ЗИМА НЕЧАЯННО НАГРЯНЕТ

Готов ли областной центр к холодам и снегопадам и как будут убирать улично-дорожную сеть Столицы «Золотого кольца» в нынешний осенне-зимний период? Этот непраздный вопрос в минувшую среду обсуждали в Муниципалитете Ярославля. Депутатам поступила подробная информация за подписью директора департамента городского хозяйства мэрии (ДГХ), при внимательном изучении которой и при сопоставлении свежих данных с цифрами предыдущих лет напрашивался неутешительный вывод: старые проблемы никуда не делись.

В начале напомним, что улично-дорожная сеть Ярославля закреплена на праве оперативного управления за МБУ «Горзеленхозстрой», а её содержание уже несколько лет осуществляется на основании муниципального задания. Общая площадь данного хозяйства оценивается в 10 490,9 тысячи квадратных метров. Кроме того, в прошлом году от территориальных администраций мэрии «Горзеленхозстрою» также были переданы полномочия по уборке внутриквартальных проездов. Согласно представленной информации ДГХ, всего их 840, а общая закреплённая за муниципальным учреждением площадь – 629,8 тысячи «квадратов».

В целях улучшения качества работ по содержанию таких проездов в текущем сезоне создаются 6 районных участков (по одному на каждый район), которые должны обеспечивать их своевременную уборку (в том числе в части подъездных путей к социально значимым объектам). В свою очередь, содержание дорог частого сектора в зимний период по-прежнему будет организовано на основании муниципальных контрактов, заключённых территориальными администрациями по результатам открытых электронных аукционов. Объём работ здесь составит свыше 2 миллионов квадратных метров.

Впервые актуальные сведения о готовности МБУ «Горзеленхозстрой» к предстоящей зиме в мэрии публично обсудили в середине сентября. Тогда её оценили на 60%. Месяц спустя городским парламентариям представили следующую статистику. План заготовки противогололёдных материалов предусматривает закупку 52 000 тонн пескосоляной смеси, 27 600 кубометров рассола и более 4 500 тонн реагентов «Экосол» и «Бионорд». Для зимнего содержания ярославских дорог намерены задействовать 120 единиц специализированной техники и 28 единиц навесного оборудования.

Кроме того, по словам властей, в период неблагоприятных погодных условий дополнительно будет привлечено до 100 единиц техники. Также планируется дополнительная закупка комбинированных дорожных машин, тракторных щёток, пескоразбрасывателей, шнеко-роторов. В настоящее время МБУ «Горзеленхозстрой» подготовлены ремонтные зоны на Московском проспекте и улице Магистральной, закуплены запасные части и необходимые материалы, проведено техническое обслуживание и ремонт навесного оборудования.

Официальные отчёты по традиции бодры и полны оптимизма. Однако особых поводов для него не наблюдается. И тому есть сразу несколько причин. Во-первых, до сих пор не завершена заготовка противогололёдных материалов. Согласно всё той же информации ДГХ, направленной в Муниципалитет 21 октября, пескосоляная смесь была готова только на 90% от планируемого объёма. А заключение контракта на поставку рассола, «Экосола» и «Бионорда» и вовсе планируется только на 30-31 октября. Хотя в этот период уже вполне могут быть ночные заморозки, мокрый снег и гололедица. Чем тогда будут обрабатывать дороги, если реагенты ещё не поступят?

Также за счёт средств городского бюджета планируется закупка снегоплавильной станции. Однако к моменту направления соответствующей  информации в Муниципалитет власти только готовили техническую документацию для проведения торгов на её изготовление и поставку. Срок производства составляет около 100 дней. Ещё какое-то время уйдёт на доставку и монтаж установки. Таким образом, в лучшем случае она начнёт работать не раньше середины февраля (хотя в мэрии обещают поставку в январе), то есть уже на исходе зимы. И толку от неё будет немного. По крайней мере, в этом сезоне. Почему все необходимые процедуры нельзя было провести летом, история умалчивает.

Во-вторых, заявленного количества техники для качественной уборки будет недостаточно. В прошлом году для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог в зимний период властями анонсировались аналогичные объёмы – 121 машина и 13 единиц специального навесного оборудования. Ещё несколько единиц было закуплено дополнительно. Однако расчистка второстепенных дорог и особенно внутриквартальных проездов была отнюдь неудовлетворительной – в отдельные периоды они просто утопали в снегу.

Напомним, что по требованиям ГОСТ для такого города, как Ярославль, и вовсе требуется 250-280 единиц. То есть вдвое больше, чем сейчас Конечно, на время неблагоприятных погодных условий мэрия пообещала привлечь ещё сотню машин. Но однозначно рассчитывать на них вряд ли стоит. Хотя бы потому, что в значительной степени это техника крупных предприятий и дорожных организаций, которым предстоит содержать собственные объекты. Помочь на договорных условиях они, конечно, могут. Но далеко не факт, что в заявленных объёмах и в положенные по нормативам сроки.

Наконец, третья проблема – кадры. И она самая серьёзная. Что опять-таки подтверждают цифры. Утверждённое штатное расписание «Горзеленхозстроя» — 1020 человек. Фактически работают только 600, почти вдвое меньше. Зимой на уборке планируется задействовать 90 механизаторов и 30 водителей погрузчиков. Но сегодня остаются открытыми 60 вакансий по первому направлению и 20 – по второму. Хуже же всего обстоят дела с ручной уборкой – для неё планируется задействовать 200 человек, но пока есть только 60.

Чтобы привлечь людей, в «Горзеленхозстрое» подняли зарплаты. К примеру, машинистам автогрейдеров предложено от 95 тысяч рублей, водителю комбинированной дорожной машины – от 80 тысяч, трактористам и водителям погрузчиков  — от 75 тысяч, а дорожным рабочим – от 58 тысяч. Правда, в тех же федеральных торговых сетях оплата труда за выполнение аналогичных обязанностей ещё в прошлом году была значительно выше. Так что конкурировать с ними муниципальному учреждению в любом случае будет сложновато.

Таким образом, на сегодняшний день главные проблемы подготовки города к зимней уборке не решены, либо решены не до конца. На исправление ситуации у городских властей остались считанные дни – пока погода окончательно не испортилась. Но что-то подсказывает, что принципиальных изменений ждать не стоит. Всё-таки, русская пословица не зря говорит, что сани нужно готовить летом. А это значит, что ярославцам, как бы печально это не было, нужно готовиться к очередным погодным и коммунальным испытаниям.

Иван ДЕНИСОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *