Номер газеты «Правда» от 29 (16) марта 1917 года
Противостояние буржуазии и пролетариата усиливалось и обострялось с каждым днём. Неизбежность сурового противоборства революции и контрреволюции становилась всё более неотвратимой. Но всякий крутой поворот в обществе требует единодействия пролетарских сил и их партии. Поэтому в конце августа центральный орган большевиков почти в каждом номере публиковал призывы: «Каждый член партии должен быть подписчиком своей газеты», «Каждый член партии должен быть постоянным подписчиком «Пролетария». В пяти последних номерах «Пролетария» с этим призывом обращался к партии и её ЦК.
ЭТО БЫЛ КЛИЧ не только о финансовой помощи, хотя и она была нужна партии позарез. Но поддержка центрального партийного органа рабочей копейкой была прежде всего показателем политической поддержки линии большевиков, линии «Правды». Вот строки из обращения «К нашим друзьям», подписанного Центральным Комитетом РСДРП(б), редакцией «Пролетария» и большевистской фракцией Совета рабочих и солдатских депутатов: «Товарищи! Три месяца назад, когда мы обратились к вам за поддержкой для приобретения типографии, мы сумели в несколько дней собрать более 100 тысяч. Сумейте же и теперь в одну неделю собрать 100 тысяч! Покажите врагам, что в момент, когда буржуазные гиены стараются оболгать и оклеветать вашу партию, а вождей ваших преследуют и арестуют, вы умеете поддержать вашу пролетарскую партию!
100 ТЫСЯЧ В ОДНУ НЕДЕЛЮ НА НУЖДЫ «ПРОЛЕТАРИЯ»!»
Это обращение было в 8-м номере, а в 10-м ЦК РСДРП(б) обращается «Ко всем партийным организациям»:
«Товарищи! Партия заинтересована в том, чтобы распространение её Центрального Органа было поставлено на надлежащую высоту. Долг местных организаций взять на себя постановку широкого распространения ЦО.
ЦК предлагает всем организациям партии обязать всех своих членов стать постоянными подписчиками ЦО.
ЦК призывает всех членов партии содействовать самому широкому распространению партийной газеты путём организации коллективной подписки по фабрикам, заводам, мастерским, казармам и пр.».
Невозможно обеспечить единодействие партийцев, если оно не координируется центральным органом партии, проводящим линию «Правды». А потребность в координации была колоссальной.
6-й номер «Пролетария» открывала статья Сталина «Американские миллиарды». Она была посвящена итогам Московского Совещания. Оказывается, за его ходом внимательно следили американские толстосумы: «Ближайшим результатом работ Московского Совещания, — цитирует автор публикацию «Биржёвки», — в особенности симпатии, проявленной к этому Совещанию со стороны американцев, как передают, явилась возможность заключить на заграничном рынке 5-миллиардный государственный заём. Заём будет реализован на американском рынке. Благодаря этому займу будет выполнена малая финансовая программа Временного Правительства».
Сталин формулирует принципиальные выводы, важные как для всей партии, так и для рабочего класса: «Ещё в 1906 году, когда революция ещё развивалась в России, Запад помог царской реакции оправиться, ссудив ей два миллиарда. И царизм действительно окреп тогда ценой нового финансового закабаления России Западом. По этому случаю замечали тогда, что Запад ввозит в Россию не только социализм, но и реакцию в виде миллиардов.
Теперь раскрывается перед нами более красноречивая картина. В момент, когда русская революция напрягает силы для отстаивания своих завоеваний, а империализм старается добить её, — американский капитал снабжает миллиардами коалицию Керенского — Милюкова — Церетели для того, чтобы, обуздав в конец русскую революцию, подорвать разрастающееся на Западе революционное движение… Не правда ли, Запад ввозит в Россию не столько социализм и освобождение, сколько кабалу и контрреволюцию».
Другой центральной публикацией номера была статья Ленина «За деревьями не видят леса». Поводом для неё стало выступление Мартова на заседании ЦИК Советов, в котором этот родоначальник меньшевизма рассуждал о лозунге «Вся власть Советам». Выявив меньшевистскую путаницу оратора, Ленин пишет: «После 4 июля переход власти к Советам стал невозможен без гражданской войны, ибо власть перешла с 4—5 июля к военной, бонапартистской клике, поддержанной кадетами и черносотенцами. Отсюда вытекает то, что все марксисты, все сторонники революционного пролетариата, все честные революционные демократы должны теперь выяснить рабочим и крестьянам коренную перемену положения, обусловливающую другой путь перехода власти к пролетариям и полупролетариям».
Второе принципиальное положение этой статьи касается Учредительного собрания:
«Какую бесконечно грязную лакейскую роль сыграл ЦИК Советов, т.е. господствующие в нём эсеры и меньшевики, в деле отсрочки созыва Учредительного собрания! К.-д. дали тон, бросили идею отсрочки, начали кампанию в печати, выдвинули казачий съезд с требованием отсрочки. (Казачий съезд! Как же не лакействовать Либерам, Авксентьевым, Черновым и Церетели!) Меньшевики и эсеры петушком побежали за кадетами, как собака поползли на хозяйский свист, под угрозой хозяйского кнута».
