В условиях кризиса во все времена и во всех странах правительство, следующее национальным интересам, усиливало роль государственного бюджета, заботилось о пополнении казны. Но нынешнее российское правительство действует наперекор этому золотому правилу. И очередным доказательством тому является представленный в Государственную думу проект федерального бюджета на предстоящую трёхлетку, который депутаты будут рассматривать на этой неделе.
Политика ограбления
Чтобы был ясен масштаб цифр, которыми оперируют составители проекта, приведём общие показатели бюджетных доходов и расходов в 2017 году и в прогнозируемый период 2018—2020 годов.
Доходы федерального бюджета: 2017 год — 14,72 триллиона рублей; 2018 год — 15,26 триллиона; 2019 год — 15,55 триллиона; 2020 год — 16,28 триллиона.
Расходы федерального бюджета: 2017 год — 16,73 триллиона рублей; 2018 год — 16,5 триллиона; 2019 год — 16,37 триллиона; 2020 год — 17,2 триллиона.
А теперь, дабы обосновать вывод, что правительство в новом проекте, как и в прежних, снижает роль федерального бюджета в экономической и социальной жизни страны, посмотрим на те показатели, которые кабинет министров постоянно игнорирует, избегая того, чтобы мы заостряли на них внимание. Попросту делает вид, что эти социально значимые показатели ни о чём не говорят и что ими можно пренебречь при оценке финансовой и бюджетной политики власти.
Прежде всего я имею в виду показатель соотношения между доходами и расходами бюджета с одной стороны и прогнозируемым валовым внутренним продуктом — с другой. Этот показатель свидетельствует о том, какая часть создаваемого ВВП аккумулируется в бюджете. От этой части валового продукта напрямую зависят дальнейшее экономическое развитие, обороноспособность и национальная безопасность государства, научно-техническая оснащённость производственной сферы. И наконец, от того, какая часть ВВП направляется в бюджет, зависит финансирование таких сфер, как социальное обеспечение, образование и здравоохранение, наука и культура. То есть всех важнейших для общества социальных институтов. Уже одно это говорит о том, что ни правительству, ни парламенту никак нельзя пренебрегать тем, какая доля ВВП аккумулируется в бюджете.
КПРФ говорит об этом постоянно, потому что мы руководствуемся государственными интересами и интересами народа, трудом которого валовой продукт страны создаётся. В то время как правительство, предлагая депутатам утвердить такой бюджетный проект, показывает, что готово пренебречь интересами трудового народа. И оно уверено, что эту уродливую практику в очередной раз согласится поддержать «партия власти», составляющая парламентское большинство.
Какие же цифры, отражающие реальную картину в этой важнейшей сфере, мы обнаруживаем в представленном проекте бюджета?
Год | 2011 | 2018 | 2019 | 2020 |
ВВП (в миллиардах рублей) | 72 493 | 97 462 | 103 228 | 110 237 |
Доходы федерального бюджета в % к ВВП | 19,4% | 15,7% | 15,1% | 14,8% |
и снижение этого показателя в % к 2011 г. | — 3,7% | — 4,3% | — 4,6% | |
Расходы федерального бюджета в % к ВВП | 20,1% | 17% | 15,9% | 15,6% |
и снижение этого показателя в % к 2011 г. | — 3,1% | — 4,2% | — 4,5% |
Приведённые в таблице цифры свидетельствуют о постоянном снижении доходов и расходов бюджета по отношению к создаваемому в стране ВВП. Эта тенденция характерна не только для последних лет — она сохраняется на протяжении всей постсоветской истории.
Что теряет бюджет и что теряет народ в результате такой политики?
Если бы соотношение доходов федерального бюджета и ВВП, сложившееся в 2011 году, сохранялось в 2018—2020 годах, то в проекте бюджета доходы 2018 года оказались бы выше прогнозируемых на 3,6 триллиона рублей, доходы 2019 года — на 4,4 триллиона, доходы 2020 года — на 5,1 триллиона. В свою очередь, при сохранении такого же, как в 2011 году, соотношения между расходами бюджета и валовым продуктом эти расходы тоже могли бы оказаться значительно выше заявленных в проекте: на 3 триллиона рублей в 2018 году, на 4,3 триллиона — в 2019 году, на 5 триллионов — в 2020 году.
В стенах Государственной думы не принято вникать в суть этой проблемы. И понятно, почему. В противном случае пришлось бы признать проводимую правительством финансовую политику неэффективной, антисоциальной и разрушительной. Кроме того, пришлось бы отвечать на вопрос: на каком основании доходы и расходы относительно ВВП из года в год урезаются? Ведь если те, кто принимает такие решения, не могут доказать их полезность для страны и общества, а доказать её невозможно в принципе, значит, они своими действиями вредят государству и народу. Вредят либо сознательно, либо по причине своего непрофессионализма. И в любом из этих случаев должен быть поставлен вопрос об отстранении таких управленцев от должностей.
Почему же становится возможным и остаётся абсолютно безнаказанным откровенно вредное для России и её граждан, по сути, грабительское сокращение доходов и расходов бюджета по отношению к ВВП? Почему с каждым новым бюджетом, от которого зависят благосостояние и качество жизни граждан, финансово-экономический блок правительства фактически уворовывает из бюджета всё большую часть того, что создано трудом нашего народа? По какому праву либералы из кабинета министров так распоряжаются плодами национального богатства?
