В 2023 году исполняется ряд круглых памятных дат в истории коммунистического движения: 175 лет со дня издания К. Марксом и Ф. Энгельсом «Манифеста коммунистической партии»; 145 лет со дня образования С. Халтуриным и В. Обнорским «Северного союза русских рабочих» в Петербурге; 140 лет со дня организации Г.В. Плехановым первой русской марксистской группы «Освобождение труда» в Женеве; 125 лет со дня проведения I Съезда РСДРП в Минске; 30 лет со дня проведения II Чрезвычайного Съезда КПРФ, объявившего об официальном возобновлении деятельности Коммунистической партии в России. Однако конец июля — начало августа знаменуется воистину судьбоносной датой для коммунистического движения: 120 лет со дня проведения II Съезда РСДРП, в ходе которого идейно и организационно оформился большевизм. Слово «большевик» положило начало целой плеяды знаковых понятий эпохи Великого Октября и советской цивилизации (комсомол, пятилетка, колхоз, спутник и др.), которым не требовался перевод на иностранные языки. Они были приняты в транскрипции великого и могучего русского языка.
Предыстория созыва II Съезда РСДРП
Начало ХХ века для Российской империи проходило в обстановке нараставшего революционного движения. Рабочий класс становился влиятельной политической силой в надвигающейся революции. 13 — 15 марта 1898 года в Минске состоялся Первый съезд Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), участники которого ( 9 делегатов — С. Радченко, П. Тучапский, К. Петрусевич, А. Ванновский, Б. Эйдельман, Н. Вигдорчик, А. Кремер, Ш. Кац и А. Мутник) провозгласили создание общенациональной политической организации, призванной бороться за интересы рабочего класса. Хозяин дома Румянцев, не являясь делегатом Съезда, произнес тост пророческого характера: «Пусть дитя, рожденное в этом доме, будет сильным и крепким, как Геркулес». Тогда уже отчетливо наблюдалась борьба за влияние на пролетариат между революционными марксистами и буржуазными демократами, а между теми и другими меньшевики пытались занять среднее положение, т.е. соглашательскую позицию и с либералами, и революционными социал-демократами. это Нашло яркое отражение в деятельности редакции первой марксистской газеты «Искра» по подготовке II Съезда РСДРП, которая была возложена задача восстановить партию, организационно разрушенную арестами и преследованиями многих ее членов царской охранкой, а идейно – действиями, выражаясь словами Ленина, оппортунистами из числа «экономистов» и бундовцев. Редакция «Искры» в основном работала в Мюнхене. В её состав входили: П.Б. Аксельрод, В.И. Засулич, В.И. Ленин, Ю.О. Мартов, Г.В. Плеханов и А.Н. Потресов. Согласно планам Ленина, «Искра» должна была перед Съездом сплотить раздробленные политические группы в России и разработать проект Программы партии. В рамках редакции «Искры» между Лениным и Плехановым происходила острая борьба по поводу идейно-политического содержания Программы партии. Когда Плеханов в 1902 г. познакомил Ленина с проектом Программы, то он не согласился с этим документом и представил свой собственный вариант проекта Программы.
Плеханов прямо пригрозил расколом, если будет полностью принят проект Ленина для рассмотрения на Съезде. [См. «Ленинский сборник» III, стр. 285.// https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_A1SV_57305/]. Ленин отмечал, что плехановский вариант Программы — «это скорее программа для учащихся (особенно в самом главном отделе, посвященном характеристике капитализма), и притом учащихся первого курса, на котором говорят о капитализме вообще, а еще не о русском капитализме». [Ленин. Замечания на второй проект программы Плеханова. //https://ru.wikisource.org/wiki/]. Требуя конкретной постановки вопроса о русском капитализме в виде четких определенных выводов, он считал, что Партия российского пролетариата обязана объявить войну русскому капитализму. Исходя из особенностей капиталистического развития России, в Программу более четко включить задачи российского пролетариата: борьба с остатками крепостничества и гнетом капитализма. Он утверждал, что только тогда Программа станет ориентиром не только для миллионов пролетариев, но и для миллионов кустарей и крестьян, разоряемых соответственно капитализмом и помещиками, чтобы они делали «неизбежно вывод: единственное спасение — примкнуть к партии пролетариата». [Ленин. Замечания на второй проект программы Плеханова.//https://ru.wikisource.org/wiki/].
