Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И.Кашина на парламентских слушаниях на тему «Стратегическое развитие отраслей сельского хозяйства, пищевой и строительно-дорожного машиностроения и меры государственной поддержки». 16 октября 2017 года, Малый зал Государственной Думы.
Уважаемые товарищи, приветствую всех участников парламентских слушаний!
Именно слушаний, потому что в этом зале проводятся в таком составе не «круглые столы», а слушания, и тема, она очень значимая, потому что без развития сельскохозяйственного машиностроения, пищевой перерабатывающей промышленности немыслимо дальнейшее движение вперёд, получение качественных продуктов питания, обеспечение продовольственной безопасности, в целом независимости нашей страны.
На прошлой неделе мы открывали и проводили 22-ю выставку пищевой и перерабатывающей промышленности АГРОПРОДМАШ. Мы видим последние три года, есть динамика в наращивании не только количества павильонов, но и участников этих выставок, около 800 компаний, более 30 стран.
Что хотелось бы сказать исходя из анализа представленного на выставке продукта? Можно сделать вывод о том, что есть динамика, а также мысль наших конструкторов и инженеров для воплощения в производственные линии.
Но если глубоко взглянуть на ситуацию, то можно увидеть, что эта мысль наталкивается в отсутствие элементарного материала, к примеру, нержавеющей стали, не говоря уже о программном обеспечении, об электронике и многих других узлах и агрегатах.
Неужели наши металлурги не могут произвести необходимые по количеству и качеству материалы для пищевой и перерабатывающей промышленности? Думаю, что могут, ведь раньше производили.
То есть в целом мы видим здесь и технологические проблемы, и организационные. По большому счёту координация в этом плане, как и планирование, оставляет желать лучшего.
У нас есть движение вперёд в производстве техники для наших полей и ферм, к примеру, зерноуборочных комбайнов. Яркий пример — образцы нашего ростовского комбайнового завода. Мы в этом году проводили сравнительную эксплуатацию нескольких машин в Орловской области, в том числе, последней 161-й машины, белорусских последних изделий, и немецких машин типа KLAAS.
И я должен сказать, что не случайно ростовский завод бесплатно предоставил на испытание технику, которая отработала сезон с лучшими результатами. Это, повторяю, была 161-я машина. Хозяйства области приобрели эти машины, заключили новый контракт.
Все это свидетельствует о том, что есть движение вперёд, есть инженерная мысль, воплощённая в конкретную машину, которую высоко оценивает непосредственно сельхозтоваропроизводитель. У такой машины большое будущее.
Сегодня востребованность этой техники высокая. А если учесть, что 40 миллионов гектар пашни в стране зарастают бурьяном и мелколесьем, то можно сказать очень высокая.
Ведь для того чтобы ввести эти земли в севооборот и потом получать на этой пашне урожай, убрать этот урожай – нужна техника. Это сравнимо с программой освоения целинных земель, которую весь великий Советский Союз поднимал.
Но сегодня, при том что мы обрабатываем около 80 миллионов гектар, даже не смотря на постановление Правительства РФ № 1432, обеспеченность техникой наших полей и ферм снижается не только в физических единицах, но и в лошадиных силах.
И сама ситуация в 2016-2017 годах свидетельствует о том, что среднее хозяйство месяцами ведет посевную и уборочную кампании, в том числе и по зерновым. Я уже не говорю о технических культурах. Вот сегодня даже центральная часть нечерноземья и северная черноземная зоны погрязли с уборкой, к примеру, подсолнечника. А если бы было все вовремя сделано, то не попали бы мы в эти затяжные дожди.
В этой связи нам всем есть над чем подумать, и особенно в стенах Государственной Думы накануне принятия бюджета 2018, 2019, 2020 годов.
При открытии выставки Агропродмаш, было сказано, что крестьяне получают льготы по многим направлениям. Но направлений ведь можно раздуть очень много, а в реальности опять сейчас записано в бюджете на 2018 год всего 222 миллиарда рублей.
Что такое 222 миллиарда, когда продовольственная доктрина на 2018 год через государственную программу предусматривала 324 миллиарда? Очень скромно, но 324.
Причем прошло уже семь лет, и с учетом инфляции эти 324 млрд. должны бы превратиться, хотя бы, в 450 млрд. А нам дают 222 млрд, из которых нужно уделить внимание деревне, уделить внимание полю, ферме, кадрам и так далее, и так далее.
Поэтому нам всем надо стремиться к тому, чтобы предоставить возможность нашему сельхозтоваропроизводителю, владельцу полей и ферм спокойно заказывать технику, произведенную нашими предприятиями, причем имея в виду ту дельту прибыли, которая должна быть на расширенное воспроизводство и у фермера, и у СПК, и у крупного холдинга, чтобы эта дельта также была и у наших сельхозтоваропроизводителей.
Наши крестьяне постоянно говорят и жалуются на диспаритет цен. Именно поэтому появилось постановление №1432. Безусловно, 13 миллиардов это хорошая сумма, но для того, чтобы переломить барьер вот этой динамики снижения энерговооруженности на селе, нам надо выходить на уровень 20–25 миллиардов.