Главная причина этого — в социально-экономической политике в целом, позволяющей грабительским путём перераспределять всё большую часть создаваемого в стране ВВП в пользу узкой группы нуворишей. Тех самых героев журнала «Форбс», которые баснословно богатеют, пока 20 с лишним миллионов россиян находятся за чертой бедности, а три четверти граждан балансируют на грани нищеты. Тех крупных собственников, олигархов, в чьих руках сегодня сосредоточено уже порядка 500 миллиардов долларов — в два раза больше доходной части бюджета России. Именно таково суммарное состояние 200 богатейших российских миллиардеров. В то время как 10% россиян заявляют о том, что голодают, а каждому третьему не хватает средств на новую одежду, эти богачи только за последний год прибавили к своему суммарному состоянию 100 миллиардов долларов. Закономерно, что за последнее время в докладах сразу нескольких международных исследовательских организаций Россия оказалась на первом месте в мире по уровню социального неравенства. И тому, что наша страна пришла к такому позорному и страшному результату, прямо способствует бюджетная политика кабинета министров. Та политика, антисоциальный характер которой отражается в постоянном сокращении доли ВВП в бюджете.
Когда представители правительства, оправдывая эту политику, заявляют, что в стране нет денег, они обманывают народ. У страны есть средства для того, чтобы сформировать бюджет развития и направить в экономику необходимые ей масштабные инвестиции. Но эти средства при попустительстве власти оседают в карманах олигархов в результате абсолютно несправедливого распределения доходов от использования российских ресурсов. Эти средства с ведома власти утекают в зарубежные офшоры. За постсоветские годы туда выведено уже более 60 триллионов рублей. Вот где прячутся финансовые ресурсы, недополученные нашим бюджетом. А значит, украденные у наших граждан. Потому что бюджетные деньги — это не деньги правительства, не деньги олигархов, наживающихся на российских богатствах и при этом ничего не вкладывающих в развитие страны. Бюджетные деньги — это деньги народа.
Из года в год граждане России платят всё более высокие налоги, покупают товары по всё более высоким ценам, оплачивают постоянно дорожающие услуги ЖКХ. И при этом получают всё меньшую долю от «общего пирога», именуемого валовым внутренним продуктом. Что это, если не ограбление, возведённое в ранг официальной социально-экономической политики?
Кто ворует у трудящихся зарплату?
Прежде чем дать всестороннюю оценку проекта федерального бюджета на 2017—2020 годы, следует проанализировать базовые показатели, на основе которых должен разрабатываться бюджетный проект. Такой анализ даёт возможность максимально объективно оценить характер финансовой и социальной политики правительства и увязать предлагаемый им бюджет с реальной экономикой. И в первую очередь нужно сопоставить прогнозируемый валовой продукт с фондом заработной платы, проследить динамику изменения их соотношения на протяжении нескольких лет.
По итогам 2014 года, когда экономический и финансовый кризис резко обострился, а рубль обесценился примерно в два раза, фонд заработной платы составил 24,5% относительно ВВП. А в текущем 2017 году, на протяжении которого власть постоянно заверяла нас, что Россия вышла из кризиса, это соотношение снизилось до 22,7%. Таким образом, за три прошедших года фонд заработной платы сократился по отношению к ВВП почти на 2%. В денежном выражении это сокращение составило 1 триллион 660 миллиардов рублей. Тенденция сокращения фонда заработной платы по отношению к ВВП сохраняется и в представленном проекте бюджета. В 2020 году соотношение между ними окажется ещё на 2% ниже, чем в текущем году. К концу прогнозируемого периода потери фонда заработной платы составят 2,1 триллиона рублей.
Заработная плата и в 2014 году не была достаточной для того, чтобы обеспечить достойное социальное положение народа. Уже тогда, даже по данным официальной статистики, не менее 17—18% россиян находились за чертой бедности. И при этом правительство допустило дальнейшее сокращение размеров фонда оплаты труда относительно создаваемого валового продукта. То есть позволило урезать долю заработной платы в структуре ВВП. Это ещё одна грабительская, по сути, схема, в результате которой доходы россиян неуклонно снижаются уже больше трёх лет подряд.
Как можно заявлять о выходе из кризиса, если абсолютное большинство граждан не перестают беднеть на протяжении такого длительного периода? О какой приверженности правительства социальным обязательствам перед обществом можно говорить, если результатом его политики становится стремительное массовое обнищание?
И это не просто безответственный и антисоциальный курс. Это неизбежный результат капиталистической эксплуатации, фактического геноцида по отношению к трудящимся, по отношению к своему народу.
Справедливость этого вывода подтверждается и соотношением между фондом заработной платы и прибылью, получаемой так называемыми прибыльными организациями. В среднем по стране этот показатель составил в 2014 году 141,5%. В 2016 году фонд оплаты труда относительно прибыли снизился до 139,5%. По итогам 2017 года ожидается ещё более стремительное снижение — до 102%. А к концу прогнозируемого периода, то есть к 2020 году, соотношение между фондом оплаты труда и прибылью, получаемой прибыльными организациями, уменьшится до 99,7%.