Ленин настаивал на введение пункта о диктатуре пролетариата, который отсутствовал в проекте Программы Плеханова. В своих возражениях он писал, что «признание необходимости диктатуры пролетариата самым тесным и неразрывным образом связано с положением Коммунистического Манифеста, что пролетариат один только есть действительно революционный класс». [Ленин. Замечания на второй проект программы Плеханова.// https://ru.wikisource.org/wiki/]. Ленин, с учетом положений о гегемонии и диктатуры пролетариата, предлагал сформулировать в Программе партии об отношении пролетариата к мелкой буржуазии. Ленин выступал за то, чтобы подчеркнуть условную революционность мелкой буржуазии, которая заключается в том, что она, добившись решения своих проблем, из революционного класса, становится сторонником сохранения буржуазных отношений. Только один пролетариат в силу своего классового положения идет до конца в ликвидации капитализма как общественного строя. В этом заключается главная роль пролетариата как вождя, как гегемона, который идет во главе революционной борьбы и ведет за собой крестьянство, кустарей и другие слои населения.
Ленин, касаясь аграрной части проекта Программы, считал, чтобы крестьяне поддержали пролетариат в борьбе с капитализмом на данном этапе в условиях нарастающего революционного движения, необходимо выдвинуть требование возвращения «отрезков» земли крестьянам. «Отрезками» назывались те земли, которые помещики при отмене крепостного права в 1861 году отрезали от крестьянских наделов: выгоны, луга, леса, места, близкие к реке. Без них крестьяне не могли полноценно вести хозяйство и поэтому вынуждены были арендовать у прежних помещиков свои же, отрезанные в пользу бывших крепостников земли. Выдвигая требование возвращения крестьянам отрезков, Ленин видел в этом важнейшее средство вовлечения в революционную борьбу широких слоев крестьянских масс и путь к расширению размаха революции. Итак, благодаря поправкам Ленина и его активной борьбе внутри редакции «Искры» с противниками создания революционной партии, плехановский вариант Программы партии стал наиболее приемлемым для рассмотрения на II Съезде РСДРП, что в некоторой степени способствовало успешному принятию ее на форуме.
Принятие Программы РСДРП на II съезде
Второй съезд РСДРП, состоялся 17 (30) июля — 10 (23) августа 1903. До 24 июля (6 августа) работал в Брюсселе, но бельгийская полиция вынудила делегатов покинуть страну. Съезд перенёс свои заседания в Лондон. Всего было 37 заседаний (13 — в Брюсселе и 24 — в Лондоне). На съезде были представлены 26 организаций. В работе II съезда РСДРП участвовало 57 делегатов: 43 делегата с 51 решающим голосом (некоторые комитеты не могли прислать нужного числа делегатов и ряд делегатов имели по два мандата) и 14 делегатов с совещательным голосом. Все они представляли несколько тысяч членов партии. Лидерами РСДРП были Ленин, Мартов и Плеханов.
