Заслон на пути «оптимизации»

gaurjemulvfvehmggpyequmexovvnakubelkjyfutkpyscfysd

В России в течение последних лет проводится «оптимизация» здравоохранения. Суть этих преобразований – сокращение количества государственных медицинских организаций и численности занятых в них медицинских работников, постепенная коммерциализация все большего числа медицинских услуг. Еще в декабре 2019 года мэр Москвы Сергей Собянин, выступая с отчетом перед депутатами Мосгордумы, заявил: «Ну давайте ничего не будем сокращать, ну нам тогда надо все население Москвы уложить на эти койки ровным слоем». А потом случилась пандемия, в которой наше оптимизированное здравоохранение практически захлебнулось.

20 декабря Государственная дума рассматривала мой законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Если коротко, законопроект предлагает введение государственного планирования в сфере охраны здоровья, а также введение дополнительных заслонов на пути «оптимизации». Оптимизировать уже некуда. За все 20 лет правления господина Путина расходы на здравоохранение не превышали 5,5% ВВП. А, к примеру, США с их огромным частным сектором в области здравоохранения тратит 17% ВВП, Европа в среднем 11%, также и на солнечной Кубе 11%. Даже в Афганистане, где всегда идет война, тратят 12% ВВП на здравоохранение. Население России ежегодно убывает на сотни тысяч человек. Такими темпами мы вымирали разве что в лихие 90-е.

По данным Росстата, в 1990–2016 гг. количество больничных организаций в России сократилось с 12,8 тыс. до 5,4 тыс., то есть более чем в 2 раза. Наиболее активное сокращение числа больниц происходило в 2000–2014 годах. По состоянию на 2000 год по данным Росстата больничных организаций в России было 10,7 тыс.

Также сократилось и число врачебных амбулаторно-поликлинических организаций – с 21,5 тыс. в 1990 году до 19,1 тыс. в 2016 году. При этом основное сокращение опять же произошло, начиная с 2000 года (на этот год поликлиник было 21,3 тыс.).

По количеству коек в больничных организациях на 10 тыс. населения Россия находится сейчас ниже уровня РСФСР 1960-х годов (на 1960 г. их было 89,1, на 1970 – 112,5; в 2016 г. этот показатель равнялся 81,6). Наивысший показатель – 137,4 (1990), сокращение к 2016 г. – более чем на треть.

Ни одна больница, ни один фельдшерский пункт, ни одна поликлиника не должны больше закрыться в России. Любые изменения в части здравоохранения должны быть согласованы с народом и одобрены народом. И это в законопроекте прописано. Если мы срочно не начнем исправлять ситуацию, то нас ждут не майданы, нас ждет настоящее разрушение государства. Нынешний неолиберальный курс на «прихватизацию» всего вокруг ведет к деградации Российского государства. Обо всем этом я сказал с трибуны, докладывая о законе.

Что мне ответили единороссы? Что они в докладе видят лишь набор лозунгов и не понимают сути закона. Такие «непонятки» – позиция удобная. А еще мне объяснили, что государственное планирование – это, оказывается, основа развития России. Ну да! Одна «Стратегия 2020» чего стоит! Согласно ей, к 2020 году страна должна была войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП, а средняя зарплата в стране должна была вырасти до 2,7 тысячи долларов. И по ВВП мы не в пятерке, и зарплата средняя у нас всего 670 долларов (да и то это официально усредненные данные, в реальности ниже как минимум на треть). Очевидно, выполнять свои планы государство нужным не считает. И здравоохранение здесь ничем не отличается от других отраслей.

Принятие данного закона необходимо стране как воздух, он гарантирует необходимую медицинскую помощь для всех граждан России, решит наконец-то вопрос с бесплатными лекарствами для нуждающихся. Мы сможем оснастить наши медицинские учреждения передовой техникой. Сегодня многим гражданам нашей страны недоступны медицинские исследования, так как техники для таких исследований просто нет. В Москве-то по пальцам можно пересчитать больницы с современной аппаратурой, про регионы я вообще молчу.

Также этот законопроект помог бы решить вопросы с заработными платами медицинскому персоналу, ведь сегодня более-менее нормальные зарплаты получают только врачи, да и они недотягивают до мировых стандартов. А вот средний и младший медицинский персонал был загнан «оптимизацией» в угол. Сегодня медсестер переводят в категорию уборщиков, а водителей скорой помощи вообще выставляют самозанятыми, чтобы не платить социальные взносы. А потом власть будет нам рассказывать о том, как пенсионный фонд не справляется с нагрузкой.

Конечно, единороссы понимают, что я прав. Но открыто поддержать закон не могут – партия не велит. И они в который уже раз просто не голосуют. В Думе, увы, есть такая возможность. Можно нажать кнопочки «за», «против» или «воздержаться», а можно не нажать ни на одну из трех и просто не проголосовать. Зато потом можно сказать, что не голосовал против. Так было и в этот раз. Депутаты от «Единой России» не нашли в себе силы нажать на кнопки, и закон принят не был. Пока у этих «народных избранников» не будет сил нажимать на кнопки, у нас в стране не будет нормального здравоохранения и всего остального.

Валерий РАШКИН 

Депутат Государственной Думы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *