Доклад Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова на Международной научно-практической конференции «Капитал» К.Маркса и его влияние на развитие мира».
Уважаемые участники конференции!
Исполнилось 200 лет со дня рождения Карла Маркса – великого ученого и революционера, основоположника коммунистической теории. Его заслуги перед человечеством исключительно велики. Его вклад в философские, экономические, социальные и политические науки огромен. Еще будучи молодым человеком за годы учебы в Боннском и Берлинском университетах Маркс изучил историю, философию, право. Он воспринял многое из взглядов Гегеля и Фейербаха, но пошёл дальше. Среди его выдающихся работ – «Экономическо-философские рукописи», «Тезисы о Фейербахе», «Немецкая идеология», «Критика Готской программы», «18 брюмера Луи Бонапарта», «Манифест Коммунистической партии» и четырехтомный «Капитал». В своих работах Карл Маркс вместе с другом и соратником Фридрихом Энгельсом научно доказал историческую обреченность капитализма и сформулировал основы коммунистической идеологии.
Переоценить роль Маркса в мировой истории невозможно. Это касается не только социальных наук, которые получили мощный толчок благодаря историческому материализму и диалектике. Это касается не только экономики, обогатившейся принципиально важными открытиями в сфере теории капиталистического производства. Идеи Маркса сыграли поистине судьбоносную роль в истории народов и стран. Они открыли эру освобождения человеческого общества от эксплуатации, доказали неизбежность победы социализма. Они дали в руки трудящимся тот идейный «молот», с помощью которого можно разбить самые крепкие и изощрённые оковы капиталистического рабства.
Способ реализовать свои философские идеалы Маркс находит в активной политической борьбе. Он ведёт её, проживая в Германии, во Франции, снова в Германии и затем в Англии. В 1847 году он участвует в создании первой международной организации пролетариата – Союза коммунистов, в 1864 году – в создании Международного товарищества рабочих – Первого Интернационала, в 1871 году он поддерживает борьбу Парижской коммуны.
Жизнь и деятельность Карла Маркса – это не только великое служение учёного и политика на благо человечества. Это каждодневный личный подвиг великого мыслителя, живущего в нищете. Только поддержка ближайшего друга и соратника Энгельса не раз спасала его от голода. Но огромная сила личности Маркса проявилась в том, что даже потеряв четырёх из семи детей, он не отказался от выбранного пути и продолжил самоотверженную работу. Преследуемый властями европейских государств, Маркс умер в Лондоне, не имея никакого гражданства. Но к тому моменту он уже стал властителем дум многих людей. Сообщая Вильгельму Либкнехту о смерти друга и соратника, Энгельс писал: «Величайший ум второй половины нашего века перестал мыслить». Этот гениальный ум осенил своей силой не только XIX век. Идеи Маркса оказали решающее воздействие на историю XX и вряд ли потеряют своё значение в будущем.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс перевернули представление о законах развития природы и общества. Они сумели доказать, что важнейшие причины общественных противоречий связаны не с культурными, языковыми и географическими различиями, как утверждают буржуазные идеологи. Развитие общества зависит в первую очередь от того, в чьих руках крупная собственность и средства производства, как собственники ими распоряжаются и насколько справедливо распределяются создаваемые трудом богатства.
Важнейшим достижением Маркса и Энгельса является разработка исторического материализма. Они показали неизбежность конфликта между устаревшими производственными отношениями и развившимися производительными силами. Когда производительные силы и экономические отношения входят в непримиримый конфликт, социально-экономическая система разрушается. Вместе с ней уходит в историю прежнее государственное устройство, утверждаются новые формы общественного сознания. Отсталый способ производства заменяется более прогрессивным. И происходит это путем революционных преобразований. Именно эта закономерность является основной движущей силой истории.
Наследие Маркса против диктатуры капитала
Из законов, открытых Марксом и Энгельсом, неизбежно вытекала необходимость преодолеть капитализм. В ХIХ веке его роль в развитии человечества стала превращаться из прогрессивной во всё более разрушительную.
Согласно тезису Маркса, развитие капитализма приводит к абсолютному и относительному ухудшению положения пролетариата. В «Капитале» Маркс выводит «абсолютный, всеобщий закон капиталистического накопления». Он указывает, что этот закон «обусловливает накопление нищеты, соответственное накоплению капитала. Следовательно, накопление богатства на одном полюсе есть в то же время накопление нищеты, муки труда, рабства, невежества, огрубения и моральной деградации на противоположном полюсе».
Данное положение чаще прочих подвергается критике. Отрицатели Маркса, как правило, приводят в пример улучшение благосостояния трудящихся в странах Запада. В действительности так называемое социальное государство было лишь временной уступкой со стороны капитала. Под давлением примера, поданного Советским Союзом, он предпочёл перспективе социальных потрясений частичное перераспределение доходов в пользу бедных слоёв населения. После разрушения СССР буржуазия стремительно сворачивает «общество всеобщего благосостояния». Это проявляется в падении уровня жизни трудящихся, в усилении социального расслоения, в концентрации богатств и власти в руках маленькой кучки владельцев капитала.
Этот процесс затрагивает как каждую страну в отдельности, так и весь мир в целом. По данным доклада, составленного группой экономистов под руководством Тома Пикетти, увеличение разрыва в доходах населения наблюдалось в последние десятилетия практически во всех странах мира. Начиная с 1980 года, один «золотой» процент богатейших жителей мира получил вдвое больший доход, чем беднейшая половина мирового населения. Наибольшими темпами расслоение увеличилось в США, Индии и России.
Ещё более яркую картину даёт доклад международного исследовательского центра «Оксфам». Состояние богатейших людей планеты увеличилось в 2017 году на 762 миллиарда долларов, а прирост количества миллиардеров оказался самым высоким за всю историю. При этом 82-мя процентами всех богатств, появившихся в мире в 2017 году, владеет 1 процент населения. За тот же период количество страдающих от голода людей на планете увеличилось на 11 миллионов.
Исторического рекорда достигло в мире число безработных. Согласно информации Международной организации труда, за 2017 год количество не имеющих работы выросло на 5,6 процента, или на 2,6 миллиона. Оно достигло 193 миллионов человек. В МОТ констатируют: «Глобальная экономика всё ещё не создаёт достаточного количества рабочих мест». Данная тенденция полностью соответствует выведенному Марксом всеобщему закону капиталистического накопления. Он характеризуется увеличением промышленной резервной армии труда – избыточного для капитала рабочего населения. Резервная армия рабочих рук становится важнейшим условием существования капиталистического способа производства. Конкуренция со стороны безработных давит на занятых рабочих. Она принуждает их к чрезмерному труду и подчинению диктату капитала, как писал Маркс.
Рост нищеты и безработицы, углубление неравенства сегодня всё больше затрагивают страны Запада. Большинство развитых стран переживают социальный регресс. За 30 послевоенных лет на Западе образовался многочисленный средний класс. Теперь же происходит его размывание и обнищание населения. Страны «золотого миллиарда» достигли такого же уровня экономического неравенства, как и традиционно неблагополучные в этом плане страны Африки и Латинской Америки.
Перспективы подавляющего большинства населения ухудшаются, социальные лифты не работают. Это означает, что низшие слои общества никогда не преодолеют классовый барьер и не смогут воспользуются благами современной цивилизации. Живя в гетто для обездоленных, они не получат качественного образования и медицинской помощи. Их потомков ожидает та же участь.
По данным нобелевского лауреата по экономике Пола Кругмана, только 26 процентов безработных американцев получают какие-то виды выплат по безработице – и это самый низкий уровень за несколько десятилетий. «Не будет преувеличением, если сказать, что Америка отказалась от своих граждан, не имеющих работы», — заключает Кругман.
Этот процесс после разрушения Советского Союза затронул и Россию. За прошлый год суммарное состояние 200 богатейших россиян увеличилось на 25 миллиардов долларов и достигло 485 миллиардов. Их совокупный капитал превысил и денежные запасы Центробанка, и общую сумму накоплений всех остальных граждан России. В то же время численность населения, живущего за официальной чертой бедности, перевалила за 20 миллионов. Реальные доходы населения сокращаются четыре года подряд: в 2014 году – на 0,7 процента, в 2015-м – на 3,2, в 2016-м – на 5,9, в прошлом году – на 1,7 процента. Прожиточный минимум таков, что прожить на него невозможно.
Стремясь к максимальной прибыли, капиталист, как указывал Маркс, увеличивает прибавочную стоимость – то есть неоплаченный продукт, поступающий целиком в его распоряжение. Это достигается через два основных приёма: удлинение рабочего дня и сокращение «необходимого рабочего дня» — времени, в течение которого работник создаёт продукт, окупающий его содержание.
Комбинируя оба приёма, капитал добивается максимально возможного роста прибыли. Для этого повсеместно переписывается трудовое законодательство в пользу владельцев предприятий – удлиняется продолжительность рабочего дня, урезается право на забастовку, работодатель получает возможность по своему усмотрению ухудшать условия труда и увольнять работника, сокращаются возможности профсоюзных организаций. Только за последние годы реакционные трудовые реформы прошли во Франции, Греции, Бразилии, Аргентине, Казахстане и ряде других стран.
Всюду государство, исполняя волю крупного капитала, создаёт для него самые комфортные условия существования. Естественно, за счёт огромных масс трудящихся. Как едко подмечает Пол Кругман, «когда богатые рискуют потерять 3-4 процента своего дохода из-за повышения налогов, политики лучше понимают их страдания – разумеется, намного лучше, чем тяготы семей, оставшихся без работы, потерявших жильё и всякую надежду на будущее».
Для увеличения накопления капиталисты обращаются к дешёвой рабочей силе. Она рекрутируется из мигрантов, широкий приток которых лоббируют крупные корпорации. В США это, как правило, выходцы из стран Латинской Америки, а Европе – уроженцы Африки и Латинской Америки, в России – мигранты из бывших советских республик. Экономя на зарплатах и «социальном пакете», капитал обеспечивает себе рост прибавочной стоимости и одновременно оказывает давление на рабочую силу из числа коренного населения страны. Чтобы получить рабочее место, человек должен конкурировать с низкооплачиваемыми работниками-мигрантами и соглашаться на менее выгодные условия труда.
Как сказано в «Капитале» Маркса, капиталистическая частная собственность «покоится на эксплуатации чужой, но формально свободной рабочей силы» и стремится к «централизации капиталов». Результатом этого становится «вплетение всех народов в сеть всемирного рынка, а вместе с тем интернациональный характер капиталистического режима». Так Маркс предсказал движение к капиталистической глобализации, которая стала реальностью в сегодняшнем мире.
Стремление к росту прибавочной стоимости гонит капитал в развивающиеся страны с их дешёвой рабочей силой. Перенос производств в страны «третьего мира» стал одной из сторон глобализации. Безудержную экспансию в поисках прибыли Маркс называл отличительной чертой капитализма. В «Манифесте Коммунистической партии» мы читаем: «Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи. Буржуазия путём эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим».
Капиталистическая глобализация требует беспрестанного поиска новых рынков, дешёвой рабочей силы и природных ресурсов. Выгоду от этого процесса получает кучка крупнейших корпораций. Подчиняя своему влиянию целые государства, они легко забывают о пресловутых правах человека и экологических нормах. Чудовищная эксплуатация человеческих и природных ресурсов обескровливает развивающиеся государства. В одной связке с бандитствующими корпорациями идут такие международные финансовые институты, как Международный валютный фонд и Всемирный банк. Пользуясь нуждой бедных стран, они обусловливают свои программы помощи либеральными реформами. Такие реформы разрушают защитные барьеры государства, уничтожают социальные гарантии, ввергают в бедность массы трудящихся, делают страны беззащитными жертвами мирового капитала.
Отвратительной изнанкой экспансии капитализма является война. В «Капитале» Маркса дана грандиозная картина первоначального накопления капитала, сопровождавшегося геноцидом народов планеты. «Открытие золотых и серебряных приисков в Америке, искоренение, порабощение и погребение заживо туземного населения в рудниках, первые шаги к завоеванию и разграблению Ост-Индии, превращение Африки в заповедное поле охоты на чернокожих – такова была утренняя заря капиталистической эры производства», — писал Маркс.
Преступления капитализма не завершились с распадом колониальных империй. На рубеже ХХ-ХХ1 веков на смену опиумным войнам в Китае пришли интервенции против Югославии, Ирака, Ливии. «Дипломатия канонерок» получила продолжение в виде санкций и блокад разных стран.
Источником войн является передел мира между капиталистическими державами и стоящими за их спинами корпорациями. Ещё Маркс писал о неизбежности торговых войн, «ареной для которых служит земной шар». Эту идею развил В.И. Ленин, разработавший теорию империализма.
Деля мир, капитализм породил две мировые войны и фашизм. Сегодня неуёмная жажда наживы создаёт всё новые очаги конфликтов.Капитал опирается в них на самые бесчеловечные силы, включая неофашизм и религиозный экстремизм. Первое мы наблюдаем на Украине, второе – на Ближнем Востоке.
Другой признак капитализма – постоянные экономические кризисы, вызванные его природой. Глобальный финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, в очередной раз доказал порочность мировой экономической системы. Желая максимальной выгоды, буржуазия много лет надувала спекулятивный пузырь, пока он не лопнул. Но все издержки этого преступления были вновь переложены на плечи простых людей. Они теряли жильё, оставались без работы и средств к существованию. В то же время корпорации и банки получали многомиллиардную помощь от государства.
Вскрывая язвы капитализма, Маркс указывал на его нравственную убогость, его разрушительное влияние на сознание и души людей. Именно он стал в итоге главной болезнью человечества – как социальной, так и духовной. Капитализм с презрением относится к совести, нравственности, моральным устоям – ведь они мешают ему зарабатывать миллионы. Всю глубину человеческих отношений буржуазный строй заменяет примитивным «законом чистогана». Дружбу, любовь, сострадание, взаимопомощь, он приносит в жертву «золотому тельцу». Идеал капиталиста – это человек с ограниченным разумом, который видит суть существования в постоянном, патологическом потреблении.
Созданию такого человека служит вся мощь капиталистической пропаганды. Она навязывает обществу ценности, сводящиеся к приобретению всё новых и новых товаров. Реклама превратилась в многомиллиардный бизнес, использующий самые изощрённые методы манипуляции сознанием. Эту характеристику капитализма также подметил ещё Маркс, писавший: «расширение круга продуктов и потребностей становится изобретательным и всегда расчётливым рабом нечеловечных, рафинированных, неестественных и надуманных вожделений».
Потребительская лихорадка приводит к появлению нравственно опустошённых, «одномерных» людей, используя термин философа Герберта Маркузе. Они не испытывают потребность в общении, не интересуются культурой, равнодушны к политике. Чем и пользуются хозяева капиталистического мира, легко манипулирующие массой потребителей. Маркс называл это явление отчуждением. В его основе лежит отчуждение труда.
В условиях капитализма рабочий относится к труду как к принудительному внешнему процессу. Но отчуждается не только сам труд рабочего, но и результат труда. Конечный продукт не принадлежит рабочему. Более того, он закабаляет рабочего, ибо усилия, затраченные им на создание чего-либо, оборачиваются против него самого. Такой труд, по образному выражению Маркса, «расчеловечивает» человека. Преодоление отчуждения возможно только с преодолением капитализма и частной собственности, с победой социализма.
С изменением социально-экономической системы люди освободятся от необходимости участвовать в капиталистической гонке. Это откроет возможности труда как творчества, всесторонне развивающего личность. «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех», — провозгласили Маркс и Энгельс в «Манифесте коммунистической партии».
Марксизм актуален
Пример сегодняшней России тоже доказывает историческую правоту Маркса. Глубокий социально-экономический кризис подтверждает, что отказ от социализма и разрушение СССР были не закономерностью, а противоестественным зигзагом истории. Предательство принципов социализма отбросило нашу страну далеко назад. Длительный кризис и массовое обнищание в России всё отчетливее показывает миру необходимость нового левого поворота на идеалах и принципах Маркса и Ленина.
Сегодняшние защитники капитализма уже ничего не могут поделать с тем, что Маркс, гонимый и во многом непонятый при жизни, востребован современным миром как никакой другой мыслитель. Это полностью признают даже далекие от коммунистической идеологии политики и ученые. Лауреат Нобелевской премии, всемирно известный американский экономист российского происхождения Василий Леонтьев говорил, что выводы Маркса – это «выдающийся ряд сбывшихся прогнозов, которым современная экономическая наука со всем ее сложным аппаратом противопоставить ничего не может». А бывший глава Европейского банка реконструкции и развития Жак Аттали заявил: «Ни один человек не оказал на мир большего влияния, чем Карл Маркс в XX веке». Несомненно, что и о XXI веке можно будет сказать то же самое.
Значение Маркса заключается в том, что он, во-первых, открыл основные законы капиталистического способа производства, истинность которых подтверждается спустя полтора столетия. И, во-вторых, Маркс доказал неизбежность гибели капитализма и замены его социалистической формацией. Это сделало философа XIX века идейным вожаком последующих поколений борцов за социальную справедливость.
Своё развитие марксизм получил в трудах В.И. Ленина. Основатель большевизма не просто воспринял теорию Маркса и Энгельса. Он творчески развил её применительно к новой эпохе. Важнейшими достижениями Ленина стал анализ империализма, открытие закона неравномерности развития капитализма и вывод о возможности победы революции и социализма сначала в одной стране. События подтвердили правильность этих идей. Созданная Лениным большевистская партия возглавила борьбу российского пролетариата и осуществила Великую Октябрьскую социалистическую революцию.
Строительство социализма стало практическим воплощением марксистской теории, подтвердило гениальные предвидения Маркса. Под руководством Ленина и Сталина СССР превратился в сильнейшую социалистическую державу, осуществил индустриализацию и культурную революцию. Социалистический характер советского общества позволили сломать хребет фашизму – этой, словами Георгия Димитрова, «открытой террористической диктатуры наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала».
XX век обогатил марксизм новыми творческими открытиями и выводами. Важные идеи были предложены Антонио Грамши, Жаном Полем Сартром, Эвальдом Ильенковым и другими. Как отмечает Терри Иглтон – автор книги «Почему Маркс был прав»: «В старом коммунистическом лозунге «Социализм или варварство» всегда усматривали некий налёт чрезмерной апокалиптичности. Однако когда история определённо даёт крен в сторону ядерной войны и тотальной экологической катастрофы, этот лозунг становится трудно воспринимать иначе, как суровую, но неопровержимую истину. Если мы не будем действовать сейчас, то, похоже, капитализм станет смертью для нас гораздо раньше, чем кто-то надеется».
Таким образом, попытки опровергнуть Маркса, доказать ошибочность и неактуальность его учения раз за разом терпят фиаско. По результатам опроса, проведённого в свое время телекорпорацией «Би-Би-Си», Маркс был назван крупнейшим мыслителем прошлого тысячелетия. А пять лет назад его произведения были включены в реестр ЮНЕСКО «Память мира». «Манифест Коммунистической партии» и «Капитал» являются двумя из наиболее важных публикаций 19-го века, весьма влиятельными и по сей день», — отмечается в обосновании этого решения. По количеству изданных в мире экземпляров «Капитал» уступает только Библии.
Но, даже признавая значение идей Маркса, их современные критики совершают один большой подлог. Они утверждают, что Маркс писал свои работы в условиях раннего капитализма, и что сегодня марксизм уже неактуален. Дескать, за 150 лет капитализм претерпел коренные изменения.
Чтобы понять несостоятельность подобных утверждений, достаточно взглянуть на Китай – крупнейшую промышленную державу мира, где проживает каждый пятый житель планеты. За последние 40 лет КНР совершила огромный рывок. Преодолев бедность и отсталость, она вышла в лидеры глобального экономического и научного развития. И сделано это не вопреки, а благодаря теоретическому наследию Маркса.
Важность марксизма для настоящего и будущего Китая постоянно подтверждается руководителями партии и государства. На торжественном собрании, посвящённом 95-й годовщине создания КПК, Председатель КНР Си Цзиньпин заявил: «Мы должны твёрдо придерживаться нашей идеологии. Самое опасное для партии начинается с отсутствия идеологии. За 95 лет КПК смогла осуществить то, что казалось невозможным, благодаря тому, что мы придерживались марксизма на практике, мы совершенствовали эту идеологию. Мы никогда не отступали от марксизма. Марксизм и его развитие внесли большой вклад в развитие в Китае».
Глубокое изучение марксизма ведётся во Вьетнаме, на Кубе, в Венесуэле. В России КПРФ всемерно поддерживает работу по изучению и пропаганде идей Маркса. Этому способствует деятельность Общероссийской общественной организации «Российские учёные социалистической ориентации». Материалы, посвящённые марксизму, регулярно выходят на страницах газет «Правда» и «Советская Россия», журнала «Политическое просвещение». Хороший резонанс имел цикл фильмов о марксизме, созданных телеканалом КПРФ «Красная линия».
Социализм – будущее мира
Капитализм зашел в полный тупик. В условиях, когда нарастает разочарование и протест против капиталистической системы, в мире все более востребована социалистическая альтернатива. Мы отмечаем 200-летие Маркса в тревожное время, когда нарастающий мировой кризис вновь подталкивает империалистических хищников к развязыванию войн.Транснациональный капитал и политическая «элита» Запада на глазах превращаются из «мировых жандармов» в мировых бандитов. Они раздувают военный пожар, надеясь спалить в нём перспективы обновленного социализма.
Коммунисты мира убеждены: альтернатива кризису, хаосу и разрушениям существует. Главным результатом многолетней работы Маркса стало открытие неизбежности перехода от капиталистического общества к социалистическому. Важнейшей материальной основой наступления социализма является концентрация капитала, обобществление труда, гигантское возрастание размеров и мощи финансового капитала. Говоря о централизации капиталов, Маркс писал: «Один капиталист побивает многих капиталистов… Вместе с постоянно уменьшающимся числом магнатов капитала, которые узурпируют и монополизируют все выгоды этого процесса превращения, возрастает масса нищеты, угнетения, рабства, вырождения, эксплуатации, но вместе с тем растёт и возмущение рабочего класса, который постоянно увеличивается по своей численности, который обучается, объединяется и организуется механизмом самого процесса капиталистического производства».
Концентрация капиталов, которая при жизни Маркса только начинала набирать обороты, сегодня достигла громадных масштабов. Крупнейшие транснациональные корпорации (ТНК) контролируют более 50 процентов мирового промышленного производства, около 70 процентов международной торговли. На них приходится 80 процентов патентов и лицензий на новое оборудование, а также 90 процентов экспорта капитала в виде прямых инвестиций. Это гигантские структуры, чей капитал превосходит богатства многих стран.
80 процентов добавленной стоимости в мире создаётся внутри производственных и торговых цепочек, контролируемых корпорациями. Они могут запустить технический прогресс в одной стране и остановить его в другой. От объёма заказов, размещенных корпорациями в той или иной стране, зависит скорость развития экономик, их место в мировой системе разделения труда. Чтобы не остаться на обочине прогресса, многие государства вынуждены подчиняться интересам ТНК.