Проводя анализ основных макроэкономических показателей, которые являются базовыми при формировании бюджета, нельзя не отметить, что суммарная прибыль, получаемая всеми хозяйствующими структурами России, в последние годы растёт по отношению к ВВП в сравнении с 2014 годом.
Год | 2014 | 2016 | 2017 (прогноз) | 2018 (прогноз) | 2019 (прогноз) | 2020 (прогноз) |
Соотношение между полученной прибылью и ВВП (в %) | 16,6% | 22,8% | 22,3% | 21,9% | 22,3% | 22,7% |
Так на каком же основании происходит столь стремительное снижение фонда заработной платы по отношению к ВВП в сравнении с тем же 2014 годом? Если ожидается, что в 2020 году прибыль по отношению к валовому продукту будет на 6,1% больше, чем в 2014 году, то почему соотношение между фондом заработной платы и ВВП в том же 2020 году окажется почти на 42% ниже, чем в 2014-м?
Правительство навязывает нам бюджет, в котором на предстоящую трёхлетку предусмотрено абсолютно необоснованное, не подкреплённое никакой финансовой и экономической логикой сокращение фонда оплаты труда на триллионы рублей. Объяснение тут может быть только одно: власть латает бюджет России, ограбленной олигархами, всё более беззастенчиво потроша карманы трудящихся. И тем самым всё глубже загоняет граждан в нищету, подрывает стабильность и обостряет обстановку в стране. Вот как создаётся тот позорный феномен бедности работающих людей, о котором постоянно говорят и сами правительственные чиновники. Говорят, но делают при этом вид, будто не понимают, откуда этот феномен взялся, не знают, что кабинет министров несёт за эту антисоциальную политику прямую ответственность.
Разумеется, министр финансов не станет приводить все эти убийственные цифры во время рассмотрения проекта бюджета в Государственной думе. Скрывая истинную суть проводимой экономической политики, он, как обычно, сошлётся на липовые расчёты. Назовёт отдельные строящиеся объекты. Напомнит о так называемых дальневосточных прорывах, которые даже президент поставил под сомнение во время проходившего в начале сентября Восточного экономического форума.
Но какие бы уловки ни использовали правительственные «фокусники», чтобы оправдать продолжающееся ограбление народа, бюджет, который они предлагают стране, полностью подтверждает наш вывод: падение уровня жизни граждан, их безостановочное обнищание объясняется не только кризисом и внешними санкциями, но прежде всего циничной и безответственной финансовой политикой правительства.
Из приведённой выше таблицы следует, что от получаемой хозяйствующими субъектами прибыли в бюджет поступает порядка 3,5%. К 2020 году прибыль хозяйствующих субъектов вырастет на 27,4% по сравнению с 2017 годом. А налог на прибыль увеличится только на 22,2%. Такие бюджетные «манёвры», явно идущие во вред государственной казне и обществу, свидетельствуют о той же антисоциальной политике. И вновь напоминают нам о сугубо колониальном подходе, который неизменно проявляется при формировании бюджета. Этот подход отражает глубоко эксплуататорскую суть капитализма. И в особенности такой его дикой формы, какая сложилась в сегодняшней России.
Важнейшие расходы идут под нож
Ещё более очевидным доказательством того, что федеральный бюджет не направлен на развитие страны, на выход из кризиса, является расходная часть предложенного правительством проекта.
Расходы федерального бюджета сгруппированы в 14 разделов. По восьми из них на 2020 год прогнозируются более низкие расходы, чем ожидаемые в 2017 году. Не надо быть профессиональным экономистом, чтобы понять: если по большинству статей расходы бюджета урезаются, нельзя ждать выхода из кризиса, нельзя обеспечить рост доходов населения и улучшение системы финансирования жизненно важных сфер: здраво-охранения, социального обеспечения, развития образования, науки и культуры.
По пяти разделам к концу прогнозируемой трёхлетки предусматривается некоторый рост расходов в сравнении с текущим годом. Однако этот рост значительно ниже ожидаемого роста инфляции, который правительство заложило в этот же бюджетный проект. При этом известно, что в своих проектах и планах правительство всегда занижает уровень инфляции. И на деле она оказывается более высокой, чем прогнозировал кабинет министров. Таким образом, можно уверенно говорить, что на 2020 год по 13 из 14 разделов запланировано значительное снижение фактических расходов по сравнению с 2017 годом. Каким образом такая бюджетная политика может способствовать преодолению кризиса?
Засевшие во властных структурах гайдаровцы постоянно сетуют на высокие оборонные расходы российского бюджета. На них в процессе подготовки нынешнего проекта и уже после его внесения в Думу неоднократно жаловался и министр финансов. Кабинет министров стремится использовать оборонные расходы как ещё одно оправдание своей неспособности сверстать социально ориентированный бюджет. Но на самом деле в представленном проекте на 2020 год запланировано трёхпроцентное снижение по разделу «Национальная оборона» в сравнении с нынешним годом. А с учётом планируемой инфляции их реальное снижение составит минимум 15%. Эти цифры не только опровергают утверждения правительства о постоянном росте оборонных расходов, якобы вынуждающем затягивать пояса, но и вызывают сомнения в том, что новый бюджет позволит обеспечить уровень обороноспособности страны, необходимый в нынешней сложнейшей международной ситуации.