Съезд открылся вступительной речью Г.В. Плеханова. Подлинным руководителем съезда был В. И. Ленин. Он выступал почти по всем вопросам повестки дня, был выбран в бюро съезда, председательствовал на нескольких заседаниях, являлся членом программной, организационной и мандатной комиссий. Особенность вынесенного на обсуждение Съездом проекта Программы состояла так же в том, что она состояла из двух частей: программа-минимум и программа-максимум. Программа-максимум ориентировала на достижение главной задачи рабочего класса – осуществление социалистической революции, установление диктатуры пролетариат, уничтожение частной собственности на средства производства и классового деления (всеобщее равенство), подавление сопротивления эксплуататоров. Программа-минимум включала требования, которые Партия выставляла еще до окончательной победы пролетариата над буржуазией: созыв Учредительного собрания, введение всеобщего, равного, прямого избирательного права и тайной подачи голосов на выборах, ликвидация национального угнетения и неравноправия и установление демократической республики. Делегаты Съезда в своей массе рассматривали демократию не как цель революционной борьбы, а как средство ее осуществления. Из уст одного из главных организаторов II съезда и лидеров Партии Г. Плеханова прозвучало: «Успех революции — высший закон. И если бы ради успеха революции потребовалось временно ограничить действие того или другого демократического принципа, то перед таким ограничением преступно было бы останавливаться… Гипотетически мыслим случай, когда мы, социал-демократы, высказались бы против всеобщего избирательного права. Революционный пролетариат мог бы ограничить политические права высших классов, подобно тому, как высшие классы ограничивали когда-то его политические права». (Выделено нами – В.К.) [Протоколы II съезда РСДРП, под ред. С. И Гусева и П. Н. Лепешинского, М., Партиздат, 1932 г. //https://vk.com/wall-81495923_1504]. Далее он продолжил: «Если бы в порыве революционного энтузиазма народ выбрал очень хороший парламент, то нам следовало бы стараться сделать его долгим парламентом, а если бы выборы оказались неудачными, то нам нужно было бы стараться разогнать его не через два года, а если можно, то через две недели». (Выделено нами – В.К.) [Протоколы II съезда РСДРП, под ред. С. И Гусева и П. Н. Лепешинского, М., Партиздат, 1932 г.//https://vk.com/wall-81495923_1504].]. Е. Ярославский, видный советский партийный и государственный деятель в первой половине ХХ века, отмечал: «Плеханову за его речь не только аплодировали, но и шикали на съезде, а это показывает, что уже и тогда в социал-демократической партии были люди, которые высшей своей целью считали буржуазную демократию и дальше этого не шли… Но мы ведь знаем, что сам Плеханов впоследствии изменил тому, что он защищал на II съезде. Мы знаем, как Плеханов возмущался, когда большевики распустили Учредительное собрание в начале 1918г., когда большевики на деле применили то, что он когда-то проповедовал на словах». (Выделено нами – В.К.) [Ем. Ярославский. К 35-летию II съезда РСДРП. М., 1938 г. //https://prorivists.org/doc_2party-congress_yaroslavsky/] На Съезде Ленин резко выступил против «экономистов» В. Акимова, А. Мартынова, бундовцем.
Те отрицали важность внесения социалистического сознания в рабочее движение. Они были против руководящей роли революционной партии в нём. По их мнению, рабочий класс обязан ограничиться борьбой за экономические права: повышение зарплаты, отмена штрафов, оборудование рабочего места, пенсионное обеспечение и т.д. Л. Троцкий также высказывался за исключение из Программы партии тезиса о «диктатуре пролетариата». По его словам, диктатура пролетариата возможна лишь тогда, «когда партия сольется с рабочим классом и рабочий класс будет большинством в стране». (Выделено нами – В.К.). [Протоколы II съезда РСДРП, под ред. С. И Гусева и П. Н. Лепешинского, М., Партиздат, 1932 г.,//https://vk.com/wall-81495923_1504]. В реальности их реформистское понимание установления диктатуры пролетариата в России отдвигало передачу власти в руки рабочего класса на неопределенное время. Съезд большинством голосов решительно отверг их антимарксистское понимание установления диктатуры пролетариата.
Второй вопрос, который вызвал нападки правой части Съезда на сторонников Ленина, был вопрос об «отрезках» в аграрной части проекта Программе партии. На II съезде партии делегаты (А. Мартынов, Д. Калафати (Махов)), считая крестьянство реакционной общественной силой, были против включения положения о «возврате «отрезков» крестьянам» в аграрную часть Программы. Они утверждали, что участие крестьянства в революции приведет к тому, что «…это будет уже не революция, а реакция». [Протоколы II съезда РСДРП, под ред. С. И Гусева и П. Н. Лепешинского, М., Партиздат, 1932 стр. 182. //https://vk.com/wall-81495923_1504]. Делегаты Съезда наряду с требованием «отрезков» включило в Программу-минимум ряд дополнений: отмена выкупных и оброчных платежей, ограничивающих крестьянство в распоряжении его землей, конфискация монастырских и церковных имуществ, а также имений удельных и кабинетских, принадлежащих лицам царской фамилии.
