Два года назад – 30 сентября 2022 года – в состав России вошли четыре новых региона: ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области.
История свидетельствует, что эти земли цвели и развивались, когда были вместе с Россией, и чахли, когда оказывались оторваны от нее. В течение многих веков территория Донбасса, Запорожья, Херсонщины была Диким полем. Только Русское государство принесло сюда безопасность и порядок, здесь заколосились поля, поднялись сады, начали расти города.
А временем самого стремительного развития этих земель стала советская эпоха. Здесь закипели великие стройки. Были возведены сотни шахт, металлургические, химические и машиностроительные гиганты, знаменитый Днепрогэс, самая мощная в Европе Запорожская атомная станция, огромное Каховское водохранилище, от которого был прорыт Северо-Крымский канал, оросивший засушливые земли, в том числе степной Крым.
За советские годы этот край стал намного ближе к России. По данным единственной проведенной до революции всероссийской переписи, почти на всей этой территории преобладало население, говорящее на украинском, или, как его тогда называли, малорусском языке. А вот результаты последней советской переписи 1989 года дают совсем другую картину: из 11,5 млн человек населения этих четырех регионов около 7 млн (60 %) указали в качестве родного языка русский, в том числе и многие украинцы.
И это произошло без всякой насильственной русификации, за счет самого хода советской истории. Сотни тысяч русских приехали сюда на великие стройки социализма, сложилось множество смешанных семей, и все больше людей сознательно выбирало русский язык как открывающий самые большие возможности в огромной Советской стране.
Конечно, этот край никак не мог принять политический проект узколобого украинского национализма, который начал внедряться на Украине уже в период «перестройки». Люди здесь не хотели разрушения единой страны. На референдуме марта 1991 года в этих четырех регионах от 80 до 86% голосующих высказались за сохранение Советского Союза – намного больше, чем в среднем по Украинской ССР.
А на выборах в независимой Украине здесь голосовали прежде всего за Партию регионов и Компартию. На последних украинских выборах, где можно было голосовать более-менее свободно, а это выборы Верховной Рады 2012 года, в этих четырех регионах более трех четвертей избирателей проголосовали за «регионалов» и коммунистов.
Поэтому на самом деле эти регионы давно сделали тот выбор, который был закреплен два года назад их вступлением в состав России.
Но должен сказать: если бы предложения коммунистов были вовремя услышаны, то сегодня мы бы отмечали не двухлетие, а 10-летие принятия новых регионов в состав России.
В 2014 году, сразу после того, как ДНР и ЛНР объявили о своей независимости, КПРФ настойчиво требовала, чтобы Россия официально признала эти республики. А Донбасс уже тогда рассматривал отделение от Украины лишь как предварительный шаг к вхождению в состав России.
В 2014 году ВСУ были крайне слабы. Поэтому присоединение к России и Донбасса, и других регионов, говорящих по-русски, могло быть почти бескровным.
Этот исторический шанс был упущен. Тогда в коридорах российской власти возобладало мнение, что с киевским режимом можно договариваться. И долгое время в российских медиа ДНР и ЛНР уничижительно называли «самопровозглашенными».
Но все-таки в итоге исторический шаг был совершен. Хоть и не в 2014, а в 2022 году эти регионы вошли в состав России. Мы присоединили земли, где живут наши родные люди. Поэтому 30 сентября – это безусловно большой праздник.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов сказал, что это праздник со слезами на глазах. Со слезами, потому что киевские нацисты продолжают стрелять по городам и убивать людей, которые стали нашими согражданами.
Но мы высушим эти слезы, защитим наших новых соотечественников, восстановим разрушенные города и заводы и широкими шагами пойдем вперед.
Юрий Афонин,
Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