Нам заранее было ясно, что к столетию Октября буржуазия активизируется, будет рвать и метать, с особенной злобой очернять революцию.
Так и произошло. Буржуазные идеологи словно с ума посходили от бешенства и ненависти, тоннами выливали ложь и клевету, с одной целью – опорочить революцию. И наоборот — с таким же усердием они пытались оправдать, прославить, героизировать контрреволюцию.
В ходе этой кампании начались усиленные попытки реабилитировать и белогвардейский мятеж в Ярославле 1918 года. Буржуазные деятели наперегонки снимают передачи, пишут статьи и книги, проводят лекции на тему Ярославского мятежа. Уже начаты съемки художественного исторического сериала «Мятеж», все о том же (Можно не сомневаться, с чьей классовой позиции будут освещены события в этом фильме. Это будет позиция буржуазии, позиция контрреволюции).
Все это подается под видом того, что они, якобы, хотят «восстановить историческую справедливость», «воссоздать реальную историческую картину». Но это лицемерие, уловки для отвода глаз. Настоящая цель этой компании – оправдать мятеж, прославить мятежников, а еще шире – контрреволюцию в целом.
Во всех своих статьях и передачах буржуазные идеологи подают мятеж как некое «героическое восстание», некий вызов «большевистской диктатуре». А мятежников – героями, доблестными рыцарями, которые не пощадили свои жизни «за Россию».
Да, буржуазия теперь может разливаться соловьем и сколько угодно воспевать участников Ярославского мятежа, изображать их мучениками, борцами «за Россию», и пр. Но факты говорят о другом.
Контрреволюционеры, представители свергнутых эксплуататорских классов, и в том числе ярославские мятежники, на самом деле хотели только одного – вернуть прежние эксплуататорские порядки. Прикрываясь громкими фразами про «отечество», «веру» и «честь» — они в действительности боролись за свои привилегии, за свое господство над трудящимися, за право паразитировать, жить за чужой счет.
Об этом красноречиво говорит следующий факт. Когда в захваченном городе мятежники объявили себя хозяевами, «законной властью» — с чего же они начали? Что сделали первым делом эти «рыцари чести», эти «мученики за Россию»?
Они начали с того, что восстановили частную собственность! Да – первым декретом «новой власти» (так называемое «Воззвание к жителям города Ярославля о свержении власти большевиков и своей программе», подписанное полковником Перхуровым) – был декрет о том, что земля, предприятия и капиталы снова являются частной собственностью, и любое посягательство на «священную собственность» будет караться!
О чем еще говорить? Значит, на публику – высокопарные речи об «отечестве», «вере», «чести», а на поверку, на деле – примитивная жажда вернуть себе свои земли, усадьбы, заводы, фабрики, прииски, шахты, банки, и прочее.
Итак, Ярославский мятеж 1918 года – одна из попыток свергнутого класса эксплуататоров взять реванш, восстановить прежние порядки, вернуть себе власть и собственность. Вдохновителями и организаторами мятежа были бывшие царские офицеры из контрреволюционной организации Бориса Савинкова «Союз защиты родины и свободы». Этот «Союз» по сути выступал как орудие иностранных империалистических держав – Франции, Англии и Америки. Империалисты озверело мечтали раздавить первое в мире рабочее государство, которое было для них как кость в горле. Савинковцы получали от них оружие и деньги, разрабатывали свои планы совместно с их консультантами, отчитывались перед ними, выполняли их распоряжения. Вдобавок эти «борцы за Россию» чуть ли не на коленках ползали перед иностранными державами, умоляя их о вторжении! Они призывали Антанту к интервенции, чтобы свергнуть Советскую власть. В обмен на «помощь» савинковцы обещали иностранным державам отрыть им русский рынок, предоставить в неограниченное пользование богатейшие ресурсами территории России – например, Кавказ, Сибирь и Среднюю Азию. По сути – торговали родиной. Прав был Ленин – что буржуазия распинается об отечестве, но не моргнув глазом предаст его ради своих корыстных интересов. И эти красавцы тоже были готовы раздать три четверти страны, лишь бы на оставшейся одной четверти снова вернуть себе власть, снова закабалить трудовой народ!
Ярославский мятеж был частью этого замысла, который как раз должен был подготовить и облегчить интервенцию. Он должен был вспыхнуть одновременно в Рыбинске, Костроме, Муроме и Калуге. Предполагалось, что после этого мятеж быстро распространится на весь север России, а тут как раз Антанта высадит свой десант и пойдет победоносно по стране, свергая большевиков, восстанавливая «свободу и законность» (то есть, частную собственность и эксплуатацию).
Ярославль заплатил кровавую цену за эту авантюру, за эту попытку бывших хозяев России вернуть прежние порядки. Контрреволюционеры, захватив власть в городе, озверело бросились мстить трудящимся, прежде всего самым стойким и сознательным из них – коммунистам. Издевательства, зверские убийства, глумление над трупами, зловещая «баржа смерти» – так временно победившие господа мстили «взбунтовавшимся рабам». Можно даже сказать, что эти шестнадцать дней власти белогвардейцев в Ярославле – самое первое явление фашизма, прообраз фашисткой диктатуры.
Однако контрреволюционеры просчитались. Их планы рухнули. Рухнули потому, что трудящиеся понимали их настоящие цели. Они видели в них не «освободителей» — а врагов и палачей, которые веками глумились над народом, грабили его и унижали – и теперь снова хотят его закабалить.
Трудящиеся не хотели возврата к прежним порядкам. Они не поддержали мятеж. На сторону мятежников встала буржуазия и та часть интеллигенции, которая была связана с ней, гимназисты и студенты – сынки той же буржуазии. И, конечно – духовенство, озлобленное на Советскую власть за декрет об отделении церкви от государства.
Но ярославский рабочий класс остался верен революции. Рабочие массово встали на защиту Советской власти. После первых дней растерянности они сумели организоваться, создать центры сопротивления мятежу. Они сражались, как герои, чтобы раздавить мятеж в зародыше, не дать ему разрастись и охватить ярославскую землю. Их героическое сопротивление связало контрреволюционеров по рукам, не дало им осуществить свои планы. Поэтому подоспевшие позже регулярные красные части сумели быстро и решительно раздавить мятеж, не позволить ему перекинуться на другие города.
***
Это – правда о Ярославском мятеже 1918 года. Конечно, мы знаем, что буржуазия и далее будет его оправдывать, превозносить, прославлять в новых передачах, статьях и фильмах. Ну что ж, со своих классовых позиций она вполне права. Ведь она живет благодаря частной собственности, гнету и эксплуатации трудового народа. Понятное дело, что она видит родные души в контрреволюционерах, которые хотели все это вернуть.
Но мы — трудящиеся, и наша классовая позиция другая. Мы знаем, ярославские мятежники пытались вернуть именно те порядки, от которых теперь страдает наш народ, которые обрекают
нашу страну на гибель. И никакого сочувствия к ним мы не испытываем. Наше сочувствие, благодарность и любовь – на стороне тех, кто подавлял мятеж, защищал власть трудящихся.
Алан Каримов