«Проблемы российского здравоохранения обострились в период последней эпидемии и, несмотря на заявления властей о том, что Россия справляется с ней лучше других, объективный анализ приводит к другим выводам», — заявил 6 апреля с парламентской трибуны депутат фракции КПРФ, член комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный и, проанализировав с цифрами в руках потери нашей страны от столкновения с ковидом, предложил от имени партии спасательные меры.
В 2020 году общая смертность в России возросла на 18%, естественная убыль побила рекорд — 688 тысяч человек. В минувшем году умерло на 324 тысячи человек больше, чем годом ранее.
Наиболее важный показатель, который нивелирует сложности и недостатки оперативного учёта смертей, связанных с пандемией, — это избыточная смертность. И здесь сводная годовая статистика опровергает многие официальные «успехи».
«Конечно, не вся избыточная смертность связана непосредственно с COVID-19, но от 50 до 80%, безусловно, эту связь имеет», — подчеркнул депутат. Если в Москве и Питере данные оперативного штаба ещё более-менее коррелируются с показателем избыточной смертности, то в регионах они расходятся в десятки раз. Так, в Татарстане избыточная смертность превысила данные оперативного штаба в 60 раз, в Чечне — в 30 раз, в Башкирии — в 80 раз. В 33 из 85 российских регионов избыточная смертность не менее чем в 10 раз превысила число официально признанных смертей от коронавируса. «Причина этого широкомасштабного вранья в том, — считает Куринный, — что показатели заболеваемости и смертности от COVID-19 служили в определённой степени критерием эффективности руководителей регионов, ну а те в свою очередь старались».
По общему числу избыточных смертей в 2020 году Россия, по данным экспертов, находится в первой пятёрке, сообщил депутат. При расчёте на душу населения первые места занимают самые бедные страны Латинской Америки, потом Болгария, Литва и Россия с 250 смертями на 100000 человек. С мая 2020 года по февраль 2021-го число избыточно умерших увеличилось и достигло 425 тысяч человек. Именно эта цифра даёт наилучшее представление о демографических потерях России за две прошедшие ковидные волны. А оперштаб заявляет о 86 тысячах официальных смертей, что в пять раз меньше, чем цифра, полученная в результате анализа избыточной смертности.
КПРФ неоднократно указывала на необъективность официальной информации, которая тормозит принятие адекватных мер. Фактически большая часть страны «перегорела» при неконтролируемом распространении инфекции в условиях недостаточных ресурсов, без нормальной системы выявления инфицированных пациентов, заявил А. Куринный. Неудивительно, что антитела при скрининге выявлены сегодня у 60% жителей столицы и у 40—50% жителей других наиболее пострадавших регионов.
«Спасибо медикам, которые сделали всё возможное, в том числе и ценой собственных жизней, для того, чтобы сохранить здоровье и жизни многих наших граждан», — подчеркнул депутат-коммунист. Причина же избыточных смертей кроется, по его мнению, в самой системе организации медицинской помощи в Российской Федерации.
Если ущерб от некачественного здравоохранения и отсутствия должной профилактики перевести в экономические показатели, то получится, что ВВП здесь теряет в год от 15 до 20%, или около 20 триллионов рублей. Поэтому полноценное финансирование здравоохранения имеет не только гуманное народосберегающее значение, но и чисто экономическое.
По итогам 2019 года общее государственное финансирование здравоохранения составило 3,5% ВВП. В 2020 году благодаря бюджетным вливаниям в связи с пандемией расходы на здравоохранение увеличились до 4,1% ВВП, но в 2023-м они снова опустятся практически на прежний уровень — до 3,6% ВВП.
Совершенно очевидно, что минимально необходимых 7% ВВП, как требует Всемирная организация здравоохранения, ожидать не приходится, заметил А. Куринный. К тому же наблюдается резкая дифференциация финансирования по регионам — практически в три раза. По этой причине, несмотря на падение реальных доходов граждан, прогрессивно растёт доля их частного вклада в оплату медицинских услуг и лекарств, которая по итогам 2020-го приблизилась к сумме 2 триллиона рублей. «Именно столько наши граждане заплатили в прошлом году, чтобы заместить некачественную медицинскую помощь, оказываемую в государственных учреждениях», — подчеркнул врач по профессии Алексей Куринный.
