25 мая в Госдуме состоялся отчёт Счётной палаты о её работе за 2021 год. Аудиторами было проведено 346 проверок, в результате которых выявлены нарушения на полтора триллиона рублей.
«Это не всегда воровство и хищение», — упредил возможные вопросы глава финансового контрольного органа Алексей Кудрин. На первом месте по количеству нарушений (571 миллиард рублей) — ведение бухгалтерского учёта. Следом идут госзакупки (27%, или 416 миллиардов рублей). 20% всех нарушений (344 миллиарда рублей) связаны с неэффективностью использования бюджетных средств. В прокуратуру направлено 36 материалов, по которым возбуждено 20 уголовных дел. Следственный комитет и ФСБ проводят проверки и оперативно-розыскные мероприятия по другим переданным материалам. По итогам проверок Счётная палата направила 256 представлений, было открыто 70 административных дел. Ещё 139 представлений об устранении нарушений направила прокуратура, 24 должностных лица наказаны, из них 15 уволены.
При обсуждении отчёта Счётной палаты депутаты указали наиболее важные направления, требующие финансовых проверок. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Николай Арефьев считает, что в российской бюджетной системе действуют два грабительских инструмента для уменьшения казны: бюджетное правило и профицит бюджета. Эти изобретения создают парадоксальную ситуацию, когда из бюджета изымаются средства и отправляются за границу, а бюджет вынужден брать кредиты, в том числе и за рубежом. Депутат посчитал, во что такие манёвры обходятся государству. Доходы от размещения денег за границей в этом году составляют 66 миллиардов рублей, а расходы на обслуживание долга — 1,4 триллиона рублей. Таким образом, только за один год государство ограблено на 1,3 триллиона рублей. «Считаете ли вы, что этот грабёж необходимо прекратить? Или его надо продолжить вопреки логике?» — спросил депутат.
Главный аудитор страны, стоявший в бытность свою министром финансов у истоков создания стабилизационного фонда, за полтора десятка лет позицию не изменил, считая, что бюджетное «стабилизирует экономическую ситуацию» и «защищает внутренний рынок от избыточного влияния импорта». Попытался финансист убедить в этом и парламентариев. Не получилось.
Независимый депутат — экономист Оксана Дмитриева убеждена, что стерилизация нефтегазовых доходов, накопление их на «чёрный день» — трагическая для страны ошибка. То, что часть Фонда национального благосостояния в составе золотовалютных резервов заморожена, — лишь часть потерь. «Эта политика создавала искусственный тормоз экономического роста», — заявила О. Дмитриева.
Денис Парфёнов, заметив, что Госдума много лет билась за то, чтобы у Счётной палаты появилась возможность проверять Центральный банк, спросил у главного ревизора: «Как же так вышло, что вы со всей вашей мощью аналитических служб, экспертами и профессиональными экономистами не предвидели, что золотовалютные резервы России могут быть конфискованы Западом в случае ухудшения международной обстановки? Тем более что подобная практика уже неоднократно применялась Соединёнными Штатами против целого ряда стран, в том числе Ирана, Сирии, Афганистана и Венесуэлы? КПРФ множество раз предостерегала от хранения российских резервов в валюте и ценных бумагах наших стратегических противников. Почему же вы не способствовали прекращению такой политики Центробанка?» Прочитав кратенькую лекцию по структуре золотовалютных резервов, Алексей Кудрин заключил: «К сожалению, я 10 лет уже не работаю в правительстве, и не мог в полной мере видеть все риски, которые существуют». Вопрос Дениса Парфёнова: «За какие заслуги вас до сих пор так и не включили ни в какие санкционные списки?» — господин Кудрин сначала проигнорировал, но потом после шутливого замечания спикера палаты В. Володина, что как только глава Счётной палаты займётся активами зарубежных компаний в рамках соглашения о разделе продукции «Сахалин-2», так сразу попадёт в санкционный список, Кудрин выдавил из себя: «Будем строго выполнять функции внешнего государственного независимого аудита в рамках закона. А какие уж будут санкции — это, пожалуйста, не нам…»
Вопрос Евгения Бессонова касался проблемы незавершённого строительства. По данным той же Счётной палаты на 1 января 2020 года, в субъектах России более 74 тысяч объектов незавершённого строительства, в Федерации больше 14 тысяч, а наряду с этим в 2019 году непотраченные средства федерального бюджета составили более 1 триллиона 100 миллиардов рублей, в 2020 году — свыше 1 триллиона рублей. Объекты ветшают, приходят в негодность — сколько ещё средств надо будет потратить, для того чтобы их демонтировать. Не произошло кардинальных изменений и в 2021 году. «Как исправить эту системную проблему?» — спросил депутат мнение главы финансового контрольного органа.
По словам А. Кудрина, Счётная палата добилась того, чтобы правительство утвердило «дорожную карту» по снижению незавершённого строительства, определив ответственным за её исполнение минстрой.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов, обобщая позицию фракции КПРФ, особо выделил проблему коррупции и неэффективности бюджетных расходов.
Ежегодно Счётная палата находит нарушений на десятки миллиардов рублей, неэффективность в расходовании казны исчисляется сотнями миллиардов. Средства, направляемые на строительство социальных объектов, из года в год не осваиваются. Сотни больниц, школ, детсадов либо сдаются в эксплуатацию не вовремя, либо не сдаются вовсе. Такое положение вещей недопустимо.
Фракция КПРФ неоднократно предлагала комплекс мер по борьбе с коррупцией в бюджетной сфере, в том числе и в решении вопроса о необоснованном обогащении чиновников, напомнил М. Щапов. Хорошо бы и Счётной палате дать по этой проблеме свои предложения.
