С самыми разными обращениями ярославцев приходится сталкиваться депутатам фракции КПРФ в муниципалитете города Ярославля, но ни одно из них не остается без внимания.
Евгений Иванович Юдин обратился к депутату Елене Горбуновой с весьма необычной просьбой.
«Мне 80 лет, инвалид II группы, перенес инсульт в 2011 году. Сначала получал лекарства через поликлинику, а в 2014 году отказался полностью от соцпакета. Соцпакет в сумме 1048,97 рублей расходуется на лекарства, приобретаемые в аптеках, — пишет ветеран в заявлении на имя депутата. – Хожу 2-3 раза в год в отделение дневного пребывания (ОДП) Ленинского района. Все это оформляется договором, к которому прилагается расчет размера платы за предоставляемые социальные услуги. К этому расчету появился ряд вопросов.
Писал заявление в УФАС Ярославской области, который дал ответ, что нарушение в расчете есть. Департамент труда и социальной поддержки не дает на этот вопрос ответа, общие фразы на законы. Прошу разобраться».
Елена Анатольевна Горбунова направила депутатский запрос директору департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области Л. М. Андреевой. Депутат попросила оказать содействие в проведении проверки расчета платы за предоставленные социальные услуги в отделении дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном учреждении «Комплексный центр социального облуживания населения Ленинского района г. Ярославля» и принять необходимые меры.
Через месяц пришел ответ от заместителя директора департамента М. Б. Быкова. В нем указывалось, что в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 18.10.2014 №1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно»:
— расчет среднедушевого дохода производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении социальных услуг;
— среднедушевой доход рассчитывается путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи;
— доход одиноко проживающего гражданина определяется как одна двенадцатая суммы его доходов за расчетный период.
По итогам проведенной документарной проверки нарушения порядка определения размера платы за предоставленные социальные услуги не выявлены».
Но в управлении Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области, куда в начале года обращался Е. И. Юдин, совсем другое мнение.
«Как следует из расчета размеров платы за предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания (отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов), расчет ежемесячного размера оплаты социальных услуг производится, исходя из периода оказания социальных услуг по договору, а не из количества рабочих (календарных дней в месяц), — говорится в ответе ВрИО заместителя руководителя Ярославского УФАС России Е. В. Гудкевич. – Что противоречит положениям Постановления правительства Ярославской области от 18.12.2014 №1335-п «О порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг и признании утратившими силу постановления администрации области от 04.04.2005 № 46-а».
В связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях указанного субъекта, УФАС отказало в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Но по факту неправомерного расчета размеров платы за предоставления социальных услуг направило заявление Е. И. Юдина в департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области.
Департамент с данным мнением УФАС не согласился, сославшись на то же самое Постановление правительства Ярославской области от 18.12.2014 №1335-п. А Евгению Ивановичу Юдину в случае вопросов по оплате и предоставлению социальных услуг порекомендовал «позвонить заместителю начальника отдела развития учреждений социального обслуживания департамента Балдановой Любови Балчиновне по телефону».
Все это напоминает разговор слепого с глухонемым. И чтобы не уподобляться существующим на наши налоги чиновникам, попробуем разобраться в сложившейся ситуации самостоятельно.
Конечно, если бы не почтенный возраст и инвалидность, то Евгений Иванович вряд ли обратился за услугами в Комплексный центр социального облуживания населения.
Жизнь Е. И. Юдина неразрывно связана с жизнью страны. Девятнадцатилетним мальчишкой он отправился на освоение Целины. Сразу после окончания в 1957 году сельскохозяйственного техникума. Их группу привезли в степь западнее Барнаула. Евгения поставили помощником бригадира тракторной бригады. А уже в октябре призвали на службу в военно-воздушные силы СССР. Год Евгений провел в учебке под Одессой и два года отслужил механиком в авиационном полку, обслуживая самолеты-истребители МиГ-15.
