9 октября фракция КПРФ в Государственной Думе провела круглый стол на тему: «Преподавание истории в российской системе образования: вопросы совершенствования программ и учебных пособий». В работе форума приняли участие депутаты различных уровней во главе с Председателем ЦК КПРФ, Руководителем фракции КПРФ в Госдуме Г.А. Зюгановым, крупнейшие ученые и специалисты.
Перед участниками круглого стола выступил Председатель ЦК КПРФ, Руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А. Зюганов:
— Добрый день, уважаемые товарищи!
Хочу искренне вас поблагодарить за то, что вы так дружно собрались на наш круглый стол, который носит исключительно важный и принципиальный характер. Его тема: «Преподавание истории в российской системе образования: вопросы совершенствования программ и учебных пособий».
Мы давно настаивали на рассмотрении этой темы, ведь депутаты нашей фракции подготовили закон «Образование для всех». И по этим проблемам с трибуны Государственной Думы выступали наши ведущие специалисты. Также хочу отметить, что во фракции КПРФ каждый второй-третий депутат является ученым, абсолютное большинство из нас занимались учебно-воспитательной работой в школах, вузах и техникумах. Я сам в семнадцать лет начинал работать учителем сельской школы. В моем роду десять человек имеют педагогический стаж в 350 лет. Они преподавали все школьные предметы, кроме иностранного языка.
В нынешнем году мы отмечаем 80-летие пяти выдающихся побед. В 1943-м пять этих побед, по сути дела, изменили характер войны. Мы получили стратегический перевес, и дальше погнали фашистов, начиная от Сталинграда, Орловско-Курской дуги, Донбасса, и до форсирования Днепра и освобождения всех союзных республик.
Так вот, когда допрашивали фашистских генералов (я сам смотрел эти документы), они сказали, что проиграли войну не только Красной Армии, но и советскому учителю, советскому ученому, советскому инженеру. И это, на мой взгляд, была истинная правда.
4 октября 1957 года мы открыли космическую эру. Хотя эту дату испохабил Ельцин, начавший в те дни 1993 года расстрел Советской власти. Но, тем не менее, это не отменяет запуск первого искусственного спутника Земли, а, затем, и полет Гагарина. Но, самое любопытное, что после нашего космического прорыва американцы запросились к нам в гости. Приехала большая комиссия, которая изучала причины их поражения в космической гонке. Я смотрел подготовленный ими доклад, это почти две тысячи страниц. И в нем была глава, которая называлась: «Что знает Иван, и чего не знает Джонни?». Они пришли к выводу, что проигрывают, прежде всего, на школьной парте и студенческой скамье. И после этого увеличили ассигнования на образование почти в десять раз.
Но и разрушение нашей великой страны начиналось, прежде всего, с ликвидации классической русско-советской школы. Много раз я демонстрировал этот документ, и в стенах Государственной Думы, и в правительстве, и на встрече с президентом. В 1994 году, через год после расстрела парламента, вышел документ с грифом «секретно, для служебного пользования». Он назывался «Образование для России в переходный период». В нем почти 100 страниц. И он был призван полностью ликвидировать классическую русско-советскую школу, превратив ее в место для подготовки квалифицированных потребителей и обслуги «золотого миллиарда», о котором так часто сегодня говорит президент нашей страны.
Самое любопытное, что готовили этот документ люди, проживающие в странах, не отличавшихся классным образованием. В его подготовке принимала участие и российская «пятая колонна». Документ начинался с того, что необходимо ликвидировать нормальное обучение в начальной школе. В результате, у нас сейчас самый большой дефицит учителей начальных классов. А ведь это вторая мама. Учитель начальных классов должен прекрасно знать литературу, русский язык, математику, физкультуру и многие другие предметы. То есть, это универсальный преподаватель. И сейчас у нас самый большой дефицит учителей начальных классов, русского языка, литературы и математики. Приезжайте в любой район, и его глава вам скажет, что для него это проблема номер один, которую необходимо решать.
Мы все делали для того, чтобы исправить ситуацию. Специальную записку составил для президента депутат фракции КПРФ в Госдуме, нобелевский лауреат академик Жорес Алферов. Я вместе с выдающимся математиком Никольским, который в 100 лет прочитал две лекции по матанализу в МГУ и Физтехе, писал работу, как преподавать русский язык, литературу и математику.
Сегодня мы подошли к тому, что подготовлен новый учебник истории. Многие предыдущие учебники не могли воспитать классного специалиста, великолепного гражданина и патриота.