Давайте посмотрим, что делают американцы, пока наши либералы критикуют повышение расходов на национальную оборону, которые на деле сами же снижают. В 2017 году скорректированные президентом Трампом военные расходы должны составить 589 миллиардов долларов. В рублёвом эквиваленте это примерно 35 триллионов по нынешнему курсу. А в российском федеральном бюджете на 2017 год все расходы вместе взятые составляют 16,73 триллиона рублей. Таким образом, военные расходы США в нынешнем году более чем вдвое превосходят все расходы нашего федерального бюджета. А по величине расходов на оборону мы в текущем году уступаем Соединённым Штатам почти в 13 раз. При таком отставании по этому показателю от нашего главного внешнеполитического противника просто неуместно и безответственно заявлять, что российские военные расходы чрезмерны и вредны. Такая позиция прямо противоречит интересам безопасности нашего государства. Но это не смущает министерство финансов, которому принадлежит ключевая роль в процессе формирования федерального бюджета.
В течение прогнозируемой трёхлетки правительство планирует ежегодно снижать и расходы по разделу «Национальная экономика». Надо признать, что утверждённые в прошлом году кабинетом министров показатели на 2017—2019 годы оказались в нынешнем проекте подкорректированы в сторону увеличения. Но на деле это не более чем жонглирование цифрами, которым постоянно занимается правительство, пытаясь ввести страну в заблуждение и скрыть разрушительный смысл своих действий. Правда состоит в том, что расходы на развитие экономики предлагается существенно урезать даже относительно 2017 года, когда они уже были заметно сокращены. Так, согласно представленному проекту, в бюджете 2020 года эти расходы будут в номинальном выражении снижены почти на 5% по сравнению с нынешним годом. А с учётом предполагаемой инфляции они сократятся на 17%, или на 436 миллиардов рублей.
При таком финансовом обеспечении экономики можно забыть о надеждах на выход из кризиса и на реальный рост ВВП. Похоже, в правительстве уверены, что Россия должна и дальше оставаться на том самом «дне», которое так стремился нащупать бывший министр финансов Улюкаев. И которое опускается всё ниже в результате каждого следующего федерального бюджета, составленного либеральными бухгалтерами.
Считаю необходимым обратить особое внимание читателей на планы кабинета министров, касающиеся финансирования сельскохозяйственной отрасли. В 2017 году на сельское хозяйство и рыболовство в федеральном бюджете выделено 222 миллиарда рублей — 1,4% от всех расходов. А к 2020 году расходы на эту отрасль планируется урезать на 20 миллиардов рублей. И относительно всех расходов бюджета они составят уже менее 1,2%. А от валового внутреннего продукта на развитие сельского хозяйства по-прежнему выделяются жалкие крохи.
Вот как на деле выглядит «поддержка» отечественного аграрного сектора, от состояния которого зависит продовольственная безопасность страны. Вот как выглядит «поддержка» российского села, о которой так любит говорить власть. Все её обещания заботиться о благе отечественного сельхозпроизводства — это, по сути, блеф. А на практике так ничего и не сделано для совершенствования системы закупок сельскохозяйственной продукции. Продолжается ограбление сельских тружеников, которые, в поте лица выращивая урожай, не могут продать свою продукцию по цене, хотя бы покрывающей расходы на производство. И вынуждены «дарить» прибыль алчным паразитам-перекупщикам, находящимся под опекой власти. Бюджетная политика, предусматривающая постоянное сокращение расходов на сельскохозяйственную отрасль, лишь усугубляет её ограбление. Говорят о рекордном урожае зерна, но ни одна буханка хлеба не стала дешевле ни на копейку. Цены по-прежнему прут вверх.
Казалось бы, можно порадоваться тому, что правительство запланировало на 2020 год увеличение расходов на такую важнейшую сферу, как образование. Но запланированный объём этих расходов, составляющий 668,9 миллиарда рублей, всего на 38,9 миллиарда больше, чем в 2017 году. И с учётом прогнозируемой инфляции расходы на образовательную сферу де-факто сократятся примерно на 6—7%. А с учётом реальной инфляции их сокращение будет ещё более существенным. На какую модернизацию экономики, на какие технологические прорывы, на какое усиление научного потенциала мы можем рассчитывать при таком отношении к финансированию образования, на качестве которого и базируется в первую очередь развитие страны, её будущее?
Доля расходов на образовательную сферу относительно ВВП и сегодня жалкая — 0,7%. А к 2020 году правительство намеревается снизить её до 0,6%. Давайте вспомним: в советском государственном бюджете даже в тяжелейшие послевоенные годы, когда пришлось поднимать страну из руин, на образование и науку выделялась десятая часть национального дохода. Без этого страна не преодолела бы последствия страшных экономических и социальных разрушений военных лет. Не прорвалась бы в космос. Не вышла бы на передовые позиции по всем важнейшим показателям. Не смогла бы обеспечить себе надёжный ядерный щит, созданный ещё в сталинские годы и охраняющий нашу безопасность по сей день. Советское государство не жалело средств на то, чтобы учить детей, возвращавшихся после военного лихолетья в школы. На то, чтобы дать классное образование студентам, которые прямо с фронта отправлялись на институтские скамьи. Они получали знания, постигали науку, чтобы возрождать Родину из пепла. И Советская власть помогала им в этом. А нынешняя власть при поддержке пропагандистов, выливающих на общество ушаты ненависти к советскому прошлому, относится к образованию так, будто хорошо образованные граждане ей не нужны. Будто они ей только мешают. Не случайно полтора миллиона классных специалистов убежали за границу.
