Прошел очередной праздник Первомая. В нашей стране он превратился в безликий и безрадостный день, когда запуганные начальством бюджетники, выгнанные на улицы, несут проправительственные лозунги, мечтая поскорее «отметиться» и убежать домой…
Именно так. Молодое поколение, вероятно, эго уже и не знает, но 1 Мая – это не расплывчатый «праздник весны». Это день борьбы наемных работников за свои политические и экономические права. У этого праздника – «красные истоки», о чем я и хочу рассказать…
…Первомай сегодня – официальный праздник рабочих и их профсоюзов в Германии, Франции, Греции и других зарубежных странах (даже в Турции!), но не в США. Там International labour day (Международный день труда) празднуют в сентябре. И это не случайно. Ведь именно в США все и началось. 1 мая 1886 года бастующие рабочие в Чикаго (в забастовке участвовали 40 тысяч человек!) вышли на митинг, требуя – страшно сказать! – 8-часовой рабочий день и запрет детского труда на вредных производствах. Они пели песню: We are sure that God has will’d it, and we mean to have eight hours. («Мы знаем, что Бог повелел работать 8 часов». Рабочий день тогда составлял от 12 до 15 часов.
Хозяева решили, что это просто экстремисты какие-то. И бросили на них полицию. Полицейские застрелили 4 рабочих и десяток ранили. В ответ возмущенные рабочие организовали новый митинг – 4 мая. Неизвестный террорист (как считают сегодня, полицейский провокатор) сразу после слов оратора Филдона «Это мирный митинг!» бросил бомбу в сторону «копов». От взрыва погиб 1 и были смертельно ранены 6 полицейских. Полиция тут же открыла беспорядочный огонь и убила 4 ни в чем не повинных рабочих и примерно столько же «своих». Были уже сумерки (митинг близился к концу) и полицейские плохо видели, в кого стреляют. Потом это назовут Хеймаркетской бойней (демонстрация была на площади Хеймаркет).
Террориста так и не нашли. (писатель Фрэнк Харрис напишет о нем роман – «Бомба», где речь ведется от его лица).
Впрочем, его особо и не искали. Власти просто арестовали 8 лидеров рабочего движения. Вот их имена: Август Спис, Альберт Парсонс, Адольф Фишер, Джордж Энгел, Луис Лингг, Михаэль Шваб, Самуэль Филден и Оскар Неебе. Большинство из них вообще не были на той демонстрации! Их обвинили в подстрекательстве к теракту в форме принадлежности к коммунистическому движению! Четверых приговорили к смерти (присяжные из числа добрых американских самаритян были, конечно, ярые противниками социализма). Вскоре Списа, Фишера, Энгела и Парсонса повесили. Все они, одетые в белые робы, на виселице пели «Марсльезу». Их родных тут же арестовали, потому что во время казни они пытались пробраться в первый ряд, чтоб увидеть в последний раз лица приговоренных.
Линг покончил с собой в тюрьме, остальных посадили пожизненно. В 1893 году американский суд признал всех восьмерых полностью невиновными. Губернатор Иллинойса Альтгельд приказал выпустить оставшихся двух осужденных и принес официальные письменные извинения. Начальника полиции, отдавшего приказ открыть огонь по демонстрантам, хотели судить, но оказалось…. что он уже сидит в тюрьме. За коррупцию.
В 1889 году Парижский конгресс 2-го Интернационала объявил в память о казненных 1 мая (кстати, не день Хеймаркетской бойни, а день первой демонстрации!) ежегодный День международной солидарности трудящихся.
Так что весна тут совсем ни при чем…
…На площади в Чикаго в 1893 году при стечении 8-тысячной толпы был установлен памятник мученикам Хеймаркета. Он стоит там до сих пор. В 1997 году он был внесен в список объектов культурного национального достояния США. Неподалеку полицейское управление Чикаго пожелало установить бронзовую фигуру полицейского – в память офицера Матиаса Дегана, погибшего от взрыва бомбы 4 мая. Однако этому памятнику не повезло. В течении 70 лет, пока он стоял под открытым небом, его обливали много раз черной краской и разрисовывали оскорбительными надписями, дважды взрывали, а один раз вагоновожатый направил на него свой трамвай. В конце концов статуя была перенесена в закрытое здание полицейского управления…
Кстати, американские трудящиеся добились-таки 8-часового рабочего дня. В 1937 году, в правление президента Рузвельта. В России 8-часовой рабочий день был установлен за 20 лет до этого – в 1917 году, одним из первых декретов советской власти.