Государственно-частное партнёрство в виде концессий предприятий ЖКХ — новая удавка для народа.
С 1997 года российским гражданам морочат голову реформами жилищно-коммунального хозяйства, которыми якобы хотят обеспечить качество условий проживания населения, а также смягчение процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования. Правда, никто даже не считал, а может ли российская система ЖКХ работать безубыточно и что для этого нужно сделать?
Прошло 24 года, надо ли говорить, в каком состоянии находятся объекты ЖКХ и их услуги для граждан? Ни одна из заявленных целей не была достигнута, более того, наблюдаются развал отрасли и полная неспособность властей изменить ситуацию к лучшему. Как и все реформы, реформа ЖКХ основывалась на обмане. На самом деле она заключалась в одной цели: переложить содержание отрасли на народ и прекратить её финансирование из бюджета.
Сделали даже хуже, чем планировали. Срезали финансирование отрасли из бюджетов и одновременно понизили доходы населения, которое при всём желании не может заплатить за коммунальные услуги, потому что зарплаты и пенсии не хватает даже на еду! С начала 1990-х годов плата за коммунальные услуги (в количественном рублёвом исчислении) выросла в 278 раз, в то время как доходы граждан, по официальным оценкам органов статистики, — всего в 152 раза. Долги населения предприятиям жилищно-коммунального хозяйства по состоянию на середину 2021 года составляли более 461 млрд рублей и выросли на 21% по сравнению с 2019 годом.
Таким образом, легко просматривается простая зависимость: чем ниже доходы населения, тем выше задолженность за услуги ЖКХ. Если к тому же принять во внимание, что население закредитовано на 24 трлн рублей, то идея восстановления предприятий ЖКХ за счёт средств населения становится просто утопической.
Техническое состояние объектов ЖКХ в связи с ограниченностью средств предприятий из года в год ухудшается, обновление фондов, в том числе и жилищного, осуществляется темпами, недостаточными для их нормативного восстановления, на изношенных объектах применяются устаревшие технологии.
В течение последних 30 лет жилищно-коммунальная сфера постоянно деградировала. Для её поддержания в рабочем состоянии сегодня требуется всё больше средств. Так, если на дотации ЖКХ из бюджетов всех уровней в 1990 году уходило 1,1% ВВП, то в 1997-м, когда началась реформа ЖКХ, — уже 6%.
Нарастание износа требовало больше средств на ремонт, но дотации государства, наоборот, сокращались и к 2020 году составили 1,4% ВВП! Неплатёжеспособными стали и граждане, и предприятия. Долги за коммунальные услуги выросли до 1,5 трлн рублей. За 2020 год общая сумма долга увеличилась почти на 90 млрд рублей. Из общего долга население задолжало 901 млрд, бюджетные потребители — 48 млрд, прочие промышленные потребители — почти 432 млрд рублей.
Недофинансирование отрасли как из-за несвоевременного внесения платы за коммунальные услуги, так и из-за недостаточного привлечения инвестиций приводит к низким темпам замены изношенных коммунальных сетей.
К началу 2021 года, по данным Росстата, в замене нуждались 30,8% тепловых сетей, 43,5% водопроводных и 45,6% канализационных. При этом за прошлый год удалось заменить лишь 2% тепловых сетей, 1,1% водопроводных и 0,4% канализационных. Такие «черепашьи» темпы ремонта всё больше отстают от износа коммунальных сетей, переходящих в разряд аварийных, которых становится больше с каждым годом. Из-за этого не уменьшаются потери коммунальных ресурсов: из-за изношенности сетей теряется 22,9% воды и 12,3% тепла.
Количество аварий на 100 км сетей увеличилось с 20 в середине 1990-х годов до 120 сегодня. Потери водопроводной воды в трубопроводах составляют от 30 до 45%. Как и теплоснабжение, водоснабжение не обходится без аварийности: по сравнению с теми же 1990 годами количество аварий на 100 км сетей выросло с 15 до 70. Всё это является следствием изношенности основных фондов водопроводных сетей: на данный момент эта цифра достигает 45%, а в некоторых регионах — 85%.
Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5—3 раза выше, чем на плановый ремонт таких же объектов. Это ещё более усугубляет нехватку ресурсов, ведёт к лавинообразному накапливанию износа и падению надёжности.
