Антисоветчики до сих пор бросают в Советскую власть камни за то, что якобы она строительством Рыбинского водохранилища «совершила насилие над природой», «нарушила божий замысел», создала водохранилище там, где ему не положено быть по «божьему замыслу». И тому подобное.
Что тут сказать? Явно эти господа очень плохо изучали и историю человечества, и русскую историю. Иначе они бы знали, что люди издревле в меру своих возможностей пытались менять водную систему. Еще в древних рабовладельческих цивилизациях создавались искусственные водоемы — резервуары для сохранения воды в засуху, и каналы для орошения полей.
В нашей стране работа по изменению водных путей тоже началась задолго до Советской власти. Начал ее наш царь-реформатор – Петр Первый. В 1696 году, после взятия Азова, он повелел соединить «канавой» Волгу с рекой Иловлей (левый приток Дона) в районе теперешнего города Камышина, чтобы открыть русскому флоту кратчайший путь из Волги в Черное море.
Однако первая попытка соединить Волгу с Доном окончилась неудачей. Вода не задерживалась в вырытой для нее камере, утекала сквозь почву. Астраханский генерал-губернатор князь Голицын, злорадствуя по этому поводу, заявил: «Если бог, создавая реки, дал им естественное течение, то со стороны человека было бы неразумным высокомерием направлять их в другую сторону. Един бог управляет течением рек, и дерзко было бы человеку соединять то, что всемогущий разъединил».
Как видим, еще в то время шел спор – имеет ли право человек воздействовать на природу, менять ее в соответствии со своими потребностями – или он должен застыть в суеверном оцепенении перед «божьей волей» и довольствоваться лишь тем, что есть. Петр был убежден, что человек имеет право преобразовывать природу – и так и действовал.
Вторая попытка — строительство канала между Москвой-рекой и Волгой. Из-за недостатка средств и это строительство было прекращено.
И наконец третья попытка, которая увенчалась успехом.
Строительство новой столицы, Санкт-Петербурга, потребовало большого количества рабочей силы и материалов. Все это нужно было доставлять из глубины России и с Урала – в основном, по водным путям. Возникла острая необходимость в создании водной системы, соединяющей Волгу с Невой. В 1704 году была начата прокладка канала между реками Тверцой и Цной. В 1709 году прокладка была закончена. Была создана первая в России шлюзованная система, которая была прозвана Вышневолоцкой, так как проходила у города Вышний Волочек.
***
Так что наши предки стали изменять водную систему задолго до Советской власти. И наш царь-реформатор, Петр Первый, как видим — был безоговорочным сторонником революционного преобразования природы. Он сделал первый шаг в этом направлении, первые попытки улучшить водную систему, поставить ее на службу экономике страны. А при Советской власти эти замыслы преобразования водной системы были воплощены с таким размахом, о которых Петр Первый, конечно, не мог и мечтать. Мог ли он думать, что его потомки когда-нибудь создадут гигантское рукотворное море? Вряд ли. Но можно не сомневаться – если бы Петр каким-то чудом узнал об этом свершении, он принял бы его с восторгом и гордостью за своих потомков.
Алан Каримов