И вывод: «Кто не дошёл до полной подлости, должен сплотиться вокруг партии революционного пролетариата. Без его победы ни мира народу, ни земли крестьянам, ни хлеба рабочим и всем трудящимся не получить».
С ленинской статьёй перекликается корреспонденция «Совещание фронтовых организаций». Газета без комментариев (комментарии тут ни к чему) сообщает: «По вопросу организации выборов в Учредительное Собрание в действующей армии собрание постановило, что избирательным округом для действующей армии является фронт». Демократичнее некуда!
Проблема армии в условиях обострения классового противостояния на страницах «Пролетария» занимала значительное место. В 6-м номере за 19 августа (1 сентября) напечатана эмоциональная статья И. Безработного (Мануильского) «Слышу, товарищ!». Это рассказ о голодовке протеста солдата Баландина (к этому факту газета вернётся ещё не раз). Там же тему продолжает большая редакционная статья «Ещё о виновниках поражения на фронте». Оснащённая документами, она повествует о том, что поражение армии — результат не трусости солдат или большевистской агитации, а бездарности генералов. Об этом же информация «Требование солдат», сообщающая об обращении исполкома Румынского фронта, Черноморского флота и Одесского округа к Временному правительству и ВЦИК. «Официально перед всей Россией должна быть признана доблесть и беззаветная храбрость солдат Румынского фронта, … прекращена травля в печати солдат, которые ежедневно тысячами гибнут в ожесточённых боях, защищая революционную Россию» — такова позиция этого документа.
В 8-м номере статья Сталина «Голоса провокации». Она вызвана известием о сдаче немцам Риги. И снова «наймиты буржуазной печати принялись травить солдат, якобы бегущих в беспорядке. Контрреволюционная Ставка поёт в один голос с «Вечерним Временем», стараясь взвалить вину на революционных солдат». Автор завершает анализ риторическим вопросом: «Не ясно ли, наконец, что открывшаяся в России полоса провокации является орудием диктатуры империалистической буржуазии, полная ликвидация которой является первой задачей пролетариата и революционных солдат?»
Опровергая напраслину, возводимую на солдат, «Пролетарий» публикует телеграммы помощника комиссара Северного фронта, ярого оборонца В. Войтинского, в которых подчёркивается, что при защите Риги «случаев бегства и предательства воинских частей не было».
Ещё одна важная тема той августовской недели 1917 года — выборы в Петроградскую городскую думу. Большевистская газета в день выборов, 20 августа (2 сентября), публикует агитку, носящую ярко выраженный политический характер. Её невозможно спутать с агитматериалами меньшевиков или эсеров:
«Рабочие! Солдаты!
Сегодня на выборах гласных в Центр. Гор. Думу голосуйте за список № 6 партии большевиков, потому что только они одни не на словах, а на деле ПРОТИВ смертной казни для солдат, захватной войны, грабежа капиталистов. ЗА переход власти к рабочим и беднейшим крестьянам, немедленную конфискацию земли, установление рабочего контроля над производством, ограничение грабежей капиталистов».
В 9-м номере, вышедшем 23 августа (5 сентября), в передовой «Наша победа» газета заявляет: «Именно наша партия оказалась той единственной революционной партией, на которую обратили свои взоры широкие народные массы в ту минуту, когда все окончательно убедились в крахе оборонцев всех толков и направлений, в гибельности для революции тактики соглашательства с империалистами, ведущей к полной капитуляции перед буржуазно-помещичьей контрреволюцией».
В 10-м номере (он для «Пролетария» оказался последним) — передовая «Крах оборонческого соглашательства». В ней приведены результаты выборов в столичную Думу. Большевики — единственная партия, которая увеличила армию своих избирателей. На июньских выборах 1917 года у большевиков было почти вчетверо меньше голосов, чем у оборонцев. Теперь отставание сократилось всего до 10 тысяч. Эсеры, ещё сохранившие первенство, потеряли 400 тысяч голосов, а меньшевики не сумели даже выставить своих списков.
В этом же номере ленинская статья «Политический шантаж», известная фраза из которой была даже вписана в партбилеты КПСС. Но главная мысль статьи: наиболее распространённым инструментом политической борьбы буржуазии стал шантаж. Ленин напомнил, как слуги капитала беспощадно чернили лидера эсеров Чернова за «пораженческие» статьи. «Но вот кадеты и эсеры «помирились» на определённом составе правительства. И — о чудо! — «дело» Чернова исчезло!! В несколько дней, без суда, без разбора, без оглашения документов, без опроса свидетелей, без заключения экспертов, — «дело» исчезло… Вот вам, как на ладони, политический шантаж».
Но куда больше Ленина интересовал не Чернов, а Каменев: «Одним из последних пострадал от шантажа наш товарищ Каменев. Он «устранился от общественной деятельности» до разбора дела. По нашему мнению, это — ошибка. Шантажистам только того и надо было… Не будем поддаваться крикам буржуазной прессы! … Будем полагаться на суд пролетариев, сознательных рабочих, своей партии…»
А вот и знаменитая фраза: «Будем стойки в клеймении шантажистов. Будем непреклонны в разборе малейших сомнений судом сознательных рабочих, судом своей партии, ей мы верим, в ней мы видим ум, честь и совесть нашей эпохи…»
Виктор ТРУШКОВ