Составители бюджетного проекта в очередной раз наносят удар и по другой важнейшей сфере — по ЖКХ. Постоянно напоминая об успехах столичной программы реновации, правительство существенно урезает расходы на жилищно-коммунальное хозяйство остальной России. В 2020 году запланировано их снижение по сравнению с 2017 годом на 32%, то есть на треть. Или до 91 миллиарда рублей против 133 миллиардов в текущем году. Необходимо напомнить, что в советское время расходы по этому направлению из года в год росли всё более высокими темпами. Именно отказ новой власти от такой политики привёл к тому, что со времени развала СССР общая площадь аварийного жилья увеличилась в России в 7 раз. Страна находится на пороге самой настоящей коммунальной катастрофы, требующей срочного принятия и реализации масштабной и дорогостоящей общефедеральной программы реконструкции жилого фонда и коммунальных сетей. А правительство предлагает нам махнуть на это рукой и утвердить проект бюджета, в котором на ЖКХ отводится ещё меньше средств, чем сегодня.
Министерство финансов с гордостью заявляет, что в проект заложен рост расходов по разделу «Здравоохранение». Но честный анализ предложенных нам цифр показывает, что правительственные либералы и здесь лукавят. Расходы на здравоохранение, которое уже доведено до ручки разрушительной «оптимизацией» и авантюрными «реформами», чуть увеличившись в номинальном выражении, реально сократятся с учётом инфляции.
В предстоящем 2018 году предполагается выделить на медицинскую сферу 460,3 миллиарда рублей — на 1,7% больше, чем в 2017-м. Но даже официальный правительственный прогноз по инфляции на тот же 2018 год — 4%. Следовательно, реальный объём финансирования здравоохранения сократится на 2,3% в сравнении с текущим годом. В 2020 году предполагается выделить на отечественную медицину уже на 10% больше средств, чем в бюджете нынешнего года. Но по тем же официальным прогнозам, которые к тому же заведомо занижены, инфляция за следующую трёхлетку составит 12%. Она «съест» заявленный 10-процентный рост расходов на медицину. И в результате фактические расходы на эту жизненно важную сферу, загнанную реформаторами в глубочайший кризис, будут по-прежнему урезаться и через два, и через три года.
Вот каковы истинные «социальные приоритеты» тех, кто привык тратить триллионы бюджетных средств не по назначению и не нести за это никакой ответственности, несмотря на постоянные разоблачения со стороны Счётной палаты РФ. Согласно данным главного надзорного органа страны, за один лишь прошлый год было нецелевым образом израсходовано почти в три раза больше бюджетных средств, чем выделяется на дышащую на ладан российскую медицину в 2018 году! Разбазаривание и разворовывание давно уже превратилось в одну из самых существенных «расходных статей» бюджета, хотя эта статья не фигурирует в нём официально. И чем больше «расходов» уходит при нынешней криминально-олигархической системе на эту «статью», тем меньше средств остаётся на охрану здоровья граждан и на поддержание медицины и других важнейших сфер в надлежащем состоянии. Такова в буквальном смысле смертоносная практика российского капитализма.
Проект социального геноцида
Анализируя представленный в Думу проект бюджета, я задаюсь вопросом: что сказал бы о нём легендарный советский министр финансов Арсений Григорьевич Зверев? В самые тяжёлые для страны военные годы он и его министерство находили средства и для развития оборонной промышленности, и для обеспечения армии. Для эвакуированных учёных и работников культуры. Для вдов и матерей, потерявших на войне своих кормильцев. Для детей, лишившихся родителей. В те годы нашу страну стремился уничтожить самый страшный и могущественный гитлеровский режим. Её пыталась растоптать безжалостная и мощная фашистская армия. Но страна не сдалась, она выстояла и победила в тех невообразимо тяжёлых условиях. Выстояла и победила в том числе благодаря поистине государственной финансово-экономической политике.
А какой враг сегодня мешает министру финансов и его коллегам проводить политику в интересах народа, в интересах развития России? Мешает спасать национальную промышленность, медицину, науку, культуру, противостоять массовому обнищанию. Что это за враг, где он находится? Не в головах ли самих правительственных либералов?
В годы войны на эвакуированных советских киностудиях снимались великие фильмы, которые вошли в сокровищницу отечественного и мирового кинематографа. На сценах эвакуированных театров ставились выдающиеся спектакли, которые навсегда остались в истории национальной культуры. Эти произведения поднимали дух и достоинство страны, помогали ей укрепляться и побеждать.
