есть немало. И везде он якобы пострадал от Советской власти абсолютно безвинно, лишь за то, что он священник. Словом — «мученик за веру», да и только.

Однако мы обнаружили и другую версию данного события. Это — задокументированные воспоминания его очевидца и участника, чекиста Павла Николаевича Бучина. В своей рукописной книге «Хронологический материал по истории города Тутаева» за июль 1918 года он отметил:

«Расстреляны по приговору ВЧК бывший предводитель дворянства Волков, исправник Медведев, священник Петр Зефиров».

Там же мы встречаем такую запись:

«Бывший предводитель дворянства Волков, ярый противник Советской власти, оголтелый черносотенец, устроил у себя на даче штаб квартиру, откуда при помощи местного попа попытался поднять крестьян на помощь Ярославским белогвардейцам. Крестьяне не пошли за ним». http://voskresenskiy-sobor.ru/index.php/2012-08-07-13-47-13/931-7feb

Так вот оно что! Безвинный «мученик за веру», оказывается, был членом белогвардейского штаба. Он помогал в подготовке мятежа, а когда мятеж вспыхнул — пытался поднять крестьян, повести их на помощь мятежникам.

Стоит ли удивляться, что Советская власть его покарала? Нет! Он получил по заслугам. Он пострадал не «за веру» – а за контрреволюцию. Он был вместе с теми, кто хотел вернуть прежние эксплуататорские порядки, и ради этого готов был шагать по трупам трудящихся.                                                                     ***

Следующий ярославский «новомученик» — священник Геннадий Здоровцев.

Его тоже пытаются представить нежным розовым барашком, отправленным на заклание безжалостными злодеями-большевиками. Хотя кто-кто, а уж этот поп барашком ни разу не был! Во время белогвардейского мятежа он с колокольни своей церкви стрелял из пулемета по красноармейцам.  За что и был расстрелян.

Но этот факт «жития» православных авторов всячески пытаются скрыть или извратить.

В одном таком «житии» сказано, что он якобы

«…был рас­стре­лян 5 июля 1918 го­да при неиз­вест­ных об­сто­я­тель­ствах».

https://azbyka.ru/days/sv-gennadij-zdorovcev

Однако из других жизнеописаний становится ясно, что обстоятельства все-таки известны: «18.07.1918 г расстрелян красногвардейцами вместо успевшего скрыться пулеметчика». https://kostromka.ru/kidiarov/yarm.php

И вот еще:

В 1918 году, во время Ярославского восстания, с колокольни его храма пулеметчиком белогвардейцев велся обстрел наступавших отрядов Красной армии Неймана и Полякова. http://kznprihod.ru/jitia/Gennadii_Zdorovtsev_svm.aspx

И вот еще:

«Мы не знаем, с которой из двух колоколен вёл стрельбу 18 июля 1918 года белогвардейский пулемётчик. Только вот когда красные ворвались на территорию храма, пулемётчик успел скрыться, и вместо него расстреляли на месте священника». https://trostna.livejournal.com/503480.html

Тут нас пытаются убедить, что мол-де батюшка ни при чем. Это не он поливал с колокольни красных бойцов из пулемета. Это, мол, стрелял белогвардейский пулеметчик, который скрылся – а вместо него расстреляли абсолютно безвинного отца Геннадия.

Но у нас вопрос – а с чего это авторы данных писаний взяли, что стрелял не поп, а белогвардейский пулеметчик? Они что, там были? Они этому белогвардейцу патроны подносили? На чем они основывают свое утверждение о невиновности Геннадия Здоровцева?

Оказывается, вот на чем:

«В позднейших воспоминаниях советских и партийных работники указывалось, что «на колокольнях Богоявленской, Владимирской, Никитской, Покровской церквей и Успенского собора пулемёты обслуживались церковниками». Историк Р. Балашов писал, что священники «из пулемётов расстреливали идущих в наступление рабочих и красноармейцев», а на колокольнях Спасского монастыря из пулемётов стреляли «исключительно монахи».

Сейчас такие утверждения кажутся бредом. Мы понимаем: из духовенства лишь отчаявшиеся единицы могли бы принять прямое участие в боях, хотя бы потому, что даже нечаянное убийство означает лишение сана» (выделено автором статьи).

https://trostna.livejournal.com/503480.html

Вот как! Вот почему, оказывается, Геннадий Здороцев ни в коем разе не мог стрелять из пулемета! Вот почему свидетельства очевидцев, что попы все-таки стреляли – «кажутся бредом»! Священники не могли стрелять по красноармейцам – потому что им за это грозило лишение сана!

Господа авторы, вы что – за дураков нас держите? Неужели мы в это поверим? Поверим – что в разгар классовой войны, когда стоит вопрос жизни или смерти целого общественного уклада, когда решается судьба целых классов, когда сражающиеся стороны идут на все ради победы своего класса – что в такой момент кого-то может остановить такой пустяк, как угроза лишения сана? Расскажите эти сказочки кому-то другому!

Для церкви свержение Советской власти было вопросом существования. Церковь отлично знала, что при новом строе, при власти трудящихся она лишится всех своих привилегий, всего своего влияния и богатства. Власть трудящихся не станет ее поддерживать. Это власть эксплуататоров нуждалась в церкви, чтобы обманывать обездоленных, чтобы оправдывать несправедливость «божьей волей». И за это она церковь щедро одаривала. Но после революции положение изменилось. К власти пришли трудящиеся. Им опиум для народа был не нужен. И церковь никто больше не стал бы поддерживать. Значит – кончилось ее лафа, иссяк источник богатства и влияния.

За это церковь люто возненавидела новый строй.  Он была готова на все, лишь бы свергнуть Советскую власть, чтобы вернуть старые порядки и снова устроиться под крылышком эксплуататорского класса. Для церкви это был вопрос существования. И тех попов, которые бы ей в этом помогли, даже если бы у них руки были по локоть в крови, она бы не то что не лишила сана – она бы их еще живыми причислила к лику святых.

Так что для нас утверждения данного автора, что якобы священник Геннадий Здоровцев не мог стрелять из пулемета по красноармейцам, потому что он за это мог лишиться сана — звучат неубедительно и даже смешно. Мы предпочитаем верить более серьезным авторам – свидетелям и непосредственным участникам тех событий.

Вот свидетельство человека, который самолично снял с колокольни этого «страдальца за веру», поливавшего красных бойцов пулеметными очередями:

«Шедшая улица со станции Всполье в город упирается как раз в церковь, с которой все время бил пулемет, – говорит в своих воспоминаниях комиссар охраны Северных железных дорого Я.Т. Руцкий, участвовавший в подавлении восстания. Мною было выкачено одно орудие против этой церкви и шагов из 1000 она была обстреляна, но все же пулемет с таковой бил. В ночь на 8 или 9 церковь была красноармейцами окружена и с таковой с пулеметом был снят поп». (ФГАЯО – ЦДНИ. Ф. 394. Оп. 1. Д. 64. Л. 8)

Словом, и со вторым «новомучеником», священником Геннадием Здоровцевым, выходит та же самая история. Ясно как дважды два, что Советская власть его наказала не «за веру», не за то, что он православный христианин и священник – а за то, что он участвовал в белогвардейском мятеже, с оружием в руках выступал на стороне перхуровцев. Так что никакой он не «безвинно пострадавший за веру». Он – получивший по заслугам контрреволюционер.

***

И наконец – третий ярославский «новомученик» — священник Николай Брянцев. Он также был расстрелян во время подавления мятежа. Как же это произошло? Вот описания авторов, которые стоят на том, что Николай Брянцев действительно пострадал «за веру», а не за контрреволюцию:

«С Туговой горы открывается вид на центр города…поэтому она становится центральной огневой точкой… когда 8 июня, на третий день сражений, прямо во время литургии красногвардейцы попытались затащить пулемет на колокольню Пятницкого храма, отец Николай возмутился и пытался остановить их». https://trostna.livejournal.com/503480.html

«…и те тут же жестоко с ним расправились». https://ieris-m.livejournal.com/324724.html

Значит, по версии этих авторов, священник Николай Брянцев не позволял свирепым красным безбожникам затащить пулемет на колокольню церкви вовремя литургия – ибо это есть осквернение храма и нарушение таинства богослужения. Поэтому наш батюшка до глубины своей праведной христианской души возмутился подобным кощунством, и ревнуя о боге, пытался помешать святотатцам. А свирепые безбожники его за это убили. Прямо – мученик за веру, да и только.

Во все это можно было бы поверить, если бы мы не знали, что белогвардейцам ярославские попы не мешали втаскивать пулеметы в церкви, не возмущались и не говорили о кощунстве. Наоборот — белогвардейцев они встречали с раскрытыми объятиями и услужливо помогали устанавливать орудия.  А нередко даже и сами стреляли по красноармейцам, как коллега Николая Брянцева — Геннадий Здоровцев, о котором мы писали выше.

Значит, что получается? Стрелять из красного пулемета по белым — кощунство, а из белого пулемета стрелять по рабочим — святое дело? Выходит – красноармейский пулемет церковь оскверняет, а белогвардейский – наоборот, освящает?

И если бы в церковь к отцу Николаю Брянцеву притащили пулемет не красные, а белые – он бы не возмущался и не говорил о кощунстве — а открывал бы перед ними двери и указывал дорогу на колокольню? А может, даже сам бы вызвался пострелять по безбожникам – отвести свою православную душу?

Короче, россказни о том, что священник Николай Брянцев мешал красным установить пулемет на колокольню единственно из боязни осквернения храма – сказочка для наивных простофиль.  А факты состоят в следующем. В разгар боя между белогвардейцами и красными, в такой момент, когда решалась и судьба города, и судьба советской власти, когда каждая минута промедления уносила сотни жизней защитников Советской власти – священник Николай Брянцев не давал красноармейцам занять лучшую в городе огневую позицию. Тем самым он обрекал на гибель сотни красных бойцов под артиллерийским огнем белых, без прикрытия наших пулеметов, и способствовал разгрому красных частей. Он вполне определенно помогал мятежникам, воевал против Советской власти. Но при этом он свою ненависть к власти трудящихся и свою контрреволюционность лицемерно скрывал под маской христианского подвижника, якобы возмущенного осквернением храма.

***

Итак, все три ярославских «новомученика» оказались ярыми контрреволюционерами, злобными врагами советского строя. Они вполне заслуженно были наказаны Советской властью за свои преступления. Никакими они не были «божьими агнцами», безвинно пострадавшими от рук «свирепых безбожников» – как нам усиленно внушает буржуазная пропаганда.

И это относится ко всем так называемым «новомученикам». Если изучить их реальные биографии, а не принимать на веру те приторно-слюнявые «жития», которым РПЦ в обязательном порядке снабжает каждого такого «новомученика» — окажется, что ни один из них не пострадал за веру, а все до одного были наказаны за контрреволюцию.

В. ЯНЕВА. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *