Пермский академический «Театр-Театр» (именно такое название) показал на большой сцене спектакль по пьесе А. Камю «Калигула» в постановке Б. Мильграма.
Впечатления от спектакля очень непростые. Начнем с пьесы. Она скорее нужна для эпического театра (в терминологии Брехта). Чтоб доказать это, я приведу шесть цитат главного героя, когда он рассуждает по разным поводам, выдвигает всевозможные планы. Цезарь: «… все патриции, все граждане Империи, располагающие какими‑либо средствами ‑ не важно, большими или малыми, это все равно, ‑ обязаны лишить своих детей наследства, завещав все государству.., к тому же, заметьте, что обворовывать граждан открыто ничуть не более безнравственно, нежели исподтишка, увеличивая косвенный налог на продукты, без которых они не смогут обойтись. Править ‑ значит воровать, все знают это. Но можно это делать разными способами. Лично я хочу воровать открыто. Я сравняю вас с чернью!»
«Я не люблю литераторов и не терплю их вранья. Они говорят для того, чтобы не слышать себя. Если бы они себя послушали, они бы поняли, что ничего не знают, и не смогли бы больше говорить…»
«Я дарую этому веку равенство. И когда все будет исполнено, невозможное ‑ на земле.., тогда, может быть, изменюсь и я сам, а вместе со мною мир. Тогда, наконец, люди перестанут умирать и будут счастливы…»
«Нужен один день, чтобы воспитать сенатора, а чтобы воспитать работника ‑ как минимум десять лет…»
«Человек свободен всегда за счет других. Это досадно, но естественно…»
«Но кто осмелится осудить меня в этом мире, где нет судьи, где все виновны?»
Согласитесь, звучит весьма современно и даже актуально. И про госуправление, и про бюрократию, и про продажных типов из якобы интеллигенции. И, уж точно, про наши российские, неоправданно высокие цены на всё. Особенно если вспомнить про наценки в 100% на продукты питания, а на компьютерную технику, на планшеты, айфоны и прочее и вовсе в 300‑500%.
С другой стороны, историческая драма уже предполагает возвышенный стиль. Но в этом спектакле происходила какая‑то мешанина. То вульгарные тисканья, то какие‑то замедленные затянутые сцены, где жесты актеров больше подходят к театру пантомимы, то полуголые валянья по сцене. К тому же часто были какие‑то нелогичные переходы от одной сцены к другой.
Второе отделение началось с выгибаний Гая Цезаря и его любовницы, поглаживания, пощипывания длились 6 минут, специально таймер включила. Так как подобные затянутые сцены надоели в первом отделении, я, чтоб не быть голо‑ словной, и стала смотреть на часы. Интересно, какую смысловую нагрузку несли эти действия в течение шести минут?! И частые марширования актеров, и затянутые бессмысленные сцены просто раздражали зрителя.
На этот раз я сидела в третьем ряду партера. И поэтому могу сказать честно – актеры были на уровне! Понятно, что лучше всех играл актер в главной роли императора. Но и актер в роли Гелиона был тоже хорош! Впрочем, и слова у роли были весьма удачны.
Геликон: «… Да, я служу безумцу. Но ты, кому служишь ты? Добро‑ детели? Я скажу тебе, что я об этом думаю. Я рожден рабом. Я плясал под кнутом, прежде чем принял облик человека порядочного и честного. Кай не вел со мной бесед. Он просто освободил меня и взял во дворец. И тогда у меня появилась возможность как следует разглядеть вас, добродетельных. И я увидел, как вы невзрачны и какой пресный дух распространяете вы. Вы, которые никогда не страдали и не рисковали ничем. Я видел знать, богато одетую, но с нищим сердцем, с жадным лицом и цепкими руками. И это ‑ судьи! Вы, торговцы добродетелью, мечтающие о безопасности, как девушка мечтает о любви, и умирающие в страхе, даже не сумев понять, что всю свою жизнь вы лгали, ‑ вы беретесь судить того, чьи страдания неисчислимы, того, кто каждый день истекает кровью, тысячи новых ран! Вы первыми броситесь на меня, я в этом уверен. Презирай раба, Керея. Он выше твоей добродетели, ибо может еще любить своего несчастного господина, который сразится с вашей ложью и заткнет ваши клятвопреступные рты».
Согласитесь, что этот монолог не мог оставить равнодушным зрителя. А ещё в спектакле звучала замечательная музыка – играли две гитары, барабан, электропианино. А актеры прекрасно пели, голоса почти оперные, правда, пели почти без слов, но все равно отлично. Музыка спасала этот затянутый спектакль.
Все было хорошо – и текст, и актеры, и музыка, но постановщик, на мой взгляд, оказался не на высоте.
После спектакля группа молодых людей обсуждала спектакль, говорила примерно то же, что я изложила выше. Я невольно вмешалась в разговор и сказала: лучше б артисты за 2,5 часа собственный концерт организовали – спели б и сыграли…
Молодежь весело ответила: «Точно, удовольствия получили бы гораздо больше!»
Впрочем, так бывает иногда и у хозяек на кухне – положишь в салат несколько ингредиентов, каждый по отдельности вкусный, а салат в целом получается почему‑то малосъедобным.
Нелли ЦАПУРИНА.