Я рад, что сделан серьезный шаг вперед. Но, к сожалению, для этой работы не привлекались многие специалисты из народно-патриотических сил. И я бы очень хотел, чтобы сегодня, обсуждая эти вопросы, мы помнили, что подготовка любого учебника, это важный, но только первый шаг. Потому что любая учебная литература требует уточнения и проверки на практике. И о том, как это происходит, сейчас с нами поделятся участники круглого стола.
* * *
Затем слово для выступления было предоставлено заместителю Председателя ЦК КПРФ, первому заместителю Председателя Комитета Государственной Думы по международным делам Д.Г. Новикову.
В своем выступлении Дмитрий Георгиевич подчеркнул, что разнообразный состав участников круглого стола позволит выпукло и глубоко обсудить затронутую проблему преподавания истории — одну из стержневых во всей образовательно-воспитательной системе.
Д.Г. Новиков напомнил, что, несмотря на разрушительные реформы последних десятилетий, преподавательскому составу страны удалось сохранить фундамент уникальной советской школы образования.
Он подчеркнул, что левопатриотические силы и КПРФ, сыграли важнейшую роль в противостоянии длящимся уже три десятилетия попыткам перекроить российское образование по худшим западным лекалам.
— Умы российских школьников и студентов засоряли непотребщиной Солженицына и Волкогонова. Одновременно Николая Островского, Александра Фадеева, Бориса Полевого многие были готовы убрать из школьной программы вообще, — заявил Д.Г. Новиков.
Упомянув важность для сохранения высокого качества образования выстроенных межпредметных связей, Дмитрий Георгиевич обратил внимание на то, что преподавание исторических дисциплин сегодня не сводится только к урокам истории: «Разве при изучении физики мы не должны вспоминать о фигуре Ломоносова, в курсе химии — о Менделееве, разве при изучении биологии мы не должны упоминать Павлова и Мичурина, об их эпохе и роли в науке?»
Д.Г. Новиков сообщил, что в данный момент российской общественности при участии Коммунистической партии удалось вернуть в школьную программу выдающиеся произведения классиков русской литературы.
— Мы отстояли в учебной программе таких российских мастеров слова, как Николай Чернышевский и его роман «Что делать?», поэму Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», «Историю одного города» Михаила Салтыкова — Щедрина, «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Молодую гвардию» Александра Фадеева, военную поэзию Константина Симонова и Александра Твардовского, рассказы Распутине и Шукшина, — подчеркнул Дмитрий Георгиевич.
Он также сообщил, что КПРФ настойчиво противостоит фальсификации истории — благодаря этому из учебника были убраны панегирики во славу предателей и коллаборационистов: имена белого адмирала Колчака и эсэсовского генерала Краснова.
— Несмотря на более объективное освещение в новых учебниках событий Великой Отечественной войны и других периодов истории России, нас удивляет, что выпуск этих пособий подаётся, как успех, позволяющий «почивать на лаврах», — выразил мнение фракции Д.Г. Новиков.
* * *
Выступавшая далее проректор Луганского педагогического университета по педагогической работе Елена Николаевна Дятлова выразила благодарность за возможность выступить на круглом столе, подчеркнув, насколько важен для представителей Новых регионов вопрос возвращения исторической правды, возобновление исторического самосознания.
По мнению историка, секретаря ЦК ЛКСМ РФ Я.И. Листова, рассматриваемый учебник Мединского — Торкунова таковым не является, представляя собой публицистический труд.
— Это просто набор фактов, в котором отсутствует системный подход и полностью игнорируется причинно-следственная связь, заявил Ярослав Листов. — Люди, его написавшие, не понимали, что пишут для школьников. Как человек с более, чем двадцатилетним опытом преподавания, я считаю, что детям он будет непонятен.
Станислав Эдуардович Аниховский, кандидат философских наук, секретарь ЦК КПРФ, положительно оценил тот факт, что Министерство образования наконец-то осознало важность создания нового учебника истории.
— Учебник Мединского — Торкунова, несмотря на фундаментальные недостатки, представляет собой определенный шаг вперёд по сравнению с учебными пособиями периода «пещерного антисоветизма девяностых». В нем упоминаются выдающиеся успехи советской экономики, социально-политической системы, здравоохранения, образования, культуры и спорта, — заключил Станислав Аниховский.
Депутат Госдумы, председатель Движения в поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки Виктор Иванович Соболев высказал мнение, что наши школьники, особенно на Новых территориях, должны обязательно знать о том, что русские, украинцы и белорусы — один народ.
Также в обсуждении приняли участие члены региональных комитетов КПРФ И.В. Сиволдаев и В.В. Кривоносый.
КПРФ.ру. Фото Сергея Сергеева, пресс-служба ЦК КПРФ.