Одним из следствий такого положения стало обострение проблемы обеспечения населения России питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве. Из-за повышенного загрязнения водоисточников традиционно применяемые технологии обработки воды стали в большинстве случаев недостаточно эффективными и не всегда обеспечивают подачу населению питьевой воды, соответствующей по качеству санитарным нормам. Более 40% подаваемой в сеть воды не соответствует требованиям СанПиН.
Срочной модернизации требуют около 30% мощностей водопровода (27,0 млн куб. м) и 16% водопроводных сетей (73,6 тыс. км). Утечка и неучтённый расход воды в системах водоснабжения составляют в среднем по России 15% (3339,2 млн куб. м воды) от всей подачи воды в год, а в ряде городов утечки достигают 30%. Вся страна не только без водопроводной воды, воды нет и для сельского хозяйства, в 28 регионах идёт процесс опустынивания!
Мощность очистных сооружений канализации составляет 56,1 млн куб. м в сутки, протяжённость же канализационных сетей населённых пунктов достигла 115,9 тыс. км, из которых 19,7 тыс. км (17%) нуждаются в срочной замене. Из эксплуатирующихся канализационных очистных сооружений 60% перегружены, 38% сооружений эксплуатируются 25—30 и более лет и требуют срочной реконструкции. Технологии очистки стоков громоздкие, малоэффективные и отстают от современных на 30 лет. Дефицит мощностей канализационных сооружений в настоящее время достигает около 9 млн куб. м в сутки. Изношенность канализационных сетей составляет на данный момент 40%, и дальнейшего роста допускать нельзя, иначе фекальные воды будут разливаться по улицам и сбрасываться в водоёмы без очистки.
Вот эти развалины правительство собирается выправить за счёт средств обнищавшего народа. Ещё будучи президентом, Д. Медведев призвал привлечь частные инвестиции для проведения модернизации в области ЖКХ. С тех пор эта бредовая идея начала всерьёз осуществляться в России.
И вот наступил очередной этап реформирования: передача в аренду предприятий ЖКХ с последующей передачей в концессию и даже в собственность частных лиц, минуя федеральный закон о приватизации. Уже одно то, что передача в частную собственность объектов ЖКХ производится противозаконным способом, говорит о том, что совершается очередное преступление перед народом, финалом которого будут разрушенные города и посёлки. Уже сегодня в результате приватизации и первого этапа реформ ЖКХ в России заброшено более 3 тыс. городов, 8,5 тыс. сёл и посёлков, в 19416 населённых пунктах вообще нет жителей, в 22971 поселении проживают менее 10 человек.
По мнению большинства экспертов, на модернизацию и реформирование объектов коммунального хозяйства вместе с котельными и ТЭЦ, очистными сооружениями водопровода и канализации требуется до 40—50 трлн руб., в то время как из всех источников финансирования предусмотрено чуть более 1,5 трлн руб. в год. Подразумевается, что основным источником финансового обеспечения реформы будут граждане, то есть осуществлять реформу снова предлагается за счёт населения. Такой подход представляется принципиально неверным. Поскольку в стране 20 миллионов граждан проживают за чертой бедности, половина населения имеет доходы менее 19 тыс. руб. в месяц, да ещё долги перед банками — 24 трлн руб.!
В 1990-х годах был взят курс на освобождение приватизаторов промышленных предприятий от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства, что ещё более усугубило проблемы содержания объектов ЖКХ. Коммуналка передавалась местным органам власти без финансирования. Всё это дало возможность забыть про нормативные сроки эксплуатации объектов и оборудования, забыт и плановый вывод из эксплуатации зданий, сооружений и оборудования.
Для того чтобы реально обеспечить доступность коммунальных услуг населению, необходимо учитывать его способность их оплачивать. Показатель успеха реформы — уровень платёжной дисциплины. Если он существенно ниже 95% и убытки от недобора платежей невозможно компенсировать ни из тарифов, ни из бюджета, то бизнес в сфере ЖКХ становится убыточным, а объекты деградируют от износа.
По оценке экспертов, существует два порога способности населения платить за ЖКУ, переход за их пределы приводит к снижению уровня сбора платежей и роста дебиторской задолженности. Эти показатели характеризуют долю расходов граждан на жилищно-коммунальные услуги в общей сумме среднего дохода.
