Бедность не порок, а… статистика

karikatura-lyubimyy-bayan_(artem-bushuev)_22283

В России социальные вопросы недаром сейчас называют приоритетными практически все — от главы государства до депутатов и чиновников самого разного уровня. Но при этом методы борьбы с бедностью предлагаются не всегда понятные всем, хотя государство на словах хочет свести число бедных людей к минимуму, точнее уменьшить его в два раза в соотношении к показателям 2017 года. Если обратиться к официальной статистике, то борьба эта идёт успешно и первые результаты уже достигнуты. А на горизонте — новые планы и цели на ближайшее будущее.

Пока же, согласно отчёту Росстата, на конец весны 2023 года уровень бедности снизился и составил уже всего 10,5%. В 2017 году этот уровень равнялся 12,9%. То есть до достижения поставленных целей ещё очень далеко. Но и сроки обозначены началом 2024 года. К этому времени уровень бедности не должен превышать 6,45%. Для обычных людей методы борьбы с бедностью лежат на поверхности — это увеличение зарплат и пенсий. А вот чиновники нашли другой путь, разумеется, более удобный для себя любимых, — изменить само понятие бедности и сократить до минимума число пенсионеров.

Но для начала напомним, кто же в России считается сейчас бедным. Граница бедности в нашей стране определена весьма конкретно и связана с прожиточным минимумом (ПМ). Однако лишь косвенно. Она не равняется этому показателю, а указывается как более низкая. То есть граница установлена даже ниже ПМ, хотя раньше бедными считались все, кто получает хотя бы на рубль меньше этой суммы. Но минтруд полагает, что понятие границы бедности необходимо для расчётов и всяческих исследований. На деле же это больше смахивает на попытки подтянуть цифры под более удобный график. Что ж, всё это вполне в духе нашего чиновничества, которому всегда необходимо чем-то манипулировать, придумывать какие-то новые понятия. Так и в случае с ПМ: не хватало нашим чинушам имевшегося определения прожиточного минимума. Ведь у них это уже в крови — всё усложнить и сделать менее прозрачным.

Но действия по поговорке жулика-напёрсточника — «кручу, верчу, запутать хочу» — отнюдь не единственный метод, взятый на вооружение властью для определения уровня бедности. Ещё один «путь», который используют чиновники, — уменьшение числа пенсионеров. Ведь это именно они, судя по всему, портят всю статистическую картину! Не случайно даже сам Социальный фонд России не скрывает, что людей на пенсии должно быть меньше. Ведь если их меньше, то и число бедных автоматически уменьшается! Поэтому и пенсионная реформа идёт на пользу статистике. Жаль только, что не на пользу людям.

В текущем году для активизации борьбы с бедностью планируется выплачивать больше пособий, вводить компенсации и льготы. Эта мера, как считают статистики, позволит уменьшить бедность в стране ещё на пару процентов. Также планируется повышать МРОТ, что положительно скажется на ряде граждан. Утверждена и ежегодная индексация пенсий.

Но не стоит обманывать себя: всего этого на самом деле мало! Почему не предпринять действий, например, по выводу зарплат граждан из так называемого чёрного сектора. Или нивелировать налог на низкие зарплаты. Есть и другие варианты, которые приветствовались бы населением страны.

Но, увы, нашим чиновникам выгоднее повышать уровень ПМ, к которому теперь уровень бедности не привязан. Зато к таким действиям легко можно «привязать» любую удобную для власти статистику, что означает одно: сомневаться в очередной бравурной отчётности Росстата на предмет бедности в России не придётся.

Николай ЕВСТАФЬЕВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *