Мне, как и всем школьникам 90-х годов прошлого столетия, уже не суждено было стать пионером. Я очень хорошо помню, как мне, первоклашке в нарядном белом фартуке с белыми бантами на голове, прикрепляли к груди значок с изображением Володи Ульянова (Ленина) в прекрасном светлом зале Дома культуры железнодорожников. Сердце билось от волнения и от того, что мне надо было прочитать стихотворение, а стоявшие сзади пионеры подталкивали вперед. Я боялась ошибиться и одновременно мечтала, что однажды, как они, буду подталкивать несмышленых малышей к первому ответственному шагу.
И вот в классе учительница объявляет, что с завтрашнего дня можно приходить в школу в любой одежде. Этот факт меня не огорчил: форму я не любила, вернее — не само платье, а черный фартук. Вместе с ним в прошлое ушла и октябрятская звездочка, и все, что с ней связано. А воспоминания о прекрасном пионерском детстве сохранились только у моей мамы, Натальи Сизовой (Дроздовой):
— Я хорошо помню тот день, когда меня принимали в пионеры. Это был 1971 год, я училась в четвертом классе 57-й школы. Точно был апрель, и сама церемония проходила на аллее проспекта Ленина прямо у памятника Владимира Ильича.
Это был настоящий праздник, на который приходили целыми семьями. Со мной были родители и дедушка с бабушкой. Конечно же, самым важным атрибутом в тот день был красный галстук. Галстуки были разные: о шелковых мечтал каждый школьник, но не все семьи могли себе это позволить. Я помню, что некоторым ребятам из 57-й школы родители сами шили галстуки из самого простого материала. Мой был средний по цене и качеству, но я им очень гордилась. На обратном пути я просила родителей не застегивать плащ, чтобы все прохожие видели, что я уже пионер!
Я несколько раз меняла школы, в каждой были свои пионерские традиции. Так, в 49-й школе ребята, вступавшие в комсомол, отдавали свои галстуки завучу на хранение, потом они доставались лучшим ребятам, которых первыми в этом учебном году принимали в пионеры. Такая была преемственность поколений.
Теперь уже с трудом, конечно, вспоминается что-то конкретное из пионерской жизни: были дружины, линейки, сборы, парады, отчеты. Помню, что все это очень сильно объединяло и сплачивало классы. И как красиво выносили знамена на линейках. Ты чувствовал себя частью одной большой и сильной страны.
После этих вдохновенных рассказов я уже по-другому смотрю на свою школьную жизнь. Она тоже была яркой разнообразной: огоньки, поездки, школьная газета… Но как бы все сложилось, стань мы однажды пионерами, мы не узнаем никогда. Остается только хранить память об этом удивительном времени, подарившем нашей стране настоящих патриотов и героев.
Дарья БОКОВАЯ, бывший октябрёнок.