Распространенные в России «неформальные» трудовые отношения способствуют распространению пандемии, считает заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю. В. Афонин.
Сегодня в почте и соцсетях мне все чаще попадаются истории людей, которые в пандемию оказались в крайне тяжелом положении из-за того, что не имеют официальной занятости. Заболел – потерял доход, не оформлен – нет больничного.
«Появились симптомы коронавируса, но работаю на стройке, официально оформиться не получилось, зарплата в конверте, выхода не было. Работаю вахтой, дома семья. Поэтому наглотался парацетамола, нацепил маску – и на работу, пока дышится нормально. Как будет дальше – не знаю».
«Работаю таксистом, жена в декрете со вторым ребёнком, квартира в ипотеке. Заболеть ковидом реально страшно. Зарегистрирован как самозанятый, больничный мне не положен. Заболеть для меня – это оставить семью без средств к существованию, ипотеку тоже не смогу платить».
«Я водитель грузовика у частника. Как только появилась такая возможность, нас заставили перевестись в самозанятые – чтобы экономить на отчислениях в фонды. В одной из поездок схватил коронавирус, три недели лечился. Потом пришел на работу, а на мою машину уже другого посадили. Сказали перезвонить через месяц, но ничего не обещали».
«У меня ИП, сама торгую на рынке. В прошлом году, как чувствовала, сделала добровольный взнос в ФСС – 3 925 рублей (в этом году уже 4 221 рублей). Получила право на больничный лист. В мае слегла с короной, за три недели получила 8 314 рублей. И, как говорится, ни в чем себе не отказывай – с учетом того, что за КТ отдала три с половиной тысячи, за «бесплатные» лекарства – полторы. Подменить на это время было некому, так что никакого дохода за это время я не получила. Наемных работников у меня нет, поэтому минималка от государства на зарплату мне не положена».
Разные истории и проблемы, но с общим корнем. Конечно, от пандемии страдают все, кроме фармацевтических королей и хозяев частных клиник. Но целый пласт работников в этих условиях оказался крайне уязвим в силу особенностей дикого российского капитализма и несовершенства нашего законодательства. Далеко не все индивидуальные предприниматели делали добровольные взносы в Фонд социального страхования – и не от жадности, а из-за мизерности своих доходов. Больничный лист им, соответственно, не положен. А для самозанятых федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» вообще не предусматривает такую возможность.
Схемы с «серыми» зарплатами – отдельная тема. По данным исследования, проведенного РАНХиГС год назад, 32,5% жителей страны так или иначе причастны к теневой занятости: либо трудятся вообще без оформления, либо получают часть зарплаты в конверте, либо неофициально подрабатывают помимо основной работы. Это примерно 25 миллионов человек. Надо понимать, что люди не по своей воле оказались в такой ситуации. Капитализм уничтожил их нормальные рабочие места: закрылись заводы и фабрики, ликвидированы НИИ и КБ, разорены колхозы и совхозы. От отчаяния люди готовы на любые условия, чтобы только заработать на кусок хлеба. За время пандемии очень многие работодатели попали в сложное положение, и количество бесправных работников существенно выросло – его еще предстоит оценить. И самозанятые, и «теневики» не могут претендовать даже на пособие по безработице, которое сейчас выплачивается в размере МРОТ.
Чтобы не лишиться рабочего места, люди вынуждены выходить на работу больными, усугубляют свое состояние и заражают других. Пока человек лечится дома или в госпитале, часто полностью теряет доход. Капитализм калечит и убивает похлеще коронавируса!
Мне уже доводилось писать о том, что в социалистических странах – в Китае, Вьетнаме, на Кубе – заболеваемость и смертность от ковида гораздо ниже, чем в странах капитала. Эта тенденция сохраняется и во вторую волну пандемии. Да, это потому, что там более эффективные системы доступного для всех здравоохранения. А еще в этих странах трудящиеся не боятся из-за болезни потерять работу и заработок, никто не пойдет на работу больным – за это и наказать могут. Поэтому там обуздали коронавирус и защитили людей, минимизировав и экономические потери. Вкладывая в свое время в человека, теперь они получили отдачу: люди болеют меньше, умирают гораздо реже, пандемия идет на убыль, значит, народное хозяйство восстановится быстрее.
И кто-то после этого будет еще рассказывать про преимущества капитализма?
Пресс-служба ЦК КПРФ.