ДИАГНОЗ: ОСТРЫЙ ДЕФИЦИТ КАДРОВ

Значительная нехватка медицинского персонала остаётся главной проблемой ярославского здравоохранения. Что наглядно подтверждается статистикой, представленной на днях в ходе заседания профильного комитета областной Думы. Ситуацию усугубляет продолжающаяся тенденция к сокращению отделений в городских и районных больницах региона. В совокупности, всё это приводит к ещё большей недоступности нашей медицины и, в конечном счёте, снижению качества услуг, оказываемых населению.

Государственная программа «Развитие здравоохранения в Ярославской области» является одной из основных в нашем регионе. В прошлом году на её финансирование было выделено 18,5 миллиарда рублей. Вместе с тем, расходы на региональную целевую программу «Улучшение кадрового обеспечения государственных медицинских организаций» составили только 221,4 миллиона рублей. То есть чуть больше 1% от всех затрат. Стоит ли удивляться, что ситуация с тем самым «кадровым обеспечением» на сегодняшний день остаётся неутешительной?

В общей сложности, в государственных учреждениях здравоохранения нашего региона работает 5530 врачей и 10056 представителей среднего медицинского персонала. В свою очередь, дефицит специалистов в первом случае составляет 426 человек, а во втором – 571. Таким образом, в Ярославской области не хватает почти тысячи докторов, фельдшеров, акушеров, медицинских сестёр. Соответственно, укомплектованность врачами в амбулаторном звене составляет 93,4%, а средним медицинским персоналом – и вовсе 82,9%. Как говорится, комментарии излишни – цифры говорят сами за себя.

Конечно, в регионе предпринимаются определённые меры к исправлению создавшегося положения дел. Действуют программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер». В прошлом году они коснулись 21 врача и 18 специалистов со средним медицинским образованием. Введены именные целевые социальные выплаты медработникам в размере 2 миллиона рублей (их получили 29 врачей и 57 средних медицинских работников). Сохраняются выплаты врачам  в возрасте до 35 лет (в размере 200 тысяч рублей), впервые приступившим к работе (предоставили 6 докторам в Рыбинске, Угличе, Переславле, Ростове) и фельдшерам в возрасте до 35 лет (в размере 100 тысяч рублей), прибывшим на работу в ФАП (предоставили 10 специалистам).

Благодаря этим и другим мерам, за прошлый год к работе в государственных медицинских учреждениях удалось привлечь 108 специалистов (48 врачей и 60 представителей среднего медицинского персонала). Однако это составляет всего 10% от имеющейся потребности. Положение дел усугубляется тем, что с работы постепенно уходят опытные возрастные кадры. Наиболее острый дефицит, прежде всего, сохраняется в амбулаторно-поликлинической службе, поскольку нагрузка там значительно больше, чем в условиях стационара. И подобная ситуация напрямую отражается как на медицинских работниках, так и на пациентах, поскольку качество предоставляемых услуг в итоге снижается.

Нехватка медицинских кадров отражается на всей работе здравоохранения. У нас чтобы записаться к терапевту уходит 2 недели. Чтобы записаться на анализы – ещё 7 дней. Далее терапевт записывает к «узким» специалистам ещё 2 недели. Получается месяц и более. И всё это время человеку диагноз не поставлен, лечение не начато. Да, экстренная помощь оказывается. Но там, в основном, работает фельдшер. Люди жалуются и всё больше уходят в частную медицину, беспокоясь за своё здоровье. Просто идут, и лечатся за деньги. Эту систему надо менять! – подчеркнула на заседании комитета председатель фракции КПРФ Елена Кузнецова.

В ответ министр здравоохранения Ярославской области Сергей Луганский без прикрас ответил, что ему просто негде взять такое количество врачей в первичное звено, которое нам сегодня необходимо. За прошедшие 2-3 года ситуацию удалось стабилизировать, но одномоментно её не улучшить. И потребуется минимум 5-7 лет, чтобы прийти к тому уровню, который бы удовлетворил потребителей медицинских услуг.

В этой связи острое беспокойство вызывает сворачивание целых подразделений городских и районных больниц. Так, ещё в начале весны было сказано о закрытии онкологического отделения Рыбинской городской больницы № 1. Есть планы закрыть хирургическое отделение в Любимской ЦРБ и гинекологическое отделение в Гаврилов-Яме. Когда Елена Кузнецова попросила министра здравоохранения объяснить, что происходит, он ответил, что во всех «малых» районах намерены организовать отделения дневного стационара.

Сергей Луганский привёл старый довод о нормативах оказания услуг. И добавил, что 70%, а в ряде случаев – до 90% медпомощи, которую жители получают на селе, является амбулаторной. Откровенно говоря, подобные «эксперименты» давно должны уйти в прошлое. Поскольку однозначно не несут людям ничего хорошего. В Ярославской области всё это уже проходили и в первую волну «оптимизации» здравоохранения, когда в небольших районах повсеместно закрывались родильные отделения, и во вторую, когда «сливали» больницы в Ярославле и ликвидировали отделения в ЦРБ.

К тому же, министр противоречит сам себе: с одной стороны заявляет, что наиболее серьёзная нехватка кадров наблюдается в амбулаторно-поликлинической службе, а с другой – намерен фактически ещё больше её загрузить. Кто будет вести приём пациентов в условиях того же дневного стационара, если специалистов там уже не хватает? Пока этот вопрос остаётся риторическим. Вместе с тем, депутаты фракции КПРФ давно ставят «кадровый вопрос» ребром и предлагают конкретные меры для решения проблемы. В то числе вносят поправки в бюджет, предусматривающие дополнительные выплаты медицинским работникам и улучшение условий их труда. К сожалению, все они блокируются правительством и представителями «партии власти». Так может быть, наконец, пора прислушаться к коммунистам? Тогда и проблема начала бы решаться куда быстрее!

Иван ДЕНИСОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *