2017 год для ярославцев стал, как никогда, богат на новые поборы. Власти начали «выжимать соки» из народа с самых первых дней. Услуги ЖКХ, проезд в общественном транспорте, плата за содержание и благоустройство территории – вот далеко не полный перечень либеральных идей региональных и муниципальных чиновников, как всегда поддержанных «Единой Россией». Единственными, кто последователь но стоял на защите народных интересов и выступал против грабительской политики власти, были депутаты коммунисты.
Первые поборы жители Ярославля ощутили буквально с 1 января, когда стоимость проезда в общественном транспорте была увеличена до 23 рублей. Такой «подарок» прямо в новогоднюю ночь гражданам преподнесла мэрия во главе с Владимиром Слепцовым, тогда ещё исполняющим обязанности градоначальника.
По словам властей, сделано это было в целях поддержки городских транспортных предприятий – ПАТП-1 и «Яргорэлектротранса». Депутаты фракции КПРФ в муниципалитете и областной Думе оказались единственными, кто с самого начала последовательно выступал против этой затеи. Коммунисты предупреждали, что повышение цены билета не закончится ничем хорошим ни для горожан, ни для перевозчиков. И оказались абсолютно правы. Прошло всего лишь полгода, и стало понятно: инициатива властей провалилась. Люди пересели на маршрутки. Пассажиропоток сократился на 2,5 миллиона человек. Муниципальные перевозчики стали подсчитывать убытки: вместо 91 миллиона запланированных доходов получили лишь 50 миллионов.
Ещё один удар по карманам граждан нанесла идея всё того же Владимира Слепцова — о замене маршрутных такси. Как и другие инициативы градоначальника, она оказалась совершенно не проработана. В результате срок перехода на «красные пазики» пришлось неоднократно менять. Сначала всё планировали сделать до 1 июля. Потом – до 1 сентября. А после – сразу до 1 апреля будущего года. Но, несмотря на это, отдельные коммерсанты уже поспешили поднять цены на проезд до 26 рублей. Официально – чтобы окупить свои затраты. Хотя новые автобусы при этом приобрели далеко не все. В итоге люди по% прежнему ездят на старых, да ещё и переплачивают три рубля. За что? – непонятно. Единственными, кто ещё в октябре требовал не повышать стоимость проезда в маршрутках, снова оказались коммунисты.
Последний на сегодняшний день «сюрприз» в сфере перевозок совсем недавно преподнёс один из агентов по пополнению печально известных электронных транспортных карт – ООО «Универсальная касса». Ни с того ни с сего он ввёл за свои услуги комиссию в 2%. Притом сделал это уже во второй раз – предыдущий был в прошлом году (тогда комиссия составляла 1%).
Власти поспешили откреститься от этой неприятной истории. Якобы комиссия была установлена без ведома ГБУ «Яроблтранском» (оператор обслуживания электронных проездных). А самому агенту была направлена претензия. Ничего не скажешь, удивительная лояльность: второй раз прощать нарушение договора и ограничиваться претензией. А кто вернёт людям деньги (между прочим комиссия взималась в 16 пунктах пополнения карт)? И понесет ли нарушитель какую-то ответственность? Увы, понятных ответов на эти вопросы нет. Одним словом, люди снова заплатили за жадность коммерсантов и халатность властей.
Названные случаи касаются только транспортной отрасли. Между тем, свои примеры есть и в других сферах. Особое место занимает благоустройство территорий.
— Многие наверняка слышали о так называемом губернаторском проекте «Решаем вместе», к которому также пристроилась «Единая Россия». Он был активно разрекламирован перед выборами и предусматривал ремонты домов культуры, обустройство парков, реконструкцию придомовых территорий, установку детских площадок и другие дела.
Правда, название «губернаторский» к нему не подходит, ведь работы оплачивались не из личных средств главы региона или депутатов от «партии власти», а из бюджета. То есть на деньги налогоплательщиков.
Более того, часть средств (до 10% стоимости объекта) предлагалось собрать самим жителям. Это условие не было обязательным, но резко повышало шансы того или иного объекта на попадание в программу. В противном случае людям попросту могли отказать и отдать приоритет тем, кто «скинулся».
Что получилось в итоге? Собрав с граждан деньги и создав видимость работы, инициаторы проекта не обеспечили ни качества, ни сроков. В результате множество объектов делали уже осенью, под дождём и снегом. И даже после официального завершения программы 1 ноября недоделанными оставались ещё 39 проектов. Власть сработала в лучших традициях: выборы закончились, и пускать пыль в глаза стало незачем, — отметил секретарь Ярославского ОК КПРФ, заместитель председателя фракции КПРФ в областной Думе Эльхан Мардалиев.
Но и на этом «подарки» властей не закончились. С 1 декабря жителям Ярославля придётся платить ещё и за содержание так называемых «малых архитектурных форм». Тех самых детских городков, лавочек и урн, установленных в том числе по «губернаторской» программе. Чем обусловлен размер оплаты (26 копеек с квадратного метра жилой площади), в чём будет заключаться это самое содержание и почему раньше оно обходилось без дополнительных сборов, чиновники объяснить не удосужились.
Напрашивается неутешительный вывод: ежегодно людям придумывают всё новые и новые поборы, но качество жизни при этом абсолютно не меняется. Вопрос: устраивает ли нас такая власть, которая устанавливает такие правила игры? Ответ каждый может дать самостоятельно. В будущем году для этого представится сразу два повода: один – в марте, второй – в сентябре.
Иван ДЕНИСОВ.