ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ В ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ЗИМЫ

28 февраля состоялось внеочередное заседание Ярославской областной Думы. Несмотря на прохладную погоду за окном, атмосфера в зале была жаркой. И неспроста – в повестку включили целый ряд острых вопросов, обсуждение которых вызвало горячую дискуссию. А один из законопроектов вообще был принят лишь со второго раза под давлением «партии власти». Впрочем, депутатам фракции КПРФ также удалось отстоять свои предложения в интересах ярославцев.

Бюджет 2023: первая корректировка

Первым делом парламентарии обсудили изменения в бюджет. На этот раз соответствующий законопроект пришлось ждать непривычно долго – губернатор явно затянул с его внесением. Доходы региональной казны увеличиваются на 743 миллиона рублей за счёт безвозмездных поступлений из федерации. Расходы вырастут на 3,1 миллиарда рублей. Из них 823 миллиона направят на строительство, ремонт и содержание региональных и муниципальных трасс, повышение безопасности движения, приобретение оборудования для дорожной лаборатории и развитие государственного предприятия «Ярдормост».

На 745 миллионов увеличатся расходы на здравоохранение. 160 миллионов направят на обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами. Ещё 25 миллионов пойдут на выплаты стимулирующего характера медицинским работникам первичного звена. 196 миллионов из федерального бюджета поступят на реализацию проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. 128 миллионов дополнительно выделено на мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. 114 миллионов предусмотрено на капитальный ремонт объектов теплоснабжения.

Все эти вопросы в своё время неоднократно поднимали депутаты-коммунисты, вносившие поправки в основной финансовый документ и предлагавшие соответствующие рекомендации в профильных комитетах. Впрочем, отдельные расходы при нынешней корректировке бюджета вызвали недоумение законодателей. Председатель фракции КПРФ Елена Кузнецова обратила внимание на целый ряд сомнительных статей:

195 миллионов рублей выделяется на организацию пассажирских перевозок в Ярославле. Но у нас с этой пресловутой транспортной реформой итак заложено несколько миллиардов. С чем связаны дополнительные затраты? Ещё 66 миллионов идёт на приобретение электробусов. Что это за расходы и зачем Ярославлю нужен этот вид транспорта?

Как оказалось, 195 миллионов рублей заложены на краткосрочные контракты, которые заключат на «переходный период» до начала действия реформы. При этом директор областного департамента финансов Алексей Долгов пояснил, что данная сумма может быть уменьшена. Что касается электробусов, то их приобретение запланировано в рамках федеральной программы, куда Ярославль попал вместе с ещё 10 городами. Основные траты (порядка 1,6 миллиарда) понесет бюджет страны. Но область должна обеспечить необходимое софинансирование. Почему за те же деньги нельзя было развивать куда более привычный и востребованный у ярославцев троллейбус – главный финансист региона не сказал. Между тем, вопросы к нему не закончились.

36 миллионов пойдёт на создание и развитие некоей системы управления регионом. Считаю, что это расточительство. Сумма довольно существенная. Для чего это нужно? И почему нельзя без этого обойтись? – продолжила Елена Дмитриевна.

В ответ Алексей Долгов пустился в пространные рассуждения о необходимости реализации государственной политики в части информатизации. Средства направят на оценку работы власти и совершенствование системы государственных органов, в том числе в сфере управления национальными проектами.

Возникает вопрос: а чем тогда занимаются различные региональные департаменты? Или до этого они работали неэффективно? Но если так, то почему оценка указанных органов не нашла отражение в конкретных выводах? А многочисленные горе-управленцы вместо позорного увольнения получали новые должности (яркий пример – экс-мэр Волков)? Вопросов много, а вот ответов нет. Поэтому убедить коммунистов у чиновника не получилось.

Депутаты также поинтересовались выплатами для «детей войны», обещанным повышением заработной платы муниципальных служащих, ремонтом дворов и другими расходами. Какие-то из указанных затрат учтены сейчас, какие-то будут заложены при ближайшей корректировке. Ориентировочно она произойдёт в марте-апреле.

Хорошее дело концессией не назовут!

Дольше всех по времени прошло обсуждение законопроекта об утверждении концессионного соглашения, связанного с развитием трамвайного движения в областном центре. Напомним, что его заключили с частной компанией «Мовиста регионы Ярославль», учредители которой зарегистрированы в столице. Концессионер должен модернизировать одно депо, два путепровода, восемь тяговых подстанций, реконструировать 45,3 километра путей и закупить 47 односекционных трамваев. По словам представителя компании, работы начнутся в этом году. Они будут разбиты на 4 этапа и закончатся до конца 2 квартала 2025 года.