Таким образом, транснациональные корпорации превратились в главную силу рыночного производства и международного разделения труда, в доминирующий фактор мировой экономики. При этом крупнейшие ТНК сосредоточены в нескольких странах – США, Японии, Германии, Франции, Великобритании и Нидерландах. По состоянию на 2015 год первые пять строчек в рейтинге транснациональных корпораций занимали американские ТНК – «Эппл», «ЭкссонМобил», «Беркшир Хэтуэй», «Гугл» и «Майкрософт».
Но если факт концентрации экономики в руках крупнейших корпораций критики Маркса признают, то другое условие перехода к социализму они отвергают. Они заявляют о «деиндустриализации», «размывании пролетариата», неспособности рабочих к организации и борьбе за свои права. В действительности пролетаризация населения планеты находится на гораздо более высоком уровне, чем во времена Маркса. На сегодняшний день в мировом промышленном производстве занято около 800 миллионов человек. Для примера: в 1900 году численность промышленного пролетариата составляла 70 миллионов.
В мировом масштабе число занятых в промышленности рабочих возросло на 46 процентов по сравнению с 1991 годом. Другими словами, характерная для развитых капиталистических стран деиндустриализация не затронула большую часть остального мира. Общее же число наёмных рабочих, занятых в различных сферах мировой экономики, превысило 3 миллиарда. Являясь угнетаемыми людьми, они объективно становятся союзниками рабочего класса в борьбе против капитала. Недаром Маркс и Энгельс говорили о «пролетариате умственного труда».
Мифом является и полное угасание «энергии» пролетариата. Несмотря на замалчивание ведущими мировыми СМИ рабочего движения, трудящиеся борются за свои права на всех обитаемых континентах. 180 миллионов рабочих присоединились к общенациональной забастовке в Индии осенью 2016 года. Во Франции 5 миллионов работников бастовали минувшей осенью против планов правительства сократить рабочие места в госсекторе. 40 миллионов человек приняли участие в прошлом году во всеобщей забастовке в Бразилии, направленной против неолиберальных реформ. И это только отдельные примеры.
«В глобальном масштабе капитализм стал более сконцентрированным и хищническим, чем когда-либо прежде, а рабочий класс действительно численно вырос, — рассуждает по этому поводу Терри Иглтон. – Поэтому стало возможным представить себе будущее, в котором сверхбогач скрывается в своих укреплённых и охраняемых городках, а миллиард или около того обитателей трущоб ютятся в вонючих хибарах, окружённых колючей проволокой и сторожевыми вышками. В таких обстоятельствах утверждать, будто марксизм закончился, равносильно заявлению, что профессия пожарного устарела, поскольку поджигатели сделались более изобретательными и оснащёнными, чем когда-либо раньше».
Как подчёркивали Маркс, Энгельс, Ленин, для успешного осуществления рабочим классом своей исторической миссии необходимо создание пролетарской партии. Становясь авангардом, передовым отрядом, она вносит в массу трудящихся классовое сознание, объединяет и организует рабочих в борьбе за их интересы.
Прошло полтора столетия с того времени, когда Маркс и Энгельс создали свои главные произведения. Капитализм за этот период не стал ни более справедливым, ни более мирным. Как и прежде, он обогащает мизерную, но могущественную кучку крупной буржуазии. Он разоряет и заставляет страдать огромные массы трудящегося населения. Как и прежде, богатства капиталистов создаются изнурительным трудом миллионов. Эксплуатация никуда не исчезла, она лишь стала более изощрённой. Жизнь человечества требует перемен.
«Ближайшая цель коммунистов… ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти», — отмечается в «Манифесте». Как и завещал Маркс, диктатура капитала должна быть свергнута и заменена на власть трудящегося большинства. Освобождение труда и освобождение человека – неизменная цель коммунистов, всех прогрессивных сил.