Первый порог — для среднего отношения (платёж за коммунальные услуги на уровне 7% дохода). Если этот порог превышен, то платёжная дисциплина падает или снижается уровень комфорта. Чем значительнее превышение порога за 7%, тем значительнее снижение платёжной дисциплины или уровня комфорта.
Второй порог — для предельного отношения (платёж за коммунальные услуги на уровне 15% дохода). Если этот порог превышен, то никакие суровые меры по повышению собираемости платежей или по социальной поддержке населения не позволяют повысить платёжную дисциплину. Этот порог — показатель для проектирования программ социальной поддержки.
Именно поэтому во всех странах мира поддерживается уровень жилищно-коммунальных платежей в рамках 6—11% дохода. Из этого следует очень важная и простая практическая рекомендация: повышать тарифы на коммунальные услуги можно только до тех пор, пока платежи за них не превысят 6—7% от среднего дохода населения и/или 15% от бюджета прожиточного минимума.
К примеру, средний чек платежей за коммунальные услуги в 2020 году составлял 3411 руб. в месяц. Если допустить, что это 7% дохода, то доход должен быть 48728 руб., а он у нас сложился — 35361 руб. Следовательно, ни о какой собираемости платежей не может быть и речи, ведь в объёме реального дохода коммунальные платежи занимают 9,6%, а предельно допустимая норма — 22%, что вообще за гранью здравого смысла!
Надо сознавать, что услуги ЖКХ — одна из самых расходных статей семейного бюджета, «съедающая» в среднем от 15% до 45% доходов. Кроме того, граждане оплачивают различные услуги, в том числе комиссию банков, которая в 2020 году составила 25 млрд руб.
Подводя итоги сказанному, отметим, что реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации прошло с точностью до наоборот, заявленные цели не достигнуты. Передавать в частные руки объекты ЖКХ в состоянии полного разгрома с огромными долгами и убытками — это даже не рыночный подход, который, кроме уничтожения этих предприятий, ни к чему другому привести не может.
Тем не менее правительство продолжает вынашивать идею приватизации предприятий коммунального хозяйства. Олигархи замыслили за бесценок, как в «лихие 90-е», в обход закона о приватизации завладеть предприятиями коммунальной сферы, чтобы обогащаться за счёт народа, оплачивающего установленные ими тарифы. Несомненно, что им известен предел в 7%, без которого концы с концами не сведёшь. Вкладывать свои денежные средства в разбитые предприятия ЖКХ они тоже не собираются. Но есть другая схема, позволяющая сесть сразу на две шеи: государственную и народную. Эта схема называется государственно-частным партнёрством, или концессией предприятий ЖКХ.
Совет Федерации провёл «круглый стол» и сделал вывод, что в сегодняшних условиях нельзя полагаться только на концессионные соглашения при модернизации коммунальной инфраструктуры. А вот Государственная дума в лице депутатов от «Единой России» срочно приняла законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях». Этот документ предусматривает передачу в упрощённом и первоочередном порядке в концессию предприятий жилищно-коммунального хозяйства арендаторам, которые уже арендуют это имущество. Иными словами, арендованные предприятия будут передаваться в концессию только арендаторам, не допуская иных желающих.
Казалось бы, что здесь страшного, ведь всё это уже делается на практике, а передача имущества идёт не в собственность, а в концессию. Вот то и страшно, что в концессию! Если аренда имущества осуществляется под полную ответственность и содержание арендатора, то концессия предполагает совместное ведение этого хозяйства, то есть государство или муниципалитет продолжают финансировать объекты ЖКХ, а концессионер теоретически инвестирует в это хозяйство средства, модернизирует его и затем получает прибыль без увеличения тарифов. Но это в идеале! На самом деле схема совершенно другая.
Сам факт того, что государство, получая плату за услуги ЖКХ, не справляется с задачей содержания технически исправного состояния его объектов, более того, все объекты (кроме города Москвы) находятся в аварийном состоянии и приносят огромные убытки, говорит о том, что в отрасль надо вложить, по предварительным подсчётам, около 40 трлн руб., чтобы после этого получать хотя бы крошечную прибыль! Но пойдёт ли на это бизнес, который не привык нести затраты и в уставах которого записано, что он создаётся для извлечения прибыли?
Пойдёт! Уже идёт! В России происходит «ползучая» приватизация коммунального хозяйства, минуя закон о приватизации. По данным министерства строительства и ЖКХ, по состоянию на 1 июля 2020 года доля организаций с государственным и муниципальным участием в сфере теплоснабжения составляла 36,9%, в водоснабжении — 48,6%, в водоотведении — 45,8%, в управлении многоквартирными домами — 5,9%. Куда делось всё остальное?
Частная собственность прибирает к рукам коммунальное хозяйство России. Как только заберут всё, отменят государственное регулирование тарифов и наступит новый январь 1992 года, теперь уже с гиперинфляцией в коммунальном хозяйстве. А ведь уже в результате варварского хозяйствования частников оказалась практически разрушена коммунальная инфраструктура целых городов, значительно завышены тарифы на поставляемое тепло.
Так, в Кировской области коммуналка подорожала в 2020 году на 7,6%, на теплоэнергию — на 8,2%.
С 1 июля 2021 года на 14,9% выросли тарифы на услуги ЖКХ в Тюмени, в Казани установили пределы для роста тарифов на коммунальные услуги в 13%, в крупных населённых пунктах Татарстана — 9,2%.
В Тамбовской области рост тарифов на услуги ЖКХ в 2021 году составил 12,5%, при этом в областном центре — на 15%. Уровень износа объектов водоснабжения и водоотведения составляет порядка 70%. В замене нуждаются 3158 км сетей, на что требуется около 9 млрд руб.
В Тамбове в 2021 году пошли по пути передачи объектов водоснабжения и водоотведения в концессию на 30 лет с «РКС» (холдинг принадлежит олигарху Виктору Вексельбергу). Совокупный рост тарифов на водоснабжение и водоотведение за первые годы превысит 70%.
В Липецкой области коммуналку оседлали ПАО «Квадра» — «Липецкая генерация» и АО «ЛГЭК». За шесть лет отопление подорожало на 31,23%. Цена одного кВт.ч за 5 лет выросла на 25,84%. За 2015—2021 годы холодная вода выросла в цене на 33,89%. Итого в среднем тарифы на услуги ЖКХ за шесть лет поднялись на 30,3%. Износ инженерных сетей в области достигает 80—90%. За последние два года коммунальных аварий произошло рекордное количество.
В 2021 году прокуратура направила в следственные органы материалы проверки деятельности филиала ПАО «Квадра» — «Липецкая генерация» по обеспечению бесперебойного теплоснабжения населения и оказанию услуг, не отвечающих требованиям безопасности. В ведомстве сообщали, что в текущем отопительном периоде теплоснабжение жителей областного центра более 100 раз вынужденно приостанавливалось в связи с аварийными ситуациями, «обусловленными халатностью должностных лиц ресурсоснабжающей организации при подготовке к отопительному сезону и исполнении инвестиционной программы в сфере теплоснабжения».
В Новосибирске под давлением ФАС большую часть теплоэнергетического хозяйства передали в аренду и концессию АО «СИБЭКО». Однако обязательства, предусмотренные концессионными соглашениями, не исполнялись, и пришлось через суд истребовать инвестиционные средства, за счёт которых сегодня муниципалитет выполняет ремонт сетевого хозяйства, его износ составляет 72%.
Десять лет назад в Астрахани тепловые сети были отданы в аренду «Лукойлу», с наивной надеждой, что богатая организация отремонтирует сети и всё тепловое хозяйство. Однако «Лукойл» в первую очередь повысил тарифы в 2,5 раза, и потом пришлось 3 года судиться, чтобы расторгнуть договор.
Но история не закончилась, она перешла в отдельно стоящий микрорайон города Астрахани «Бабаевский», который обслуживала котельная большой мощности, построенная с расчётом на рост микрорайона. Но рост не произошёл, и котельная стала затратной, с высокими тарифами на коммунальные услуги. «Лукойл» построил в микрорайоне новую котельную, с экономичным оборудованием и оптимальной мощностью. Тарифы на услуги этой котельной были значительно меньшими, все переключились на неё, старую котельную закрыли. После этого «Лукойл» поднял тарифы выше, чем были у прежней котельной!
Несколько лет назад в Ахтубинском районе Астраханской области районный водопровод отдали арендаторам, которые выкопали трубы и сдали в металлолом!