А в представленном нынешним правительством проекте бюджета расходы по разделу «Культура и кинематография» сведены до мизерных по бюджетным меркам 105 миллиардов рублей в текущем году и до 71 миллиарда рублей в 2020-м. За три предстоящих года расходы на культуру и кинематографию предлагается снизить примерно на 20%, а с учётом инфляции — на треть. Это политика, прямо подталкивающая общество к деградации, к одичанию. Она ведёт к тому, что восприятие окружающего мира новым поколением российских граждан будут диктовать Голливуд и другие зарубежные творцы виртуальной реальности. Как у молодого поколения может при этом сформироваться национальное самосознание, истинный, здоровый патриотизм?
Проводимая у нас финансово-экономическая политика превратила культуру в сферу самой циничной коммерции и безвкусицы, в сферу разворовывания того наследия, которое было создано в советскую эпоху. В ту великую эпоху, которую так настойчиво чернят те, кто нажился на разграблении созданных ею богатств.
Но даже если бы составители бюджета существенно повысили расходы по всем названным выше разделам и гарантировали бы их реальный рост, этот бюджетный проект невозможно было бы поддержать из-за одного только снижения расходов по разделу «Социальная политика». В этом разделе сосредоточены средства на поддержку самых обездоленных и обворованных. В том числе и на пособия для «детей войны», закон о поддержке которых, подготовленный КПРФ, четырежды отвергла «партия власти». От этого раздела зависит благополучие тех, кто поднимал страну в труднейшие послевоенные годы и честно трудился на её благо всю свою жизнь. Гитлер отнял у них детство. А нынешняя власть с её финансовой политикой отнимает у них достойную старость, жалеет для них даже маленькую толику того, что охотно отдаёт алчным олигархам.
Представленный проект бюджета предполагает снижение в течение трёх лет расходов по разделу «Социальная политика» на 4% в номинальном выражении и на 16—17% минимум — с учётом инфляции. Это перечёркивает всякие надежды на рост реальных доходов граждан. Такой бюджетный проект безоговорочно гарантирует им дальнейшее обнищание. Ведь рост фонда заработной платы полностью «съедается» инфляцией, о чём было сказано выше. А увеличивать социальные выплаты пожилым людям, инвалидам и многодетным семьям хотя бы символически правительство даже не намеревается.
Относительно ВВП расходы на социальную политику составят в 2017 году 5,5%, а в 2020 году — 4,4%. Что скрывается за этими цифрами? Если бы нынешнее соотношение между социальными расходами и ВВП сохранялось и в 2020 году, их сумма была бы больше на 1 триллион 213 миллиардов рублей и составила бы не 4,8 триллиона, а 6 триллионов 86 миллиардов — на 20% больше, чем в 2017 году. Бюджетная политика кабинета министров ворует этот триллион у самых нищих, у самых беспомощных, у тех, кто больше всего нуждается в заботе и поддержке. Она ворует эти деньги у российских стариков, у инвалидов, у детей из малообеспеченных семей. Ворует и передаёт в руки нуворишей, обладающих и без того несметными богатствами, которые уплывают из России в офшорные зоны. В руки опьяневшей от вседозволенности и баснословных богатств олигархии, которой такая бюджетная политика позволяет класть себе в карман всё более существенную часть ВВП, создаваемого трудом тех, кого они эксплуатируют.
Новый бюджетный проект доказывает, что сегодняшней власти нет дела и до российской молодёжи. Наряду с фактическим урезанием расходов на медицину и образование, о котором уже было сказано, правительство предусмотрело в проекте и сокращение расходов по разделу «Физкультура и спорт». Именно по этому направлению как раз и предусматривается самое значительное снижение бюджетных затрат. Вот чем на деле оборачиваются громкие заявления власти о том, что молодёжь — это будущее России и что она может рассчитывать на всестороннюю поддержку со стороны руководства страны. Вот какую «заботу» предлагает эта власть молодёжи, призывая её идти на выборы и голосовать всё за тех же правителей, при которых эта молодёжь выросла и которые за все годы пребывания у власти так и не сделали для молодых россиян ничего по-настоящему полезного.
Расходы по статье «Физкультура и спорт» давно уже имеют устойчивую тенденцию к снижению. В 2017 году правительство отвело на них в такой огромной стране, как Россия, всего 102 миллиарда рублей — 0,1% от ВВП. Но даже эти ничтожные расходы кабинет министров не постыдился урезать к 2020 году до 38,9 миллиарда — на 62%. А с учётом инфляции — на три четверти.
Любой здравомыслящий человек понимает, что от расходов на физкультуру и спорт во многом зависит здоровье нации. От них зависят и достижения профессиональных спортсменов. Мы гордимся тем, что в следующем году Россия будет принимать чемпионат мира по футболу, на котором мастера из разных концов планеты смогут продемонстрировать своё спортивное искусство. Но при этом получаем проект бюджета, в котором отражается откровенно злодейское отношение к российскому массовому спорту, к проблеме его доступности для наших собственных граждан.
Фракция КПРФ в Государственной думе постоянно требует увеличить расходы по разделу «Физкультура и спорт», требует, чтобы власть всерьёз занялась развитием спортивной подготовки в школах, совершенствованием спортивной инфраструктуры во всех регионах страны — особенно в сельской местности. Там, где в первую очередь и растут будущие воины Российской Армии, будущие защитники Родины.
Но власть не желает прислушиваться к нашим требованиям. И проект бюджета, который нам предлагается одобрить, доказывает, что она глуха не только к призывам коммунистов, но и к нуждам и интересам всего общества.
Анализируя представленный проект, нельзя не остановиться на разделе «Межбюджетные трансферты общего характера». Именно в нём в первую очередь отражаются финансовые отношения правительства и российских регионов.
По этому разделу некоторый рост предусматривается только на предстоящий 2018 год. По сравнению с текущим годом он составит 48,7 миллиарда рублей — 6,2%. И хотя бы на 2,2% превысит ожидаемый уровень инфляции. Но уже в 2019—2020 годах рост расходов на межбюджетные трансферты окажется ниже прогнозируемой инфляции. И можно уверенно говорить, что в 2020 году реальные расходы минфина по этому направлению снизятся как минимум на 10%.
Единственный раздел, по которому правительство обещает рост расходов, уверенно превышающий ожидаемую инфляцию, — это «Обслуживание государственного и муниципального долга». Это единственное направление, по которому бюджетные расходы уже давно и весьма ощутимо растут. С 2017 по 2020 год их планируется увеличить почти на 21%. Наше правительство усиливает долговую зависимость России и при этом хранит значительную часть своих накоплений в иностранных банках. В банках тех стран, которые самым активным образом участвуют в санкционном давлении на Россию. И вполне могут лишить нашу страну права распоряжаться если не всеми её резервами, то значительной их частью. Об этой угрозе уже давно и вполне обоснованно предупреждают многие эксперты и специалисты.
Обворованные программы
В очередной раз убедиться в бесперспективности политики, проводимой правительством, заставляет и анализ заложенных в проекте бюджета расходов на государственные программы. Предложенный нам проект показывает, что кабинет министров попросту уходит от финансовой ответственности за их выполнение. И тем самым опять демонстрирует свою управленческую несостоятельность.
Одной из наиболее значимых в социальном плане, безусловно, является государственная программа «Развитие здравоохранения». Расходы по ней в 2018 году снижаются на 15 миллиардов рублей, а в 2019 году — почти на 68 миллиардов относительно текущего года. И только в 2020 году на эту жизненно важную программу будет выделено 338,5 миллиарда рублей — всего на 13,5 миллиарда больше, чем в 2017-м. Таким образом, в конце трёхлетки номинальные расходы по этой программе вырастут на 7%. А реальные, с учётом ожидаемой инфляции, упадут на 5% в сравнении с нынешним годом.
И фактическое урезание расходов на программы, связанные с медицинской сферой, на этом не заканчивается. Правительство не остановилось и перед тем, чтобы резко сократить в 2018—2019 годах затраты на подпрограмму «Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни». Тут сокращение составит 11,7 миллиарда рублей в 2018 году и 12,1 миллиарда — в 2019 году. В эти же годы сократится и финансирование подпрограммы «Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении». В 2018—2019 годах она будет терять по 1,6 миллиарда рублей ежегодно. А финансирование такого направления, как «Государственный санитарно-эпидемиологический надзор», в новом бюджетном проекте, по сути, упраздняется полностью.
Очевидно, что в области здравоохранения проводится финансовая политика, категорически несовместимая с задачей сохранения жизни и здоровья россиян.
Плачевной выглядит и ситуация с финансированием программы «Социальная поддержка граждан». В 2018—2019 годах расходы на неё планируется снизить по сравнению с нынешним годом на 3,4% и на 2,5% соответственно. А в 2020 году планируется сохранить их на уровне 2019 года, что с учётом инфляции будет означать их фактическое снижение ещё на 4%.
Не только в реальном, но и в номинальном выражении, то есть без корректировки на прогнозируемую инфляцию, снизятся расходы на программу государственной поддержки семей с детьми. По сравнению с 2017 годом снижение в 2018 году составит 4,1 миллиарда рублей, а в 2020 году — 13,6 миллиарда. И такие планы правительство закладывает в проект бюджета на фоне резкого ухудшения демографической ситуации, когда численность населения, особенно в исконно русских областях, падает всё более стремительными темпами.
Даже тот материнский капитал, которым так гордилась власть и который она относила к числу своих важнейших социальных достижений, в новом проекте бюджета стремительно ужимается: на 3,2 миллиарда рублей в 2018 году и на 18,6 миллиарда — в 2019-м.
В рамках одной статьи просто невозможно привести все цифры, свидетельствующие о запланированном правительством снижении уровня социальной поддержки всех категорий граждан: и детей, и пенсионеров, и инвалидов, и военных, получивших увечья.
Из общей плачевной тенденции сокращения расходов по целевым программам, казалось бы, выбивается программа «Развитие науки и технологий». На её финансирование в 2019 году предполагается израсходовать на 16,7% больше средств, чем в 2017-м. Но, учитывая инфляцию за предстоящие три года, реальный рост расходов по этой программе не превысит 4%. И выделяемые на неё средства всё равно остаются крайне недостаточными при нынешнем катастрофическом отставании нашей страны в области науки и технологий. Такие «подарки» от правительства, какие отражены в этом проекте бюджета, не обеспечат никакого научного и технологического прорыва России, где, согласно данным Счётной палаты РФ, нецелевые расходы в 2017 году примерно в 8 раз превышают расходы на развитие науки и технологий.
