Белочудо

1592675035_bel

Чего достигла Белоруссия, отказавшись от «приватизации по Чубайсу»?

Экономика Беларуси на фоне всех других бывших советских республик показала свою полную жизнеспособность. Беларусь не проводила массовую приватизацию, которая нанесла удар по экономическому потенциалу. Она сумела сохранить стратегическое планирование и мощный государственный сектор. Сегодня преимущества такой политики полностью очевидны, и мы вправе говорить о «белорусском экономическом чуде».

– Сейчас часто говорят о том, что Запад на протяжении многих лет скупал земли и ресурсы Украины. По-вашему, СВО как-то сорвет планы Запада по дальнейшей скупке всего и вся на Украине?

– После того, как Украина стала самостийной, частники прибрали к рукам плодородные земли. Сначала это были агропромышленные комплексы, в капитале которых присутствовали украинские олигархи. Потом выяснилось, что за ними стояли представители мировой финансовой олигархии, а это уже другой калибр. Затем украинские олигархи стали продавать свои доли в агрохолдингах резидентам. В результате половина плодородных земель Украины контролируется американским бизнесом.

Что касается минеральных ресурсов, большая их часть находится в ЛНР и ДНР, Херсонской и Запорожской областях. Из тех областей, которые не вошли в состав РФ, – это Днепропетровская область. Тем не менее цена вопроса остается высокой.

Недавно американский сенатор Линдси Грэм, он относится к категории «ястребов», дал интервью телеканалу CBS, где откровенно назвал цели США на Украине. Это не борьба за свободу и демократию, а борьба за природные ресурсы. Они не должны эти ресурсы уступать ни России, ни Китаю. Он также считает, что главным бенефициаром может оказаться не Россия, а Китай. Он утверждает, что США должны сохранить свои позиции не только на территориях, не вошедших в РФ, но должны отвоевать земли, вошедшие в состав России. Цена вопроса, по его мнению, двенадцать триллионов долларов. Но есть оценки, которые измеряются десятками триллионов долларов.

Министр обороны США Ллойд Остин озвучил, сколько средств США и страны НАТО вложили в военную помощь Украине – 98 миллиардов долларов. На фоне двенадцати триллионов долларов эта сумма – копейки. То есть они будут продолжать накачивать Украину.

В игру вступили банкиры. До 2022 года на Украине действовало, выражаясь языком Пушкина, «злато» в виде кредитов, инвестиций, а с февраля 2024 в игру вступил «булат». Они маскируют «булат», но скоро маски будут сброшены.

Российские замороженные активы они хотят забрать, но западное законодательство не позволяет. Поэтому придумали схему: давайте хотя бы будем стричь доходы с этих активов. Но большая часть валютных резервов РФ – двести миллиардов (всего триста) находятся в европейской юрисдикции. И сейчас вырисовывается другая схема. Запад резко сократил безвозмездную помощь Украине и переходит на кредитную помощь. Американцы уже озвучили цифру в пятьдесят миллиардов долларов, которые они выделят в виде кредитов. Возникает вопрос: как Незалежная будет погашать свои обязательства по этим кредитам?

Тут появляется схема – те доходы, которые возникнут в результате стрижки российских активов в Европе, пойдут на оплату процентов. Европа выступает гарантом текущих обязательств Украины перед американскими банкирами. Но рано или поздно придется погашать основную сумму долга, а обеспечением как раз являются природные ресурсы Украины.

Анализируя это, я прихожу к выводу, что ни на какие мирные соглашения они не пойдут, они будут драться до последнего, цена вопроса слишком велика. Поэтому последнее предложение Президента РФ Владимира Путина, озвученное на совещании в МИД РФ, оно грамотное, но наши оппоненты лишились всякого рассудка.

 Не по чубайсовским лекалам

– В чем заключается экономическое чудо Беларуси?

– Это, конечно, не чудо. Это демонстрация жизнеспособности белорусской экономики. Рассмотрим траекторию экономического развития России за тридцать с лишним лет. В 1992 году, по оценкам МВФ, доля России в мировом ВВП (по паритету покупательной способности) составила 4,85 процента. По итогам прошлого года эта доля составила 2,95 процентов. Снизилась в 1,6–1,7 раза за тридцать с небольшим лет. Это очень серьезное снижение. Не так много стран в мире, которые имеют такую траекторию пикирующего бомбардировщика.

Понятно, что мы оказались в тяжелом положении после развала СССР. Произошел экономический разрыв каких-то связей с теми странами, которые тоже возникли на развалинах СССР. Все постсоветские республики действительно снижали свою долю. Давайте посмотрим, в какой степени. Рекордсменом является Украина. В 1992 году ее доля составила ровно один процент в мировом ВВП. В составе СССР Украина была второй по потенциалу экономикой. По итогам прошлого года ее доля в мировом ВВП составила только 0,25 процента. Ее доля в мировой экономике сократилась в четыре раза.

Сейчас многие скажут, что это из-за СВО. Хорошо. Давайте посмотрим показатели Украины до СВО. Последний мирный год 2021-й – доля Украины составила 0,4 процента. Все равно снижение по сравнению с 1992 годом в 2,5 раза. Это рекорд Украины.

А вот экономика Беларуси на фоне всех других постсоветских республик показала свою жизнеспособность. Понятно, что они были небольшой республикой и по населению, и по экономике. Поэтому в 1992 году ее доля в мировом ВВП составила 0,15 процента. А в прошлом году ее доля составила 0,13 процента. Некоторое снижение все же есть, но это минимальное снижение, в рамках статистической погрешности.

Как это произошло? У Российской Федерации было больше оснований, чтобы укрепить и усилить свою долю в мировой экономике, потому что РСФСР была крупнейшей союзной республикой, на нее приходилась примерно половина всего валового общественного продукта. Тогда в СССР было понятие «единый народнохозяйственный комплекс» (ЕНК), т.е. экономика самодостаточна, потому что в ней присутствуют все отрасли производства.

В СССР был ЕНК, но и РСФСР имела все признаки ЕНК, в отличие от маленькой Беларуси. Потому что у них не было всего набора отраслей. Там была обрабатывающая промышленность, в основном машиностроение, и у нее нет таких серьезных природных ресурсов, как у России. Следовательно, Беларусь предпринимала что-то такое, чего не предпринимали мы, или наоборот.

РБ не проводила массовую приватизацию, а у нас была и нанесла серьезный удар по нашему экономическому потенциалу. У них сохранилось планирование. Конечно, оно было не такое жесткое, как в СССР. Сегодня государственный сектор экономики республики занимает более прочные позиции, чем в России. Доля сектора общей занятости в экономике Беларуси на сегодняшний день в районе 55 процентов, доля госсектора ВВП составляет примерно 47 процентов. Это не означает, что в Беларуси нет частного предпринимательства. Есть. Но там шли не по пути чубайсовской приватизации, а по пути стимулирования создания новых предприятий с частным капиталом. То есть образование компаний с нуля. В данном случае госсектор не страдал.

Смотрел видео в интернете, где Президент Беларуси Александр Лукашенко беседует с премьер-министром Романом Головченко. Премьер-министр проинформировал президента, как обстоит дело с национальной экономикой Беларуси. Он сказал, что у них из пяти ключевых показателей по итогам пяти месяцев по четырем полное выполнение, даже перевыполнение: прирост ВВП 5,2 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года. Это лучше, чем по России. Инвестиции в основной капитал и реальные доходы населения на годовой основе по десять процентов. Индекс потребительских цен оказался ниже запланированных 2,8 процента. Только один показатель из пяти, как сказал премьер, оказался невыполненным – это показатель экспорта в стоимостном, а не в физическом выражении, но это объясняется в значительной степени изменением конъюнктуры на мировых товарных рынках. В физическом выражении экспорт вырос на годовой основе на 8,7 процента. Там премьер-министр действительно отчитывается, и не раз в несколько лет, а несколько раз в течение года, о том, как идет выполнение ключевых показателей.

Сейчас, в условиях СВО, обострения международной обстановки, угрозы настоящей, полноценной войны Россия и Беларусь сближаются. Они всегда были ближе друг к другу в рамках Экономического Евразийского союза, в отличие от Казахстана, Киргизии и Армении. Сейчас это сближение ускорилось, идет экономическая интеграция. Но нам необходимо не просто усиливать торгово-экономические отношения, инвестиционное сотрудничество, но и изучать опыт, как им удается держаться на плаву.

В.Ю. КАТАСОНОВ, профессор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *