ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА

2-1

В Ярославской области назревает очередной скандал, связанный с капитальным ремонтом многоквартирных домов (МКД). Региональный оператор (Фонд) заставляет владельцев специальных счетов переводить накопленные средства в так называемый «общий котёл». То есть, фактически, под своё непосредственное управление. При этом, он ссылается на норму областного закона и мотивирует своё решение якобы имеющимся нарушением сроков и видов работ в рамках программы ремонта. В свою очередь, жители и обслуживающая их управляющая компания категорически опровергают указанные доводы. Тем более, что сам Региональный фонд постоянно переносит сроки работ, а их качество, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Похоже, что окончательную точку в этом споре будет ставить суд.

Ещё в конце апреля появилась информация, что Региональный фонд содействия капитальному ремонту МКД Ярославской области потребовал от одной из управляющих компаний перевести в «общий котёл» средства жителей сразу четырёх домов крупного рабочего посёлка Ермаково в Рыбинском районе. При этом, Фонд также уведомил управдом, что отныне будет самостоятельно заниматься взиманием взносов на капремонт. В качестве обоснования столь резкого решения чиновники сослались на постановление, подписанное главой Волжского сельского поселения. Согласно документу, указанные дома теперь должны будут формировать взносы на счете Регионального оператора, поскольку управляющая компания якобы нарушила сроки и даже виды работ, утвержденные в областной программе.

Сам глава категорично заявил, что управляющая организация не справилась со своими обязанностями. И теперь жители фактически лишаются возможности самостоятельно распоряжаться собранными ими же средствами. Согласно закону № 32-з «Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области», органы местного самоуправления действительно имеют право изменить способ накопления взносов. Однако здесь есть целый ряд нюансов. Во-первых, глава поселения так и не назвал конкретные примеры нарушений со стороны управляющей компании, сославшись на то, что не может проверить её работы из-за отсутствия информации. Ничего не сказал по существу и исполняющий обязанности директора Регионального фонда.

В свою очередь, в управляющей организации заявляют, что, напротив, выполняли ремонт опережающими темпами исходя из потребности домов, проведя общие собрания и заключив договоры с инвесторами.  Решения о видах и сроках работ по капитальному ремонту принимали сами жители. В результате были сделаны почти все кровли, установлены приборы учёта, заменены коммуникации. Кроме того, управляющая компания не имела нареканий со стороны жилищной инспекции. А вся информация была выложена в системе ГИС ЖКХ, то есть ход работ можно было легко проверить. Теперь, в результате действий Регионального фонда и главы поселения, перед инвестором может образоваться долг за уже выполненные работы. А самое главное, что против перевода домов в «общий котёл» выступают сами жители, которые попросту не доверяют плану, определенному региональной программой.

Во-вторых, органы местного самоуправления, которые по закону наделены правом изменения способа накопления взносов, являются хроническими неплательщиками взносов за капитальный ремонт. Так, по состоянию на 1 января 2024 года задолженность по оплате за помещения муниципальной собственности составляет почти 86 миллионов рублей. Из них более 64 миллионов накопила администрация Рыбинска (где зарегистрирована вышеупомянутая управляющая компания) и свыше 18 миллионов — мэрия Ярославля. По имеющимся сведениям, есть долги по муниципальному фонду и у администрации Волжского сельского поселения, издавшей нашумевший документ. Так что у местных властей, как говорится, «рыльце в пушку».

Наконец, в-третьих, Фонд сам регулярно не выполняет региональную программу и меняет сроки ремонта домов. Не стал исключением и прошлый год, что подтверждают вполне официальные цифры. Так, на 2023 год краткосрочным планом капитального ремонта МКД, собственники которых платят взносы на счёт Регионального оператора, было запланировано выполнение 268 видов работ общей стоимостью 983,5 миллиона рублей в 191 многоквартирном доме, в том числе 208 видов непосредственно строительно-монтажных работ и разработка 60 комплектов проектно-сметной документации. Итоговое выполнение составило 93 % от плана (191 вид строительно-монтажных работ, 59 видов работ по формированию проектно-сметной документации).

Однако деньги со счёта Регионального оператора почему-то никто не снимает, и объекты у него не отбирает. Более того, по словам экспертов, сам Фонд порой может определять сроки работ таким образом, чтобы у собственников в принципе не хватило денег на их выполнение. Скажем, это может быть актуально при замене лифта, что является достаточно дорогим удовольствием. Всё это опять-таки делается для того, чтобы как можно больше МКД оставались в «общем котле» под «бдительным взором» Регионального оператора. Хотя работы, организованные с его помощью, не раз были низкого качества и вызывали острую критику жителей. А сама организация неоднократно оказывалась в центре всевозможных скандалов.

Особенно «урожайным» на них выдался прошлый год (тогда они закончились уголовными делами в отношении бывшего директора Фонда Романа Гайнутлинова и его первого заместителя Ольги Исайчевой), а в самой организации сменились пять руководителей. Однако от повторного «наступления на спецсчета» это никого не остановило. Вот такие «двойные стандарты». Очевидно, теперь во всей этой истории придётся разбираться прокуратуре и суду, куда намерены обратиться обе стороны. Жаль только, что крайними в итоге вновь останутся жители. Которым на время этих разбирательств, судя по всему, придётся просто ждать положенного ремонта.

Иван ДЕНИСОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *