Машину врача находкинской городской больницы Натальи Пежемской, которая недавно вместе с другими врачами публично рассказала о нищенской зарплате, обстреляли…
«Мы не блогеры, и к камере не привыкли, но постарались озвучить вопросы. Мы прекрасно осознаем, что врачи это работники бюджетной сферы, и на них могут воздействовать как власти, так и их начальники. У меня больше 100 штук табуляграмм (платежные ведомости по зарплате. – Ред.), которые покажут, сколько на самом деле получают медсестра или врач, и с какой нагрузкой они работают. Люди мне сами приносили. Мы уже заявления написали в следственный комитет и прокуратуру. Зарплата врача, по майскому указу, должна соответствовать средней двойной зарплате по региону, без учета надбавок, выплат по краевым программам, сертификатов, переработок. А сейчас у нас работают люди на 2–3 ставки, но всё равно не получают такую зарплату. Некоторые получают чуть больше 20–30 тысяч, есть квитки и на 17, и на 19. Куда уходят средства?»
Меня начальники обвиняют в «раскачивании лодки», политическом контексте, намекая, что врачи могли стать лишь средством для достижения своих целей. Но мне просто небезразлично, что происходит в городе. У нас нет узких специалистов – аллерголога, нефролога, пульмонолога. Несколько лет тут перегружали уголь открытым способом, а профильного врача, который нам бы мог все легочные болезни диагностировать и лечить, – нет. Я, например, участвовала в экологических акциях в Находке. Если плохая экология, о каком здоровье может идти речь? По моим подсчетам, дефицит медперсонала в нашей больнице превышает 60%!
После видеообращения началось давление на врачей. Например, с меня требовали пояснительную записку.
Началось все с того, что в Находке закрыли под ковидный центр детскую поликлинику. Люди возмутились, объединились и собирались встретиться с мэром, но он жителей так и не принял.
Мы тогда записали видеообращение по поводу ситуации в здравоохранении, дефицита кадров, нищенской зарплаты. В городе от коронавируса и пневмонии умерло максимум 6 процентов от общего числа умерших. Основная масса больных умирает от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии. Перепрофилирование этих отделений под ковид-госпиталь – преступление против местного населения. После этого коллеги стали подходить со словами поддержки и говорить, что тоже хотят порядка в здравоохранении и готовы подписать обращение. Спустя совсем недолгое время после того, как я опубликовала эту информацию в соцсетях, к нам в структурное подразделение приехала главврач и министр здравоохранения. Поэтому все вопросы я уже адресовала лично высшему руководству, а не своим начальникам.
Обращение врачей больницы Находки получило широкую всероссийскую огласку. Притом далеко за пределами края. Его поддержали медицинские работники из многих регионов.
И вот что интересно и совершенно необъяснимо, по мнению начальников здравоохранения: «Средний размер заработной платы врачей находкинской городской больницы за 2020 год составил 89 679,61 рубля (при плановых показателях 73 тысячи рублей), среднего медицинского персонала – 50 448,72 рубля (при плановых показателях 36 723 рубля), младшего медицинского персонала 38 694,20 рубля (при плановых показателях 31 800 рублей). Таким образом, рост заработной платы медицинского персонала учреждения даже опережает плановые показатели региональной дорожной карты», – заявляет руководство больницы. Врач находкинской больницы Ирина Фокина на видео рассказывает о своей зарплате в 17 тысяч рублей даже с учетом того, что она исполняла обязанности за двух отсутствующих врачей. Чигиз Кимович, врач-анестезиолог, реально работает на 3 ставки, чтобы получить зарплату в 75–80 тысяч рублей. И таких публичных заявлений, подтвержденных корешками квитанций о начисленной и полученной мизерной зарплате, даже в том коротком видео с обращением – десятки.
Расстрел машины молодого доктора свидетельствует, в том числе, и о том, что она задела какую-то принципиальную тему, которую здесь усиленно хотели бы скрыть. Согласно видео с камер наблюдения, неизвестный выстрелил в машину Пежемской на парковке около полуночи. Как видно на кадрах, мужчина находился в трезвом состоянии и осознанно выбирал объект для нападения. Выстрел был произведен дробью.
«Советская Россия» буквально накануне рассказывала об очень похожем случае. Молодой ученый, старший научный сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН Анастасия Проскурина в ходе заседания президентского совета по науке и образованию осмелилась рассказать Владимиру Путину о низкой заработной плате ученых, сообщив, что ее оклад составляет 25 тысяч рублей, вместо заложенных в тех же майских указах 85–90 тысяч. После этого к ней нагрянули сотрудники силовых органов, выпытывая у нее, кто ж ее подговорил сказать президенту такую невыгодную власти правду? Вместо того, чтобы встать на защиту, ее довели до истерики и слез. С врачом из Находки кто-то решил разобраться еще радикальнее, расстреляв ее машину.
На обращение и происшествие с Натальей Пежемской уже отреагировали даже в Госдуме. Конечно же, депутаты и не только прекрасно осведомлены, что майские указы президента соблюдаются только на бумаге. По отчетам чиновников врачи наверняка «получают» больше 80 тысяч рублей, средний медперсонал – больше 50, младший – 40. И получается, что майские указы президента соблюдены, с финансированием здравоохранения все в порядке, кадры есть. Но это на бумаге. А в реальности, доказательством которой являются квитки с зарплатой, таких денег нет и близко, врачи работают на 2–3 ставки, а в больнице не хватает половины сотрудников. И это, как они пишут, на фоне ежемесячной экономии на оплате труда в 5 миллионов рублей. Куда идут эти деньги? Вернее, кому?
Медики в провинциальных больницах работают в подобных условиях повсеместно. При максимально возможных нагрузках и переработках как получали, так и получают мизерную зарплату. В нашей почте зачастую приходят те самые квитки из бухгалтерий больниц с реальными цифрами зарплат. Она не выдерживает никакой критики. Местные власти козыряют отчетами по средней зарплате бюджетников, отчитываясь о выполнении майских указов. Но этот показатель имеет такое же отношение к истине, как средняя температура по больнице.