После демобилизации поступил в Харьковский авиационный институт, получил профессию специалиста по радиоэлектронным приборам. В 1966 году встретился со своей будущей женой Надеждой, которая была родом из Ярославля. Так Юдин оказался в городе на берегах Волги, работал на Ярославском радиозаводе, в отделе связи УВД, конструктором на заводе Машприбор, инженером отдела метрологии на Ярославском электромашиностроительном заводе. В 1998 году вышел на заслуженный отдых.
Через два года после смерти супруги Евгений Иванович перенес инсульт, вызвавший дефект речи, получил 2 группу инвалидности. С 2013 года стал посещать отделение дневного пребывания в Комплексном центре социального облуживания населения Ленинского района.
В перечень оказываемых социальных услуг этого центра по договору входят: предоставление площади жилых помещений для организации реабилитационных мероприятий, трудотерапии и культурно-досуговой деятельности. Уборка этих помещений. Организация досуга и отдыха, в том числе обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми. Выполнение процедур, связанных с сохранением здоровья получателя социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарств). Консультирование по социально-медицинским вопросам и т. п. Но самое основное – обеспечение питания. Эту услугу оказывает ресторан «Ярославль» на проспекте Ленина, куда заключившие договор ходят на обед. Тариф на эту услугу в 2017 году составлял 108 рублей 80 копеек. За 15 рабочих дней выходило 1632 рубля, тогда как полная стоимость всех оказываемых услуг составляла 2825 рублей 95 копеек.
Согласно договору, получатель услуг в данном случае оплачивает только 50% от их стоимости или 1412 рублей 98 копеек. При этом учитывается среднедушевой доход получателя социальных услуг. Если он меньше указанной суммы, то человек вообще ничего не оплачивает.
И вот здесь начинаются вопросы, потому что при расчете среднедушевого дохода помимо пенсии учитываются все доходы, полученные в денежной форме. Пенсия у Евгения Ивановича на тот момент составляла около 13 тысяч рублей, и он бы мог претендовать на получение социальных услуг без оплаты. Но ему в доход включают денежную компенсацию соцпакета, от которого он отказался — 1048 рублей 97 копеек, на которые Юдин самостоятельно покупает в аптеке нужные лекарства. Если бы он не отказался от соцпакета и получал лекарства через лечебное учреждение, то они бы не учитывались в его среднедушевом доходе. Ветеран считает, что в данном случае должно быть единообразие.
В среднедушевой доход Евгения Ивановича включают также ежемесячную денежную компенсацию мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, как ветерану труда и инвалиду II группы. Получается, что исправно оплачивающий 100% жилищно-коммунальных услуг пенсионер и из-за этого еще и страдает, потому что с учетом компенсаций его среднедушевой доход составляет более 1412 рублей 98 копеек, что лишает его права на бесплатное получение социальных услуг.
Не может понять Евгений Иванович и того, как при безудержном росте цен и тарифов величина прожиточного минимума пенсионера в Ярославской области сокращается. Так, например, за третий квартал 2017 года прожиточный минимум пенсионера составлял 7747 рублей. А за четвертый квартал того же года – 7322. Минус 425 рублей!
Но самое главное, с чем не согласен ветеран, так это то, что в отделении дневного пребывания он находится 15 рабочих дней (21 календарный день), затраты рассчитываются за 15 дней, а сравниваются с месячным доходом за 30 дней! «Надо сравнивать сравнимые вещи!» — говорит Евгений Иванович и приводит собственную методику расчета, опираясь на собственноручно составленную таблицу и график. Но все его расчеты остаются без внимания чиновников из департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области.
«Подмена понятий «21 календарных дней» на «21 рабочих дней» недопустима! – настаивает восьмидесятилетний ветеран. – Из-за нее происходит нестыковка сроков между среднедушевым доходом за 30 календарных дней и затратами за пребывание в отделении дневного пребывания – в 21 календарный день».
В конце 2018 года Е. И. Юдин обратился с заявлением в прокуратуру Ярославской области, приложив отписку из регионального правительства. И на этом останавливаться не собирается до тех пор, пока ему не предоставят внятного, убедительного ответа, основанного на законе.
Вадим Беседин
Фото автора