Где же выход из транспортного коллапса?

На прошлой неделе заседание думского комитета по градостроительству, транс порту и дорожному хозяйству выдалось жарким. И было с чего! На повестке дня стоит вопрос о работе муниципальных предприятий городского пассажирского транспорта. Его рассмотрели по просьбе председателя фракции КПРФ Александра Воробьева. В ходе заседания больше всего замечаний прозвучало в адрес мэрии Ярославля. Изза бездарного управления нынешнее руководство города поставило собственных пере возчиков на грань разорения. Коммунисты дали оценку сложившейся ситуации и предложили пути выхода из кризиса.

Пассажирские перевозки без преувеличения можно назвать стратегической отраслью. В собственности города находятся два профильных предприятия: АО «ПАТП-1» и АО «Яргорэлектротранс» (ЯрГЭТ). У первого имеется 200 автобусов, курсирующих по 70 маршрутам. Второе располагает 116 троллейбусами и 58 трамваями, которые обслуживают 12 маршрутов. Ежегодно они «наматывают на ось» тысячи километров и перевозят десятки миллионов пассажиров. Разумеется, машины устают от такого напряжённого труда и со временем нуждаются в замене. Но городские власти словно не замечают этого.

— Весной для ПАТП-1 приобрели 10 новых единиц транспорта. А 15 были списаны. Для «Яргорэлектротранса» не приобретено ничего. Износ троллейбусов составляет почти 90%. Вопрос: на чём дальше будем ездить при таком положении? – поинтересовался председатель фракции КПРФ Александр Воробьев.

Александр Воробьев
Александр Воробьев

Первый заместитель директора департамента городского хозяйства Сергей Карханов оказался на удивление немногословен. И смог выдавить из себя лишь то, что на сегодняшний день ситуация такая, какая она есть. Очевидно, перспективы в решении данной проблемы у мэрии не имеется. А жаль. Ибо при таком подходе ярославцам скоро и впрямь станет не на чем ездить. Ещё более безответственной выглядит финансовая политика городских властей по отношению к собственным предприятиям.

— В прошлом году «ЯрГЭТ» была выделена субсидия в 172 миллиона, а в этом – только 97 миллионов. При этом уровень заработной платы на сегодняшний день значительно ниже средней по городу – 21 тысяча рублей. Какой выход из положения вам видится? – продолжил свои вопросы Александр Воробьев.

По словам Карханова, субсидия была снижена из-за того, что предприятие не выполняло плановые показатели. Но как выполнить план, когда 102 троллейбуса из 116 полностью изношены? Ответа на этот вопрос у чиновника не оказалось. Как и информации насчёт того, что нынешний директор «Яргорэлектротранса» господин Худиев готовит документы на передачу предприятия в концессию (хотя в распоряжении коммунистов такие данные имелись). Вообще, складывалось ощущение, что докладчик (на минуточку, курирующий всю транспортную отрасль города) абсолютно не владеет ситуацией. Или не хочет называть вещи своими именами. Хотя замалчивать проблемы отрасли дальше попросту преступно. К осени итоговый убыток «ЯрГЭТ» составил более 120 миллионов, ПАТП-1 – порядка 100 миллионов (без субсидии). И сегодня городские пассажирские предприятия — на грани банкротства.

По мнению члена бюро Ярославского обкома КПРФ, эксперта транспортной сферы Валерия Байло, сложившаяся ситуация обусловлена тремя причинами. Первая — безграмотное формирование городского бюджета в части отрасли транспорта муниципальных предприятий. Вторая – безграмотное тарифное регулирование. Третья – безграмотная кадровая политика. Одно только выравнивание стоимости проезда с маршрутными такси (до 23 рублей) дало снижение пассажиропотока на 2,5 миллиона человек в первом полугодии. Из-за этого муниципальные перевозчики вместо 90 миллионов рублей заработали только 50. Так зачем нужно было выравнивать тарифы? Ведь КПРФ с самого начала предупреждала о пагубности такого решения, стучала во все двери, во все кабинеты.

Байло
Валерий Байло

Увы, городские власти коммунистов не послушали. И получили убытки. Вместе с тем, ситуацию ещё можно поправить.

— Хотел бы остановиться на предложениях, которые позволят вывести предприятия из кризиса. Первое – изменение маршрутной сети и количества транспорта, который её обслуживает. Один пример: на Ленинградский проспект выходит 25 троллейбусов при 220 изготовителей электрического транспорта. Троллейбус стоит 12,5 миллионов. Субсидия 5 миллионов. Зачем покупать 10 автобусов за 90 миллионов, когда можно было купить троллейбусы и сэкономить для бюджета 20 миллионов?

Третье – должна быть разница в тарифах. Что бы ни говорила власть, она может сделать выгодно и частным перевозчикам, и пассажирам, и городу. Если захочет. Но видимо, не хочет.

Четвёртое – более активное субсидирование предприятий. Прежде всего, это касается амортизации. С 2009 года «ЯрГЭТ» недополучил более 300 миллионов. Трамваи работают по 35 лет, троллейбусы – по 25. Как предприятию можно выползать из той ямы, в которой оно оказалось?

Пятое – самое главное – передача «ЯрГЭТ» и ПАТП1 под юрисдикцию Ярославской области. И формирование на этой базе большого государственного предприятия, — подвёл итог Валерий Байло.

По итогам широкого обсуждения ряд предложений коммунистов нашли поддержку. Мэрии и муниципалитету рекомендовали принять меры по стабилизации работы и финансовому оздоровлению муниципальных транспортных предприятий, в том числе предусмотреть субсидию на возмещение затрат и обновление парка, и разработать стратегическую программу развития городского пассажирского транспорта. Кроме того, в первом полугодии 2018 года вопрос будет рассмотрен повторно.

Иван ДЕНИСОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *