На днях федеральное медийное пространство потрясли заголовки: «ФАС раскрыла крупный сговор на рынке бензина», «ФАС признала двух нефтетрейдеров виновными в сговоре». Ну наконец-то! Уж теперь-то цены на бензин по 10% в месяц расти не будут! — признаемся, порадовались поначалу и мы, пока не вникли глубже в суть растиражированной новости. Когда же поняли, в чём на самом деле смысл события, то изумились и задались вопросом: а не имитация ли вся эта бурная деятельность Федеральной антимонопольной службы?!
НАПОМНИМ, что в нынешнем году, несмотря на провальные цены на нефть, периодически наблюдается галопирующий рост цен на бензин, дизель и газомоторное топливо. Об этом «Правда» подробно рассказала в номере за 23 июля 2020 года («Куда скачут цены на бензин»). В частности, мы сообщали, что с мая по июль популярные марки бензина — Аи-92 и Аи-95 — выросли более чем на 5%, а газомоторное топливо — аж на 20%. Эксперты тогда высказались за то, что в ближайшие годы на российском рынке будет происходить бесконтрольное удорожание бензина.
Именно так всё и происходит. По свежим данным информагентства ЦДУ ТЭК (Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса — филиала ФГБУ «РЭА» минэнерго России), с 23 по 30 августа 2020 года средняя по стране цена на бензин Аи-92 выросла на 1,85% (+0,79 руб./литр), на Аи-95 — на 2,31% (+1,06 руб./литр), на дизельное топливо летнее — на 3,64% (+1,69 руб./литр), на дизельное топливо зимнее — на 3,59% (+1,79 руб./литр).
Иными словами, после скачков цен начала — середины лета кардинально ничего не изменилось: цены на бензин как росли, так и продолжают расти. О чём же тогда так широковещательно рапортует ФАС?
Оказывается, в растиражированном интервью начальника управления по борьбе с картелями ФАС Андрея Тенишева речь идёт о всесокрушающей победе его ведомства в деле о картельном сговоре нефтетрейдеров, который имел место в… феврале 2018 года! Наконец-то спустя два с половиной года после событий ФАС удалось доказать вину и наказать проштрафившихся. Ими являются АО «Солид — товарные рынки» и ООО «А-Ойл». Они теперь признаны «виновными в заключении картельного соглашения и в нарушении пп. 1,2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции», — передала заявление Тенишева пресс-служба ФАС.
В феврале 2019 года ФАС возбудила дело против названных нефтетрейдеров в связи со скачком цен на топливо на бирже весной 2018 года, то есть спустя год (!) после событий. Трейдеров подозревали в картельном сговоре на биржевых торгах на СПбМТСБ. Их действия, по мнению ФАС, могли привести к росту цен на бензин Аи-92, Аи-95 и Аи-98. Однако из-за судебного разбирательства, инициированного трейдерами, которые пытались доказать незаконность возбуждения дела, рассмотрение пришлось приостановить. В июне 2020 года Арбитражный суд Московского округа признал возбуждение ФАС дела законным.
«В том деле, о котором мы говорим, трейдеры перепродавали друг другу бензин несколько раз, повышая тем самым цену. На одном базисе поставки это, вероятно, ещё можно пережить, но, повторюсь, такие операции приводят к увеличению средней цены. А в результате роста биржевого значения могли повыситься и цены по стране в целом. В этом и заключается главная опасность такой схемы», — сказал Тенишев в интервью агентству ТАСС.
Из-за действий названных компаний весной и в начале лета 2018 года цены на нефтепродукты в РФ резко росли. Кабмин в той ситуации принял решение о временном снижении акцизов на бензин и дизтопливо и договорился с нефтекомпаниями о том, что они временно зафиксируют цены на уровне 30 мая. Однако к тому времени они уже значительно подскочили.
ЛЮБОПЫТЕН ответ чиновника ТАСС на вопрос о скачке цен на топливо, который произошёл уже нынешним летом: «Мы очень внимательно посмотрим на этот период. Конечно, могли иметь место манипуляции. Но были и объективные экономические причины. Проверка завершится осенью», — сказал Тенишев.
Если всё перевести на внятный язык, то означает это следующее: никаких действий ни ФАС, ни правительство не предпринимают, чтобы остановить рост цен. Реальный же результат может быть получен, как и в описанном выше случае, годика эдак через два. К тому времени вся экономика и социальная сфера успеют ощутить и очередной скачок цен на энергоносители в виде толчка к усилению стагнации и деградации.
Возникает вопрос: почему наши высокопоставленные чиновники, отвечающие за отечественную экономику, так её не любят? И почему в других — развитых — странах, на опыт которых они так часто ссылаются, всё устроено иначе. Скажем, в конце 1990-х — начале 2000-х годов в Германии тоже наблюдались скачки цен на бензин. И немецкое ведомство, аналогичное нашей ФАС, принимало незамедлительные и жёсткие меры: цены немедленно возвращались на прежний уровень и замораживались. А судебные разбирательства и доказывание картельных сговоров происходили уже потом.
Видимо, наши экономические начальники действуют по известной, но переиначенной присказке: что немцу хорошо, то русскому смерть. А ведь так ясно: непрекращающийся галопирующий рост цен на энергоносители неуклонно добивает в нашей экономике даже то, что ещё шевелится.
Александр ДЬЯЧЕНКО.