Доля государственных расходов на лекарственное обеспечение граждан составляет всего 20% от потребности. По сравнению с другими странами Россия находится по этому показателю в конце рейтинга.
Депутат остановился также на проблеме зарплат медработников, которые без учёта постепенно отменяемых ковидных выплат остаются по-прежнему недопустимо низкими при огромной нагрузке и ответственности. Причём разница в оплате труда между различными регионами достигает четырёх-пяти раз.
«Но от простого вливания денег, без чётко разработанной программы ожидаемого результата не будет», — считает Куринный. Именно поэтому срочно выделенные в 2020 году значительные финансовые ресурсы (приблизительно плюс 30% из всех источников) не дали эффекта: валовая добавочная стоимость практически не выросла и деньги были съедены высокими ценами и затратами.
«Системные проблемы отечественного здравоохранения привели к тому, что мы не только плохо справились с COVID-19, несмотря на официальные пафосные заявления, но и откатились по основным демографическим показателям и по показателям здоровья на уровень стран третьего мира, — вернулся к тому, с чего начал, депутат Куринный. — В рейтинге ООН, по итогам 2019 года, Россия — на 95-м месте, рядом с Нигером и Алжиром».
Ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации по итогам 2020-го упадёт на два года и станет на 10 лет меньше, чем в развитых странах. Не в пользу России и другие сопоставления: коэффициент смертности от болезней системы кровообращения у нас в два раза выше, от злокачественных новообразований — в полтора раза, от инфекционных заболеваний — в три раза.
В результате предотвратимые людские потери в нашей стране составляют ежегодно не менее 500 тысяч человек. Именно такое количество жизней можно было бы сохранить при нормальной политике в области здравоохранения и адекватном финансировании этой сферы.
Но что сделало правительство РФ? — задался вопросом депутат. Оно не озаботилось ни вопросом финансирования, ни разработкой экстренной программы действий, а просто, воспользовавшись ситуацией с COVID-19, перенесло достижение практических целей по ожидаемой продолжительности жизни, снижению смертности и других с 2024 на 2030 год. А там, как говорится, или ишак сдохнет, или падишах помрёт.
Государственная система здравоохранения РФ находится в глубоком кризисе. Вывод её из этого состояния становится важнейшей задачей, для решения которой требуется принятие комплекса мер. Они сформулированы в программе КПРФ.
Первое: поэтапно довести финансирование здравоохранения до 7% ВВП.
Второе: воссоздать единую государственную систему здравоохранения, при которой объём и качество медицинской помощи не будут зависеть от места проживания гражданина. При этом надо восстановить отраслевую систему оплаты труда работников здравоохранения с твёрдой окладной частью, опять же не зависящей от региона проживания, и внедрением федеральных нормативов нагрузки медицинских работников, о чём правительство говорит не первый год. Сейчас в одном регионе, например, на врача-хирурга приходится 20 коек, в другом — 40. Нагрузка вдвое больше, а разница в зарплатах — пятикратная.
Третье: внедрить государственную систему обязательного лекарственного страхования. Такая система работает практически во всех развитых странах, включая страны постсоветского пространства. Независимо от доходов, места проживания каждый россиянин должен иметь право на бесплатное получение необходимых лекарств.
«Определённую долю ответственности за то, что происходит в стране, за эти 500 тысяч неспасённых жизней несёт в том числе и Госдума, которая в течение пяти лет, на протяжении всего созыва, так и не приняла адекватных мер по финансированию здравоохранения, так и не сделала приоритетом государственной политики развитие отечественной медицины», — заявил Алексей Куринный.
Здравоохранение — это не какая-то «чёрная дыра», куда утекают деньги, подчеркнул он. Это развитие человеческого потенциала, дополнительные бюджетные средства и рост экономики страны. Если потерянные из-за отсутствия качественного здравоохранения 20% ВВП, или 20 триллионов рублей, перевести в налоги, то получим как раз ту сумму, которой сегодня не хватает для того, чтобы финансировать систему здравоохранения на должном уровне. «Этот порочный круг необходимо разорвать и реализовать предложенные КПРФ меры», — подытожил Алексей Куринный своё выступление.
Татьяна Офицерова
Правда