Именины сердца театрала. Играли сербы, Белградский драматический театр представлял спектакль по пьесе Стояна Срдича «Моё дитя», постановщик Анна Джорджевич. С первых же минут спектакль показал замечательную работу как актеров, так и постановщика. Действие развивалось динамично. Не было того, что раздражало в предыдущих фестивальных спектаклях. Не было ненужного многословия, затянутости сцен. Первая же сцена дала характеристику действующих лиц – убогий быт люмпенизированных, опустившихся людей. А музыка и танцы были не как средство развеселить заскучавшего на нудном спектакле зрителя, а были естественны в русле динамичного спектакля.
Главный узел спектакля сделан был сразу – изнасилование дядей своей племянницы Ранки. Не было смакований, все свершилось за ковром. Только в одном месте промелькнула какая‑то пошлость ‑ расстёгивал ширинку брюк герой, но дальше все было вполне прилично и без всяких вывертов, которыми модернисты любят потчевать зрителя последние 20 лет! А мама несчастной девчонки произнесла монолог о своей жизни, о своей несчастной дочке так, что у зрителей выступили слезы на глазах. И как жаль было мать и дочь, когда мама вынуждена была поместить Ранку в детдом. Только так она могла
спасти дочь от печального будущего трущоб, где её поджидают не только насильники и развратники, но и воры, и убийцы.
А как убедителен был диалог о современном правосудии. Видно, везде при капитализме так ‑ несчастья людей, вынужденных обращаться к полицейским и в суды за защитой, нужны властям лишь для имитации заботы, для сохранения штатов чинуш и гонораров адвокатов.
Заметок у меня оказалось столь мало, что я в затруднении, фактически моя писанина прекратилась на 20‑й минуте спектакля, так я была увлечена им. Как выразительны были лица актеров! Абсолютно всех, это был именно сыгранный ансамбль соратников.
И как замечательно играли молодые актеры в ролях Ранки и Мишко воспитанников детдома, первую их встречу, и последующие. И знаете, глядя на них, понимал зритель – эти двое, преданных и отверженных, как олицетворение нашего несправедливого мира. И внимая их проникновенной игре, невольно начинала философствовать о судьбах мира, а душу охватывало невольное раскаяние в том, что вот наше поколение оказалось в числе фактических предателей своего светлого будущего. Как тяжко сейчас молодым, нашим детям!
Единственным недостатком спектакля являются те 10 сигарет, что выкурили актеры прямо на сцене. И второй, уже по сценарию, – как‑то не верилось в раскаяние этого самого дяди, контрабандиста по своей основной профессии.
Но это был лучший спектакль на Волковском фестивале!
Нелли ЦАПУРИНА.