От аудиторов палаты депутаты ждут предельно беспристрастного и жёсткого анализа бюджета, тем более в условиях, когда напряжённая экономическая ситуация требует скрупулёзно выверенных расчётов. Над бюджетом будущего года законодатели начнут работать уже летом. Скорее всего, придётся оптимизировать целые блоки бюджетных доходов и расходов, предположил М. Щапов. Нужен совершенно новый взгляд на источники доходов бюджета, и в первую очередь от нефтегазовой отрасли.
«Мы видим, что ситуация сейчас сложная: падает добыча, продажи, есть проблемы с поставками оборудования. При этом мы как законодатели за последние годы выдали отрасли триллионы рублей налоговых льгот. Они должны были пойти на инвестиции, на укрепление материально-технической базы, разработку новых месторождений. Но где результат? Где эффект от налогового манёвра, от демпфера, от других мер, которые были предприняты для стабилизации в том числе и доходов бюджета, — мер, про которые наша фракция изначально говорила, что они не принесут результата? Нужно, чтобы Счётная палата проанализировала эффективность всех мер поддержки отрасли, прежде чем принять решение о коррекции налогообложения отрасли, которую, безусловно, необходимо сделать», — отметил Михаил Щапов.
Затронул депутат и проблему импортозамещения, выразив недоумение, как же так вышло, что много лет страна тратила сотни миллиардов рублей для решения этой задачи, а главный аудитор страны сегодня говорит о том, что два года уйдет только на первый этап перестройки экономики. А чтобы разработать новые технологии и построить предприятия для замещения импортных товаров, потребуются многие годы. «Если нам всё это только предстоит сделать, то где результат от вложенных денег? Где сами деньги?» — депутат считает, что ответы на эти вопросы должна дать Счётная палата, проведя глубокую комплексную проверку расходов в сфере импортозамещения.
Михаил Щапов обозначил и другие слабые звенья аудиторского контроля. Счётная палата отмечала, что средства Резервного фонда правительства тратятся непрозрачно, а цели, на которые расходовались деньги, не совпадали с целями бюджета. Тем не менее резервные фонды увеличиваются. Здесь нужен детальный аудит действий минфина и Центробанка, полагает депутат.
Ещё в декабре 2021 года фракция КПРФ отмечала, что нельзя держать 45% наших золотовалютных резервов в евро и долларах и только 21% — в золоте. Не прислушались. В итоге 300 из 643 миллиардов долларов заморожено. «Нам важно понять, почему мы оказались в этой ситуации? Кто за это несёт ответственность? И что мы должны сделать в будущем, чтобы не повторить этих ошибок?» — подчеркнул М. Щапов.
Требуют тщательной проверки и реализация принятых Госдумой антикризисных мер, включая замещение коммерческих кредитов регионов и муниципалитетов бюджетными кредитами, и затраты государства во время пандемии (резко выросло количество уголовных дел против региональных чиновников здравоохранения), и расходы на борьбу с лесными пожарами. Нужно проанализировать обеспеченность граждан лекарственными препаратами (в условиях санкций эта проблема ещё более обострится). Нет анализа последствий пенсионной реформы, а это важно делать в ежегодном режиме.
Отметив, что мы живём в совершенно другом мире, чем год назад, Михаил Щапов призвал аудиторов сосредоточиться на оперативном анализе ситуации по главным направлениям.
Если в вопросе контроля за расходованием бюджетных средств оперативность страдает, то в деле расправы с оппозиционными политиками власть демонстрирует поразительную стремительность. 23 мая в 16 часов суд апелляционной инстанции утвердил обвинительный приговор, вынесенный депутату Госдумы, члену фракции КПРФ Валерию Рашкину по делу о незаконной охоте. А уже через час Совет Думы принял решение о подготовке документов для досрочного прекращения полномочий депутата-коммуниста, хотя регламент позволяет это сделать в течение 30 дней. Не пройдены кассационная и надзорная инстанции, Конституционный суд, где депутат Рашкин намерен побороться за своё доброе имя. Но думские «медведи» уже не могли сдерживать свой хищнический нрав. Они боялись упустить свою жертву. И страх этот не безоснователен.
Заслуженный юрист РФ, почётный работник прокуратуры РФ Юрий Синельщиков оценивает вынесенный Валерию Рашкину приговор как необоснованный и незаконный. Необоснованный, потому что прямой умысел Рашкина в совершении преступления не доказан — осуждённый был убеждён, что охота осуществляется на законных основаниях. А незаконный, потому что в силу положений Уголовного и Уголовно-процессуального кодекса суд, даже признав Рашкина виновным, был обязан освободить его от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа. Для применения этой нормы необходимы три условия. Первое. Лицо впервые совершило преступление. Второе. Преступление небольшой или средней тяжести. Третье. Лицо возместило ущерб и иным образом загладило причинённый вред. В деле Рашкина все три условия соблюдены. Но общепринятая судебная практика дала осечку. «Очевидно, что правосудие оказалось развёрнутым в противоположную от справедливости сторону в угоду политикам высокого уровня… Произошло то, о чём говорили классики марксизма: буржуазия создаёт удобное для себя право, а затем, когда оно для неё становится оковами, сама же начинает его игнорировать. Тем не менее мы убеждены, что приговор будет отменён. Некоторые юристы полагают, что это произойдёт через 3 года, через 10 лет, через 20 лет», — Юрий Синельщиков призвал не откладывать торжество справедливости. Увы, время справедливости и честного политического соперничества ещё не наступило. Растущий список коммунистов и сторонников КПРФ, подвергшихся уголовному и административному преследованию, тому доказательство.
Татьяна Офицерова
Правда
Фото: официальный сайт Госдумы РФ