У нас почти 45 процентов комбайнов и 55% тракторов эксплуатируются по 10 лет. По 10 лет в среднем в хозяйствах работают комбайны 2006-го, 2007-го годов выпуска, а в некоторых предприятиях «Нивы» ещё ползают.
Вот эту ситуацию нам надо вместе менять.
Зернобобовые упали в цене на 50% и более, а все остальное, что необходимо крестьянину купить, в цене растет, начиная от ГСМ и электроэнергии, заканчивая техникой и всем другим.
Депутаты аграрного комитета, многие кто здесь присутствуют, в том числе Счетная палата отмечали, что сельхозмашиностроители до 65 процентов за последние два – три года подняли цену.
Мы говорим о коэффициенте-дефляторе. Условно, на 15 миллиардов мы должны получить технику, безусловно, с коэффициентом-дефлятором и не более того по цене.
Все, что касается качества, уважаемые товарищи, когда мы берем сегодня зерновое хозяйство, то тут все понятно. Но когда переходим к вопросам кормопроизводства, заготовки кормов, вы знаете, что товарное молочное и мясное животноводство у нас в основном представлено крупным производством, где, конечно, большие объемы кормов, да и сама технология их заготовки требует технику большой производительности.
Возьмите «Ягуар» – это 700–800 тонн один комбайн, три комбайна – 2,5 тысячи в день, то, что нам надо для того, чтобы решать задачи и по объемам, и по качеству кормов.
Ростовские кормоуборочные комбайны РСМ-1401 практически не уступают «Ягуару». Но их производительность составляет 100 шт. в год
Вот исходя из этого мы специально проанализировали, к примеру, в Красной Пойме крупнейшее хозяйство по производству молока, или в Орловской области, что есть в сибирских наших регионах из кормодобывающей техники отечественного производства?
К сожалению, но в основном всё — нули, что касается отечественной техники. То есть тут у нас целый пласт работы, где мы должны, к примеру, нарастить выпуск ростовских комбайнов, увеличить их производство в десятки раз. Или мы всё время будем закупать вот эти «Ягуары» или другую технику, кормить чужого производителя?
Всё, что касается производства, уборки картофеля, овощей и др. Все эти направления требуют серьезной работы и технического прорыва.
О пищевой и перерабатывающей технике мы уже говорили.
Инфраструктурная часть – это опрыскиватели, а также сушильное, сортировочное хозяйство и т.д.
Да, на выставках появляются наши отечественные машины, но ещё и ещё раз хочу сказать, здесь должна быть программа, план! Здесь должна быть система при которой и производитель сельхозтехники будет уверен в том, что технику с расширенным воспроизводством, качественную технику, у него закупят. Должно быть самое серьезное государственное межведомственное планирование! И только тогда мы сможем решать эту проблему достойно.
По вопросу качества наших тракторов — все сегодня хвалят новые модели кировского трактора, директор которого сегодня присутствует здесь. У них идет закупка, очередь выстроилась!
Вместе с тем, буквально вчера был у одного фермера, которому в прошлом году мы помогали и я сам даже звонил директору, чтобы поставили технику. Но вот наступил сезон и пришлось двигатель менять! Ярославский двигатель. Конечно работу сделали оперативно, по гарантии. Но года трактор не отработал и уже меняют двигатель, и вспахал он, соответственно, третью часть нормы за сезон.
В этой связи у нас есть, над чем работать.
Если же говорить в целом, исходя из сегодняшних слушаний и тех проблем, которые выскажут наши директора, наши министерства и ведомства, я ещё раз хочу поблагодарить наш комплекс сельхозмашиностроения! В это сложное время по многим направлениям они устояли, вернее, упав и развалившись, сегодня восстанавливаются как птица феникс! Мы видим здесь большие возможности!
Поэтому хочу выразить слова благодарности за новые прорывы наших селекционеров, наших ученых, которые сегодня создают сорта на уровне 100 центнеров с гектар, к примеру «Московская-56». Неслучайно в Белоруссии сегодня есть хозяйства, получающие 100 центнеров в среднем с гектара.
Этими достижениями определяются и перспективные требования к технике, качество которой должно соответствовать этому урожаю и не допускать потерь, которые, допустим, есть при эксплуатации старого Дона при урожае в 40 центнеров с гектара, или то же Полесье.
Мы видим огромный объем работы и в животноводческих, птицеводческих и свино- комплексах, механизация которых зиждется снова на оборудовании не совсем, как говорится, отечественном, начиная от роботизированных ферм, заканчивая обычными.
Учитывая изложенное, уважаемые товарищи, хочу всем пожелать удачи, успехов в решении задач по обеспечению АПК надежной качественной сельхозтехникой и оборудованием. У нас есть сегодня в этом определенная уверенность, поскольку молодые кадры, которые пришли сегодня на наши заводы сельхозмашиностроения, их рвение, их энергия, она заметна. Желаю всем удачи!