Но это, как говорится, на бумаге. А на деле пока даже «конь не валялся». Проектно-сметная документация ещё не готова. Заключение государственной экспертизы будет не раньше середины лета. И сегодня никто не может гарантировать отсутствие сбоев, а также многочисленных рисков при реализации соглашения. К слову, аудиторы Контрольно-счётной палаты Ярославской области уже расписали их на шести листах. Подробно остановился на них и депутат фракции КПРФ Валерий Байло:

К сожалению, в концессионном соглашении не заложено развитие трамвайного движения в Ярославле – городе с более чем столетней историей этого вида транспорта. Реализация соглашения требует серьёзного изменения транспортной схемы для обеспечения заявленных показателей, в том числе увеличения пассажиропотока с 8,8 миллиона до 17,5 миллиона пассажиров в год. Двукратный рост возможен только за счёт сокращения дублирования другими видами транспорта. Что вряд ли в интересах жителей. Непонятны и непрозрачны объёмы и виды работ. Первое — строительство не более 8 тяговых подстанций. Что сюда входит? Строительство с нуля, монтаж оборудования или просто замена распределительных устройств? Второе – строительство депо не менее чем на 50 трамваев. Действующее депо рассчитано на 100 единиц. Вы определитесь, что у  вас в соглашении – строительство, капитальный ремонт или реконструкция? Определения разные и работы тоже разные. Третье – зарезервирован земельный участок на пересечении улиц Колесовой и Блюхера для строительства диспетчерского центра. Если это так – зачем? Места в административном корпусе депо на Ленинградском проспекте полно. Четвертое – количество трамваев для обеспечения резерва недостаточно: планируется только 3 вагона из 47, необходимо 5. Далее. При вложении порядка полутора миллиардов рублей концессионером собственных средств, из областного бюджета за 20 лет будет выплачено 48,5 миллиарда рублей, состоящих их инвестиционного и эксплуатационного платежа! Зачем за такие бешенные деньги правительству нужен посредник? Непонятна и ситуация с «ЯрГЭТ». Концессионеру передается имущество предприятия стоимостью 697 миллионов рублей. На мой взгляд, концессионер должен компенсировать эту сумму учитывая стоимость 1 километра транспортной работы. Между тем, в соглашении указано, что концессионная плата устанавливается в размере 10 тысяч рублей за весь период эксплуатации. Не слабо? Отдали в аренду огромное предприятие за 10 тысяч рублей. И это далеко не все «узкие места» соглашения, которые нужно «расшивать»!

Валерий Иванович также высказал опасение, что после разработки проектной документации, области, возможно, придётся брать на себя дополнительные расходы. В том случае, если стоимость работ превысит утверждённые расценки более чем на 10%. В целом же, капитальные затраты по соглашению абсолютно несопоставимы с теми потерями, которые понесёт региональный бюджет. На что обратил внимание заместитель председателя фракции КПРФ Эльхан Мардалиев:

— За 2,5 года на ремонт путей потратят 9,4 миллиарда, на подстанции – 1,8 миллиарда, на депо – 2,3 миллиарда, на реконструкцию путепроводов – 1 миллиард, и на приобретение трамваев – 4 миллиарда. Итого получается сумма 18,5 миллиарда рублей. Между тем, совокупные выплаты из бюджета области при реализации концессионного соглашения составят свыше 48 миллиардов рублей, а с учетом софинансирования по капитальному гранту – более 54 миллиардов. Получается, что мы переплатим в три раза больше, чем будет вложено!

Главный же вопрос – зачем поручать столь сложный проект и выделять колоссальные государственные деньги малоизвестной частной компании – так и остался без ответа. Хотя в стране есть альтернативные примеры реализации концессионных соглашений. Их привела Елена Кузнецова:

— При создании транспортной инфраструктуры во главу угла должны ставиться интересы жителей и бюджета, а не частного инвестора. Непонятно, сколько денег за эти годы утечет из казны. Предполагаю, что ручейки будут течь постоянно и выльются в миллиарды рублей. Непонятно, почему губятся муниципальные и государственные предприятия – «ЯрГЭТ», «ПАТП-1» и «Ярославское АТП». Непонятно, почему их нельзя развивать. Понятно только то, что все эти концессионные соглашения – грабеж средь бела дня. И в качестве альтернативного примера хочу привести Саратов. Так же, как в Волгограде и Нижнем Новгороде, там пошли не по пути классической концессии, а создали на 100% принадлежащую региону компанию, которая займётся строительством и содержанием трамвайной линии. Это ответ на запрос жителей с учётом огромного количества проблем, с которыми сталкивались при предыдущих концессионных соглашениях. А вот на запросы жителей Ярославской области власть не реагирует. И к их опасениям тоже не прислушивается. Я считаю, что сейчас нужно очень ответственно подойти к этому вопросу — всем депутатам строго контролировать исполнение соглашение и внимательно следить, как будут использоваться колоссальные бюджетные деньги.

Все сомнения насчёт концессионного соглашения отразились в результатах голосования. Когда спикер Думы задал вопрос, кто поддерживает законопроект, «за» высказались только 23 человека. То есть меньше половины от общего количества депутатов. В итоге председательствующему пришлось выступить с речью в поддержку концессии и повторно запустить процесс. Лишь со второй попытки законопроект был принят с самым минимальным перевесом (26 – «за», 8 – «против», 6 – воздержались).

Тем не менее, парламентарии будут жёстко следить за исполнением документа. Кроме того, Валерий Байло внёс протокольную запись и в целях развития электротранспорта предложил областному правительству разработать, принять и реализовать план мероприятий по продлению трамвайного маршрута № 6 от улицы Блюхера до больницы № 9. Данная инициатива была поддержана большинством голосов.

Ответственность по закону

Наконец, Дума рассмотрела изменения в областном законе об административных правонарушениях, которые предусматривают усиление ответственности за нарушение правил благоустройства и размещение наружной рекламы. В частности, там появилась новая статья, где прописаны штрафы за нарушение требований по очистке фасадов зданий (за исключением жилых домов) от снега и наледи. Для физических лиц они составят от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных – от 30 до 50 тысяч, а для организаций – от 150 до 250 тысяч. Аналогичное наказание будет применяться к тем, кто не будет своевременно убирать лёд и снег, при очистке сброшенные на пешеходные дорожки и тротуары.

Говоря по правде, собственники действительно нередко пренебрегают этими требованиями. В результате, пешеходы вынуждены пробираться по узким тропкам, рискуя сломать ноги. Поэтому мера выглядит не лишней. Главное, чтобы уполномоченные на то лица не пренебрегали своими обязанностями и чётко следили за исполнением закона. В противном случае, все санкции останутся пустым звуком. Помимо изменений в сфере благоустройства, также был увеличен штраф за нанесение надписей и рисунков, размещение объявлений, листовок и другой наружной рекламы в неотведенных для этих целей местах. Однако в последнем случае возникла своеобразная коллизия.

Мы повышаем штрафы за размещение наружной информации в неположенных местах. Но какие места считаются неположенным? И сколько у нас мест, где, наоборот, разрешена расклейка? Я думаю, что немного. Потому что если бы их было достаточно, люди бы не клеили на подъезды, двери, стены и так далее. Получается, что при отсутствии достаточного количества площадей те же рекламные агентства автоматически попадают под действие этой статьи. Поэтому данный вопрос должен быть урегулирован, — подчеркнул Эльхан Мардалиев.

Выступающий с проектом закона представитель областного правительства затруднился назвать точное количество мест, разрешённых для размещения печатной продукции, сославшись на то, что данный перечень определяют органы местного самоуправления. Но согласился с тем, что муниципальные власти должны обратить внимание на организацию таких мест. В конце концов, сначала действительно необходимо создать все условия для соблюдения закона. И только потом карать за его нарушение, если граждане продолжат противоправные действия. Хочется верить, что местные администрации учтут это при планировании работы.

Иван ДЕНИСОВ.

Комментарий “ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ В ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ЗИМЫ

  1. В последнее время Президент РФ В.В. Путин сделал много патриотичных заявлений. Надо направить ему материалы и рассказать, что творит в области его посланник Евраев. Уничтожение муниципальных транспортных предприятий — на его совести. Может из Москвы направят толковых следователей, которые вскроют весь механизм проводимой аферы и привлекут к ответственности её организаторов? А последние выступления М.Я. Евраева по ярославскому телевидению не делают ему чести, так как показывают его непрофессионализм, жалкие потуги выдать бездарность управления за заботу о благе ярославцев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *