В начале осенней сессии Госдумы группа депутатов от КПРФ внесла законопроект о распределении в равных долях между большинством россиян части доходов бюджета, связанных с добычей полезных ископаемых. Инициатива вызвала много шума — и в рядах сторонников, и особенно противников. Партию обвинили и в популизме, и в раздаче денег «на халяву», и в поддержке тунеядства. Разбираемся в законопроекте и отвечаем на обвинения и вопросы.
Что предлагает КПРФ?
Мы предлагаем распределять часть доходов федерального бюджета от добычи полезных ископаемых между гражданами России. Мы считаем, что право на получение своей доли имеет каждый гражданин Российской Федерации, который не менее девяти месяцев в году работал либо состоял на учете в службе занятости и не получал пособия по безработице, а также пенсионеры, имеющие не менее пяти лет трудового стажа.
А как «у них»?
Практика распределения нефтяных доходов — не популизм, а норма для государств, заботящихся о своих гражданах. В ведущих нефтедобывающих странах, как правило, каждому человеку принадлежит доля в национальном богатстве. К примеру, в Кувейте в Фонд будущих поколений ежегодно перечисляется 10% от всех доходов, получаемых от продажи нефти и нефтепродуктов. Из этого фонда финансируются вклады на рождение ребенка, бонусы на свадьбу, кредиты на строительство жилья и многое другое. В Объединенных Арабских Эмиратах государством на каждого ребенка также открывается счет, и к 18 годам там набирается около 100 тысяч долларов США.
Свой фонд есть даже у американского штата Аляска. В прошлом году местные жители получили по 2072 доллара.
Мало того, больше западных стран, даже не имеющих значительных нефтегазовых доходов, готовы выплачивать своим гражданам некий базовый доход. Так, в Финляндии решено с 2017 года в течение двух лет платить по 560 евро в месяц двум тысячам совершеннолетних граждан, и, если эксперимент будет успешным, установить безусловный доход для всех граждан в размере 800 евро (при одновременном упразднении социальных пособий). То же можно сказать про экспериментальные выплаты в Германии и Нидерландах (в размере 1000 и 900 евро соответственно), а также в Канаде (сумма пока не определена).
Зачем раздавать деньги, если можно направить их на поддержку реального сектора экономики?
В стране кризис, экономика деградирует. Даже по официальным данным Росстата, число бедных в России увеличивается и сейчас составляет 22 миллиона человек. Рабочие места сокращаются, зарплаты снижаются, цены растут, покупательная способность населения падает. А если никто ничего не покупает, то и производство развиваться не будет. Разорвать этот порочный круг можно только увеличением покупательной способности.
Наш законопроект направлен именно на это.
Не приведет ли этот закон к развитию тунеядства и социального иждивенчества?
Самое смешное, что аргумент о том, будто этот закон поддерживает нахлебничество, звучит из уст сытых, владеющих недвижимостью за рубежом политиков и олигархов. Они сами и есть нахлебники, потому что паразитируют на ресурсах, которые принадлежат народу. Наш же законопроект как раз стимулирует граждан оформлять трудовые отношения в соответствии с действующим законодательством.
Я напомню в связи с этим слова заместителя председателя правительства Ольги Голодец: «К сожалению, наш рынок труда практически сегодня не легитимизован. В секторах, которые нам видны и понятны, занято всего 48 млн человек. Все остальные непонятно где заняты, чем заняты, как заняты».
Наш законопроект предлагает выплачивать деньги тем, кто работает официально.
Сколько планируете выплачивать?
Согласно законопроекту, за первый год после его принятия между россиянами должны быть распределены 20 процентов нефтяных доходов, за каждый последующий год — на два процента больше, чем в предыдущий. Таким образом, каждый гражданин, подходящий под критерии законопроекта, может получить в 2018 году около десяти тысяч рублей.
Где взять деньги?
Eстественно, один из главных вопросов, которые нам задают: где взять деньги, которые компенсируют расходы федерального бюджета от направления гражданам части нефтяных доходов. Ответ на этот вопрос КПРФ предложила давно. В Думе лежат несколько законопроектов: о государственной монополии на ликероводочную и табачную продукцию, о введении прогрессивной шкалы налогообложения. Борьба с коррупцией — это тоже непочатый край работ. Половина годового бюджета разворовывается — и это не я сказал, это сказал генеральный прокурор Юрий Чайка, выступая в Госдуме.
Ну а в дальнейшем положительное воздействие предлагаемого закона компенсирует расходы.
Настало время
Правительство дало отрицательное заключение на проект, заявив, что нефтяные деньги идут «на обеспечение всех функций государства». Таким образом, государство считает, что «право каждого гражданина на получение доходов от использования природных ресурсов реализуется посредством перечисленных расходов государства на обеспечение льгот и выплат, гарантируемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами». Можно говорить много красивых слов о социальной ответственности государства и его заботе о своих гражданах, но минимальная зарплата ниже прожиточного минимума, сумма пособия на детей от полутора до трех лет 50 рублей в месяц и 22 миллиона человек за чертой бедности говорят сами за себя.
Считаю, что в России настало время сделать первый шаг к обществу социальной справедливости, приняв наш законопроект.