На Съезде возникла острая дискуссия по национальному вопросу. В проекте Программы указывалось право наций на самоопределение. Присутствовавшие представители от польской делегации на Съезде Я. Ганецкий и А. Варский, а также делегаты от партии «Бунда» выступили против этого требования. Они отмечали, что право наций на самоопределение противоречит единству пролетариев всех стран. Ленин, выступая по данному вопросу, подчеркнул, что пролетариат России должен бороться против насильственной политики царизма, угнетающей другие национальности. Возражать против этого требования в программе — равносильно предложить нашей партии покинуть интернационалистскую точку зрения. «Начиная с 1903 года, когда наша партия приняла программу, мы каждый раз встречались с отчаянной оппозицией со стороны поляков. Польские социал-демократы ушли с этого съезда (II Съезд РСДРП – В.И.), найдя, что признание за нациями права на самоопределение для них неприемлемо. Эти люди желают свести позицию нашей партии на позицию шовинистов». [Ленин Речь по национальному вопросу. 29 апреля (12 мая).//ППС, 5-е изд., т. 31, С. 432.]. Дальнейшие события в России особенно после Октябрьской революции, подтвердили, насколько Ленин и его соратники в этом вопросе были политически правы. Именно ленинское понимание разрешения национального вопроса в России вплоть до образования СССР на основе добровольного вхождения и выхода из СССР народов обеспечило успех социалистической революции и поддержку политике большевиков со стороны трудящихся в создании СССР. Сталин в речи по случаю принятия новой Конституции СССР (25 ноября 1936 г.) особо напомнил тем коммунистам, кто выступал за исключение из новой Конституции статьи о праве свободного выхода республик из СССР, что «СССР есть добровольный союз равноправных Союзных республик». [Сталин. О проекте Конституции Союза ССР: Доклад на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 года.//https://www.marxists.org/russkij/stalin/t14/t14_40.htm]
Итак, в ходе острых дебатов, развернувшихся между сторонниками Ленина и правой частью делегатов на II Съезде, в конечном итоге была принята Программа революционного марксизма. Впервые, со времени ухода Маркса и Энгельса из жизни, российские социал-демократы приняли марксистскую Программу, в корне отличную от программ социал-демократических партий западноевропейских стран. Она включала такие вопросы, как диктатура пролетариата, роль пролетариата как гегемона в революции, положение крестьянства в революционном движении и право наций на самоопределение.
Устав партии. Разногласия по вопросу о членстве в партии
Другим важным шагом вперед с точки зрения организационного устройства партии рабочего класса было принятие Устава партии. Больше всего споров возникло по вопросу о том, кого считать членом партии. Ленин предложил первый пункт Устава партии в следующей редакции: «Членом партии считается всякий, признающий ее программу и поддерживающий партию как материальными средствами, так и личным участием в одной из партийных организаций». [Ленин. Рассказ о II съезде РСДРП. Как возникал большевизм.// https://www.politpros.com/] Согласно этому пункту членом партии может считаться только тот, кто действительно входит в организацию, кто признает партийную дисциплину, кто целиком отдает себя делу партии, делу социализма. Другая группа делегатов — будущие меньшевики — настаивала на формулировке, предложенной одним из трех лидеров Съезда Мартовым: «Членом РСДРП считается всякий, принимающий ее программу, поддерживающий партию материальными средствами, оказывающий ей регулярное личное содействие под руководством одной из ее организаций». Мартов и его сторонники, настаивая на этой формулировке, говорили: неужели какой-нибудь профессор или гимназист обязательно должен войти в организацию, чтобы считаться членом партии? Неужели недостаточно для этого оказывать партии личное содействие, не будучи в самой организации? Соратники Ленина боролись за то, чтобы партия базировалась на дисциплине, чтобы она была централизованной организацией. Без реализации этих принципов партия была бы «рыхлым тестом», из которого буржуазные индивидуалисты, «барские анархисты» (к барским анархистам, например, Ленин относил Троцкого) лепили бы, что им угодно. Ленин писал: «Формула т. Мартова либо останется мертвой буквой, пустой фразой, либо она принесет пользу главным образом и почти исключительно „интеллигентам, насквозь пропитанным буржуазным индивидуализмом“ и не желающим входить в организацию. На словах формула Мартова отстаивает интересы широких слоев пролетариата; на деле эта формула послужит интересам буржуазной интеллигенции, чурающейся пролетарской дисциплины и организации». [Ленин. Шаг вперед, два шага назад. ППС, т. 8, Москва, 1967 //http://uaio.ru/vil/08. (Окончание следует).
Первый секретарь ЯО КПРФ
В.И. Корнилов.