В Рыбинске Ярославской области отопление, горячее и холодное водоснабжение, а также водоотведение отдали частному бизнесу. В результате за последние 6 лет коммунальные расходы населения выросли на 204%. При этом на экс-главу «Северного водоканала» Г. Гаврюшина в 2021 году возбуждено уголовное дело о коррупции, мошенничестве и получении взятки. По факту мошенничества в особо крупном размере возбуждено уголовное дело на компанию подрядчика. Также возбуждено уголовное дело на экс-директора МУП «Теплоэнерго» и нынешнего директора ООО «Рыбинская генерация» А. Потехина.
В Красноярском крае сферу ЖКХ обслуживают частные предприятия в основном со сложной и запутанной структурой собственников. Вокруг отрасли ЖКХ в крае регулярно вспыхивают скандалы. Краевая прокуратура обнаружила, что со счетов УК «ЖСК» было выведено 1,2 млрд руб. на счета московского АО «СИБ» — фирма с московской пропиской стала собственником ЖСК в январе 2019 года. А уже к осени 2019-го УК «ЖСК» оказалась на грани банкротства, задолжав ресурсникам почти миллиард рублей.
Частник пришёл в систему ЖКХ с полным набором схем беззастенчивого воровства. Смена собственника коммунальных предприятий зачастую сопровождается рассылкой извещений добросовестным потребителям с указанием задолженности по оплате платежей на десятки тысяч рублей. И ни в чём не повинные люди должны бросать все дела и доказывать в судах свою правоту. Этот коммунальный террор неоднократно приводил пожилых людей к смерти!
Борьба за убыточные предприятия — это не сумасшествие, а ловкий метод ограбления государства на основе государственно-частного партнёрства. То есть олигархия станет только управлять коммунальными предприятиями, а оплачивать эксплуатацию и ремонт будут государство и граждане России: деньги пойдут не в коммунальное хозяйство, а в карман олигархии.
Бесконечное реформирование системы ЖКХ и неконкретность принятых законов, регулирующих отношения в этой отрасли, привели к массовым нарушениям, злоупотреблениям и прямым хищениям. Так, за 9 месяцев 2020 года в сфере ЖКХ было выявлено подразделениями органов внутренних дел свыше 3 тысяч преступлений, из которых более половины коррупционной направленности, размер причинённого ущерба составил почти 3 млрд руб. Как считают эксперты, около 30% компаний в сфере ЖКХ имеют основной заработок не от оказания услуг гражданам и управления многоквартирными домами, а от прокрутки в банках средств жителей, которые исправно платят за все услуги.
Всё это правительственные чиновники стремятся узаконить, соблазняя всех конкуренцией, инвестициями и реформами. Ничего этого быть не должно. Во-первых, кто сказал, что в объекты ЖКХ не надо вкладывать бюджетные средства? Бюджетные средства принадлежат народу — это наши налоги, наши деньги, которые и должны работать на народ.
Во-вторых, коммунальное хозяйство не должно приносить прибыли. Эта общественная отрасль должна очень экономно расходовать средства на текущее содержание хозяйства, на ремонт и полное восстановление. Никому никаких доходов от этой отрасли не должно быть в принципе, поскольку эти доходы оплачивает наше население из своих нищенских заработков.
В коммунальном хозяйстве не должно быть конкуренции, поскольку отрасль работает без прибыли, а бороться за управление не имеет смысла. К тому же никогда не было и нигде вы не найдёте, чтобы к одному дому было подведено две теплотрассы и три водопровода для выбора жильцами. Во всём мире коммунальное хозяйство принадлежит муниципалитетам и служит для обеспечения жителей коммунальными услугами, а не для наживы отдельных лиц.
Коммунальные предприятия не должны платить налогов, поскольку работают на деньги граждан, с которых уже уплачены все налоги, а двойное налогообложение не допускается.
Но вместо всего этого правительство подготовило, а «единороссы» радостно одобрили новую, крайне опасную схему ограбления трудящихся — концессии предприятий ЖКХ. Так реализуется нынешний лозунг российского чиновничье-олигархического альянса: «Люди — это новая нефть».
Николай АРЕФЬЕВ,
член Президиума ЦК КПРФ, первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике
Правда
Нынешняя власть ничего не делает для народа и ни за что не отвечает. Ей надо вернуть обязанность заниматься проблемами ЖКХ без посредников. Будет видна состоятельность рвущихся во власть, сократятся расходы населения и упростится управляемость этой важной сферы.