Одновременно с этим правительство запланировало на 2020 год почти 18-процентное сокращение расходов на прикладные исследования по сравнению с текущим годом. И снижение к 2020 году на 20 миллиардов рублей затрат на программу «Развитие промышленности и повышение конкурентоспособности». А на программу «Экономическое развитие и инновационная экономика» кабинет министров в том же 2020 году отводит откровенно ничтожную для неё сумму — 100 миллиардов рублей. Или 1,5 миллиарда долларов, если считать по курсу 68 рублей за доллар, прогнозируемому правительством на конец предстоящей трёхлетки.
Власть позволила российским нуворишам вывести в офшоры более триллиона долларов, а на развитие и модернизацию национальной экономики выделяет лишь 0,15% от этой суммы. Вот безоговорочное доказательство грабительской, откровенно разрушительной сущности социально-экономической системы, пришедшей на смену социализму в начале 1990-х. С тех пор эта система остаётся, по сути, неизменной, из года в год множит потери России и загоняет её во всё более глубокий кризис.
Выход из кризиса — в смене курса
Ни для кого не секрет, в каком плачевном состоянии находится сегодня в России производство машин, оборудования, товаров народного потребления. Страна, вопреки громким обещаниям власти, которые мы слышали в прежние годы, продолжает сидеть на сырьевой игле. И зависит от неё всё сильнее. Но история свидетельствует, что все государства, смирившиеся с участью сырьевого придатка, отказавшиеся от модернизации экономики, от развития новых технологий, в итоге приходят к тяжелейшему кризису и социальному коллапсу. И сегодня правительственные чиновники, навязывающие нам такой бюджет, ведут Россию по тому же пути.
Наши оппоненты продолжают твердить, что нужно поддерживать частный бизнес, крупных собственников — и ситуация в экономике выправится, начнётся рост и процветание. Сколько лет мы слышим эти заклинания! Но экономическая и социальная ситуация лишь ухудшается, уровень жизни падает, общество деградирует. И олигархический капитализм не только не может остановить эти процессы — он сам порождает и постоянно усугубляет их.
Цифры, приведённые в проекте бюджета, категорически не соответствуют тем прогнозам и оптимистичным ожиданиям, которые изложены в правительственной пояснительной записке к нему. В ней прогнозируется рост экономики «преимущественно за счёт опережающего роста инвестиций в основной капитал». Однако ни в структуре расходной части бюджета, ни в целевых программах оптимизм кабинета министров никакого обоснования не находит.
Таким же безосновательным выглядит и предсказание роста реальной заработной платы в 2018—2020 годах. Маловероятен при таком бюджете и рост реальных доходов населения в предстоящий трёхлетний период. Запланированное в проекте снижение социальных расходов может повлечь за собой лишь дальнейшее обнищание граждан. Верстая проект бюджета, правительство даже не пыталось заложить в него предпосылки для роста реальных доходов, для повышения потребительского спроса и для экономического подъёма.
О том же самом говорится и в заключении Счётной палаты на этот проект: «В результате предоставления различного рода освобождений от уплаты налоговых и таможенных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в 2016 году не поступило доходов на общую сумму 9 триллионов 373 миллиарда 730,7 миллиона рублей. Из них налоговых платежей — на сумму 9 триллионов». Эта оценка Счётной палаты свидетельствует о том, что, обеспечив полноту уплаты налогов, за счёт одной только этой меры можно увеличить федеральный бюджет минимум на 60%.
Накануне 100-летия Великого Октября, который привёл к рождению первого в мире государства, основанного на принципах социальной справедливости и равенства, правительство, управляющее экономикой дикого капитализма, навязывает нам проект бюджета, провозглашающий вопиющую несправедливость и абсолютно антисоциальные установки. Проект экономической стагнации, загнивания и социального коллапса. И сегодня мы, последователи тех, кто под Красным знаменем одержал победу в борьбе за социализм и социальное государство, заявляем: представленный кабинетом министров документ полностью подтверждает нашу правоту, верность позиции и справедливость нашего решительного противостояния и недоверия политике, проводимой в России после предательского разрушения СССР и социалистической системы.
Необходимый стране бюджет развития можно сформировать только на основе созидательных принципов, только на основе нашей программы «Десять шагов к достойной жизни». Той программы, которая предусматривает национализацию минерально-сырьевой базы, отстранение олигархов от власти, справедливое перераспределение доходов, получаемых от использования российских богатств, принципиальное увеличение налогов на сверхдоходы и возвращение в страну выведенных из неё финансовых ресурсов. Вот те меры, которые позволят наполнить казну необходимыми ей средствами и выстроить бюджет, отвечающий подлинным интересам России и её народа.
В проекте бюджета, который нам навязывают, отразились самые возмутительные и разрушительные особенности проводимого властью социально-экономического курса. Голосуя против этого проекта, КПРФ голосует и против этого курса, скорейшая смена которого является необходимым условием возрождения России, её спасения от экономической и социальной катастрофы.
Геннадий Зюганов. Председатель ЦК КПРФ