Во Франкфурте-на-Майне продукция мясокомбината «Звениговский» из Республики Марий Эл известна очень хорошо: не единожды была отмечена на регулярно проходящей в этом немецком городе с 1949 года Международной выставке мясной и мясоперерабатывающей индустрии. Самый большой успех — в мае 2016-го: 25 золотых, 6 серебряных, 2 бронзовые медали. Такого признания в Германии, где, как принято считать, знают толк в сосисках и свинине, не получал ни один производитель — ни из России, ни из бывших республик СССР, ни из стран Европейского союза. А ведь конкурсантов здесь каждый год собирается под шестьдесят тысяч, видов продуктов в разы больше и есть из чего выбирать.
В ЧЁМ ЖЕ СЕКРЕТ продукции из марийского посёлка Шелангер, которая оставляет позади и испанский хамон, и знаменитые баварские колбаски? В этом разбирался специальный корреспондент телеканала «Красная Линия» Андрей Дружинин. Начал углубляться в тему и тут же понял: в двух словах секреты совхоза «Звениговский», как называют его по старой памяти, который возглавляет коммунист Иван Иванович Казанков, не раскроешь. Многое с ними связано и ничего, как из песни слов, не выкинешь: здесь и технология производства, и отношение к труду, и люди, и даже история страны.
Но начинается всё, конечно, с технологии.
— Если говорить в целом, то в западных продуктах больше воды, а в наших — больше белка. За счёт этого и выигрываем, — объясняет руководитель совхоза Иван Иванович Казанков.
А качество производимых здесь мясных деликатесов действительно отменное. Журналисты «Красной Линии» убедились в этом сами за обедом. Гарантия качества в том, что и свинофермы, и мясокомбинат, и магазины розничной торговли, и комбикорма здесь свои, совхозные. Даже зерновые для комбикормов выращены на совхозных полях. А вот сою тут не выращивают. И в колбасу её не добавляют.
— Люди же за мясо в колбасе деньги платят, а не за сою, — говорит Иван Казанков. — Так что мы и потребителя не обижаем, и свою марку держим перед народом. Народную марку — «Звениговскую».
Впрочем, что бы ни говорил руководитель предприятия, каждую партию готовой продукции тщательно проверяют в лаборатории. Так заведено ещё с советских времён. Как говорится, доверяй, но проверяй.
Борьба за качество колбас и мясных нарезок начинается ещё с подготовки полей перед посевами. Раньше почву в «Звениговском» улучшали с помощью жидких химических удобрений. Но потом от химии отказались. А зачем она нужна, если свинокомплексы дают органику — поистине «чёрное золото» для этих мест. Знай перерабатывай да вноси на поля.
Особая гордость звениговцев — трубопроводная система с дождевальными машинами. Её смонтировали несколько лет назад. Теперь не страшны ни засуха, ни повышение цен на зерно. И все уверены: комбикормов из собственного сырья будет произведено столько, сколько нужно — согласно плановым показателям.
План в работе требуется всегда, убеждён Иван Иванович. Правда, если капризы погоды и даже непредсказуемость рыночных цен можно нейтрализовать с помощью хорошо просчитанного плана, то с теми людьми во власти, которые нет-нет да и вставят палки в колёса «Звениговскому», справляться труднее. Приходилось доказывать свою правоту в суде, выступать в СМИ. Словом, нести людям правду. И на этой правде «Звениговский» тоже выигрывает.
У производственного кооператива непростая история. Были и попытки рейдерских захватов, и заказные уголовные дела, и даже покушения на руководителей. Вот почему слаженная работа совхоза — это не только сельскохозяйственные технологии. Это ещё и выживание в мире политики, умелая борьба с самоуправством чиновников.
Долгие месяцы руководство хозяйства отбивало нападки местных прокурорских работников, пытавшихся доказать, что, вывозя удобрения из свиного навоза на поля, кооператив нарушает экологические нормы. Свою правоту аграрии обосновали, хотя кое-кто с этим не согласился. Но после того как экс-главу Республики Марий Эл Леонида Маркелова арестовали за многомиллионные взятки, проверки совхоза в один миг прекратились. Вряд ли это было простым совпадением, полагают в «Звениговском». Понятно, откуда шёл политический «заказ» против совхоза, возглавляемого не просто коммунистом — первым секретарём Марийского рескома КПРФ.
Коммунист Иван Иванович Казанков считает, что если бы по всей России создавались такие предприятия, как «Звениговский», дела в сельском хозяйстве страны давно бы пошли на поправку. Да и о выживании российского села душа бы не болела. Потому что село бы не только выжило, но и расправило плечи, накормив страну недорогими и качественными продуктами. Мешает же этому главным образом политика. А также политики — и в правительстве, и в других органах власти, которым капитализм и частная собственность — бальзам на сердце, а социализм и совхозы с колхозами — как красная тряпка для быка.
— Много лет нас убеждали, что будущее сельского хозяйства — это фермеры, — с горечью вспоминает Казанков. — Но фермеры никого не накормили и сами концы с концами едва сводят. Вот в соседнем Горномарийском районе фермеры выращивают овощи. Так они их продать не могут по нормальной цене, сбывают перекупщикам прямо с поля. Какое уж тут развитие производства, хранение, переработка? Да и качество: кто за ним следит?
В «Звениговском» за качеством следят все. Здесь считают, что лучший контролёр — совесть каждого работника. Рабочая совесть. А ответственность прежде всего — перед всем коллективом. Так заведено давно, ещё с советских времён. Тут и работают, и живут одним большим коллективом в три с половиной тысячи человек. И нет такого, что получил человек заработанные деньги — и всё, моя хата с краю. Это не так и для рядовых работников, и для руководства предприятия. Совхоз помогает людям в строительстве жилья, обеспечивает продуктовыми наборами — «потребительской корзиной», как сказали бы экономисты. Организована здесь неотложная фельдшерская помощь, даже стоматологический кабинет в посёлке Шелангер — на балансе «Звениговского».
В полдень, когда на мясокомбинате обеденный перерыв, фирменный магазин совхоза в считаные минуты наполняется покупателями. Есть тут и соль, и спички, но 80 процентов ассортимента на прилавках — продукция «Звениговского» или его дочерних предприятий.
— Колбасная продукция вся наша, — объясняет съёмочной группе «Красной Линии» продавец Нина Семёнова. — Полуфабрикаты — котлеты, пельмени, а также сырое мясо — тоже нашего производства. Закупаем только сопутствующие товары, сыры, лимонады, йогурты для детишек…
Точно такие же фирменные магазины расположены в радиусе 400 километров от Шелангера. Их у «Звениговского» уже более полутысячи. Ежедневно сотни грузовиков с логотипом совхоза развозят продукцию по торговым точкам — в Марий Эл, в Татарстан, другим соседям. Водители шутят, что могли бы и Москву подкормить, но срок хранения настоящей колбасы без консервантов всего 5 дней, до столицы ей не доехать, далековато. А пичкать людей химией здесь не привыкли. Потому и ценят люди торговую марку «Звениговского».
Иван Иванович Казанков рассказывает: на сегодняшний день продажи совхоза выросли по сравнению с прошлым годом на 500 миллионов рублей. То, что не успевают отправить в свои магазины, отдают на реализацию в мелкую розницу — индивидуальным предпринимателям. Поддерживают, так сказать, малый бизнес.
— Россия запросто может сама себя прокормить, — говорит коммунист. — Но для этого надо возродить совхозы. Тогда всё будет развиваться, даже без государственной помощи. А Америка и Китай нам только позавидуют.
Специальный репортаж «Народное качество для народа» смотрите на сайте телеканала «Красная Линия» по адресу http://www.rline.tv.
«КООПерация по Ильичу»
В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ в минувшем году открылось несколько десятков новых сельскохозяйственных потребительских и сбытовых кооперативов. С чем связан такой бум кооперативного движения? Всё просто: система кооперации в регионе организована на двух уровнях. На первом — производственные кооперативы, которые имеют долю в кооперативах второго уровня. Попросту говоря, «внизу» производят продукцию, а задача областного кооператива всю эту продукцию собрать и продать. В этом проекте используется опыт торговли сельскохозяйственной продукцией, наработанный советским КООПторгом. Вектор правильный, проверенный временем. И самое главное, решение объединяться не навязано сверху, а идёт снизу, поскольку продиктовано экономическими реалиями России. Оказывается, вместе фермерам проще не только торговать, но и диктовать поставщикам цены на топливо и удобрения. А вот при чём здесь три-пять баранов и зачем фермер Козлов строит дом для студентов, рассказывается в специальном репортаже «КООПерация по Ильичу».
Юрий Мелитонян
Смотрите специальный репортаж на канале «Красная Линия» в среду, 6 декабря, в 23.45.