12 октября на пленарном заседании Госдумы обсуждался законопроект о дополнении перечня оснований для проведения внеплановой проверки работодателей таким основанием, как поступление информации о фактах неоформления с работником трудовых отношений. По этому вопросу выступил депутат фракции КПРФ А.В. Куринный.
— Уважаемые коллеги, фракция КПРФ, безусловно, поддержит данный законопроект, но это лишь очень маленький, пока очень осторожный шаг в сторону выведения из тени той огромной массы наших граждан, которые в ней находятся.
Вот коллега из «Справедливой России» сказал про 23 миллиона по одним данным или про 38 миллионов по другим данным, но сегодня это признают все. Это признаёт сегодня премьер-министр, это признают сегодня все его заместители, разводят руками и говорят, что как же так, вот в нашей стране, оказывается, часть, чуть ли не четверть трудоспособного населения находится в теневом секторе?
Почему она там находится и почему государство не предпринимает на сегодня нормальных и жёстких мер по выведению из этой тени, совершенно непонятно. Разговоры, точнее, идут про то, что мы сейчас завалим весь бизнес малый и средний, если заставим платить честно заработную плату и все отчисления в фонды, но если мы сегодня не начнём этих твёрдых и уверенных шагов, завтра ничего не изменится. Триллион рублей недоплачено в бюджеты, ну вот по нашим данным порядка полутора триллионов рублей, есть такие данные, есть такая статистика.
Это в бюджет федеральный, есть бюджеты региональные, есть бюджеты внебюджетных фондов ещё дополнительно, которые тоже теряют эти деньги. Есть будущее у тех, кто сегодня работает, точнее, его нет в части получения нормальных пенсий. Потому что сегодня есть люди, которые 20, 15, а некоторые даже больше лет работают вот в этом неофициальном сером секторе. И что будет с ними завтра? Они начнут массово выходить в ближайшее время на пенсию без права на эту самую пенсию.
То есть, достигнув 60 лет мужчины и 55 лет женщины, пенсию не получат. И таких уже к 2025 году будет в районе 20 процентов. Вдумайтесь, каждый пятый не получит страховую трудовую пенсию, достигнув пенсионного возраста и будет ждать только социальную минимальную еще раз через 5 лет.
Поэтому проблема есть, проблема сегодня требует политической воли, ее решение. Первый шаг, безусловно, это ужесточение ответственности. Я думаю, ко многим из вас уже обращались люди, которые не могут получить соответствующую заработную плату, которая им выплачивалась в конверте, потому что не было соответствующего трудового договора. Некоторые вообще не оформлены и самое главное они не оформлены не на каких-то там частных предприятиях маленьких.
Федеральный центр перинатальный, который строится в городе Ульяновске, полгода назад зашел на строительную площадку — киргизы, таджики, лица из других братских когда-то республик работают без всяких договоров. Есть некая фирма, с ней заключен гражданско-правовой договор, набраны рабочие, в итоге никаких трудовых договоров, никаких гарантий, ну естественно соответствующее освоение государственных средств и результат, который мы сегодня имеем, я имею в виду в части сданных, из 30 сдано 17 еле-еле.
Другой случай, когда обращается… Я прошу добавить немножко, от фракции… Когда обращается девушка 23 лет, упавшая тоже на одном из федеральных наших объектов с высоты, сломавшая позвоночник. И в итоге оказалось после проверки, что эта девушка нигде не оформлена, ни в каких трудовых отношениях не состоит, никто ей ничего не должен. И вот с переломом позвоночника, получив 2 группу инвалидности, еле-еле через суд через год мы добились того, чтобы ее все-таки признали работающей, чтобы ей выплатили все необходимые и положенные ей по закону бонусы.
Что касается жесткой практики применения вот этих самых агентов, трудовых агентов. Я повторяю, это практика многих стран. Не ссылаться сегодня на законодательство, когда я шлю запрос соответствующий как депутат, а мне приходит ответ: что, уважаемый депутат, если вы не приведете конкретно фамилию, имя, отчество и год рождения того человека, который вам жалуется, где он работает и сколько получает, мы проверять не будем в целом.
К большему сожалению, это комплексные ответы сегодня, которые мы получаем. То ли нам не согласует прокуратура, то ли у нас нет оснований. То есть вот такие вот в целом обращения остаются без соответствующей реакции.
Поэтому, если будут люди специальные, которые будут работать в трудовой инспекции либо в какой-нибудь иной государственной структуре, будут приходить, устраиваться на работу, не получать соответствующих трудовых договоров, и к работодателям будут применяться жёсткие меры необходимые. Я вас уверяю, мы эту массу, которая там 25 или 30 миллионов человек, буквально в течение короткого времени сократим, а самое главное — оставим людям надежду на достойную пенсию, на достойную оплату труда и на все социальные гарантии, которые на сегодня существуют.
Я опускаю за скобки федеральный бюджет, который значительно наполнится в результате этого, и который позволит решить многие проблемы, которые мы сегодня в нынешнем варианте проекта бюджета решить не можем: и по здравоохранению, и по образованию, и по другим социально важным статьям. Фракция поддерживает данный законопроект, и считает, что продолжать жёсткую работу в этом направлении необходимо и дальше. Спасибо.