Мы часто слышим фразу: «дети – наше будущее». Но большинство вряд ли задумывается об этом всерьёз. Между тем от того, каким вырастет маленький человек, действительно будет зависеть наша жизнь. Подрастающим поколением нужно заниматься. Но как помочь ребёнку стать полноценной личностью и насколько важен на этом пути труд педагога? Об этом мы беседуем со старшим воспитателем детского сада № 192 г. Ярославля, педагогом с 20-летним стажем, мамой двоих детей Еленой Горбуновой.
— Елена Анатольевна, в чём секрет воспитания счастливых детей? И существует ли он в принципе?
— Осмысливая свой жизненный и педагогический опыт, я часто вспоминаю чьи-то мудрые слова: «Первые семь лет ребенка нужно любить, вторые семь лет – воспитывать, третьи – быть ему самым лучшим другом, а потом отпустить его и молиться». Это как нельзя лучше передает смысл моих отношений со своими детьми. Дети не могут быть чужими. Их непосредственность, незащищенность в этом мире, подсознательно, на уровне материнского инстинкта обязывает каждую женщину любить и оберегать их. Поэтому я, будучи воспитателем в детском саду, взяла за основу своих отношений с детьми первую часть этого высказывания: уважать и любить каждого маленького человечка.
Очень трудно любить каждого ребенка. Хорошо, когда он послушен, умен, добр, обладает всеми положительными качествами. Но такое не всегда бывает. Что делать с капризами, упрямством, непослушанием? Ведь то, что мы порой прощаем своим чадам, движимые родительской любовью, вряд ли пройдет безнаказанно с другими детьми. Ответ прост: «Любить». Если этого чувства нет, то лучше вообще не идти в педагогику. Будь ты хоть великим светилом данной науки, это не сблизит тебя с детьми.
— А почему Вы выбрали этот крайне нелёгкий труд?
— Мой выбор профессии был осознанным. С детства, рассаживая кукол в ряд, я устраивала им импровизированные уроки. В школе меня часто просили выступить в роли педагога, если учитель заболевал, и заменить его было некому. Так что после окончания одиннадцатого класса я твердо знала, что стану педагогом. И до сих пор благодарна своим наставникам, вложившим в меня частицу своей души. Я вспоминаю своих учителей, которые бескорыстно занимались со мной после уроков, чтобы восполнить пробел в знаниях по предмету. И понимаю, каковы были их терпение, чуткость и желание добиться результата. Нам, современным педагогам, всегда стоит ставить эти качества на первый план. Мои старые добрые учителя навсегда остались в памяти и своим примером повлияли на мой выбор профессии. Так я и стала воспитателем.
— Терпение и чуткость – это хорошо. Но как не растратить эти качества в наш безумный век? Ведь нынешние дети уже совсем не те, что были 20 и даже 10 лет назад.
— Нынешнее поколение ребят – это дети, растущие сами по себе. Малыши часами сидят перед телевизором, впитывая весь поток информации. А их родители вынуждены проводить большую часть времени на работе и редко появляются дома. Многих ребят поглотили компьютер, интернет. Отсюда также проблемы нашего общества: искалеченные судьбы, разводы, боль детских сердец. В первую очередь от этого страдают именно дети. Ситуацию нужно менять. Уделять детям больше внимания.
Я верю в возможности каждого ребёнка. Воспитывая в нём доброту, заботу о ближнем и уважение к другим людям, мы формируем черты характера, которые помогут ему стать личностью и достойным гражданином. Воспитывая любовь и уважение к родному краю, прививая чувство гордости за свою страну, мы растим достойную смену. Ребенок – моя главная ценность. И как педагог, я несу ответственность за то, чтобы он состоялся в жизни, не был сломан и унижен. Чтобы он понял, каковы его возможности, что он хочет и чего, напротив, не следует делать.
— То есть Вы не пожалели о выбранном пути?
— Конечно же, нет. Не скрою, что переход на должность старшего воспитателя первое время был для меня непростым. И все же я благодарна судьбе за то, что не ошиблась в выборе любимого дела. Я счастливый человек, потому что, работая в детском саду, занимаюсь тем, что могу делать лучше всего. Для меня старший воспитатель – даже не профессия, не общественное положение и не работа. Это образ жизни.
— Но современный образовательный процесс диктует свои жёсткие условия. Как Вы справляетесь с ними?
— Быть старшим воспитателем в современных условиях на самом деле сложно. Нужны не только всесторонние знания и опыт, но и огромное терпение к людям, к происходящим переменам в дошкольном образовании. От нас требуется профессиональное мастерство, грамотность, компетентность, умение увлечь педагогов своими идеями. И приходится постоянно самосовершенствоваться. Я много общаюсь с коллегами, читаю методическую литературу, посещаю курсы повышения квалификации и профессиональные объединения. Нельзя стоять на месте, работать по старинке — изменяются жизненные устои. Самым главным на педагогическом пути, на мой взгляд, является вера в себя, в свои возможности, в свое предназначение. Да, на нашем пути не обходится без ошибок. Но, как говорится, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Надо только научиться обращать свои ошибки в полезный опыт.
— Каким Вы видите главный принцип работы современного педагога?
— Классик сказал: в человеке должно быть все прекрасно — и лицо, и одежда, и душа, и мысли. В этих словах есть всё, что отражает смысл моей жизни и определяет путь в профессии. Мы все хотим, чтобы ребёнок стал Человеком. Мы хотим, чтобы он был уверен в себе. Чтобы умел строить отношения с другими людьми. Чтобы мог развивать таланты, заложенные от рождения, и создавать своё будущее. У него должны быть основные духовные и нравственные ценности, без которых его жизнь не состоится. Решение этих задач является главным для педагога. Ну и, конечно же, нужно любить свою профессию. Тогда она станет настоящим призванием. Поэтому я часто повторяю своё любимое изречение: «Делай то, что умеешь, делай то, во что веришь».
Беседу вел А. ФЕДОРОВ.