«Коммунизм» на 20 евро – новая тема дискуссии. Наталья Еремейцева анализирует инициативу российских властей о введении продуктовых карточек для малообеспеченных граждан. Ее вывод: это по существу подачка, которая никак не решает проблемы бедности, но откровенная реклама для власти и коррупционные возможности чиновникам.
Что это: возвращение к распределителю худших времен СССР или, напротив, возрождение социальных льгот? Нацелены ли подобные меры на борьбу с бедностью, на повышение уровня жизни масс или всего лишь прикрывают эту бедность «фиговым листком», чтобы заглушить социальные угрозы? Сопоставимо ли это с социальным пакетом советского времени? Как прежде работали общественные фонды? Что советский человек имел помимо материального дохода, выраженного в зарплате? Возможна ли такая практика в сегодняшней России?
Объявлено, что карточками обеспечат тех, кто предоставит документы о доходах в местный орган социальной защиты населения и по решению комиссии будет признан нуждающимся в государственной поддержке. На специальную продовольственную карточку ее владельца (по типу пластиковых банковских карт) ежемесячно будут начисляться баллы, равные примерно 1200 рублям, что эквивалентно 20 евро. Не истраченные в текущем месяце средства обнуляются. Предполагается, что купить на карточку можно будет только отечественные продукты (кроме табака и водки).
78% жителей России поддержали введение продовольственных карточек. При этом 31% опрошенных россиян рассчитывают на такие карточки, еще 26% участников опроса заявили, что испытывают острую потребность в них. Но почему эта мера, казалось, вполне разумная в условиях обнищания значительной массы людей, вызвала такую жаркую дискуссию в обществе?
Во-первых, само понятие «продовольственная карточка» благодаря стараниям массовой антисоветской пропаганды вызывает стойкую негативную реакцию населения: «Дожили, вот и карточки уже введут!»
Во-вторых, непонятен механизм реализации этой идеи в российской глубинке, где есть немало сел, куда в лучшем случае 2 раза в неделю приезжает автолавка. Сетевыми магазинами здесь и не пахнет. Где, позвольте сказать, люди будут отоваривать свои карточки-баллы?
Ну и, в-третьих, вызывает вопросы попытка правительства навязать обществу мнение, что программа введения продовольственных карточек чуть ли не эквивалентна программе государственной поддержки сельскохозяйственного производителя. Хотя мизерный объем помощи для одного россиянина и рассчитан на покупку самых дешевых продуктов питания, но из-за своей массовости это действительно должно обеспечить для их производителей устойчивый спрос, о чем мечтает министр Д. Мантуров. А то, что «устойчивый спрос» будет обеспечен, сомневаться не приходится. Чувство «халявы» заставит людей брать даже те продукты, которые они не стали бы покупать за деньги.
Но сдается мне, что за счет искусственного формирования спроса на низкокачественную продукцию, например на восстановленное молоко, творог, йогурты, масло и сыры, в которых натуральное (цельное) молоко фактически отсутствует, государство ловко уходит от необходимости прямой и реальной помощи сельскому хозяйству. Ведь те же молочные продукты, полученные из восстановленного молока, никакого уже отношения не имеют к нашему сельскому хозяйству, так как молочный порошок наши производители приобретают, как правило, за рубежом.
Тем самым коров будет становиться все меньше (уже сейчас поголовье крупного рогатого скота, по сравнению с 1990 годом, уменьшилось втрое), а производство суррогатов из порошка и того же пальмового масла будет постоянно расти. Напомним, что если раньше в СССР за фальсификацию продуктов питания получали реальный тюремный срок, то сейчас в РФ за это получают… огромную прибыль.
Но особенное неприятие вызывает намерение правительства ограничить возможность приобретения на карточку продуктов неким заранее определенным списком-перечнем дешевых продуктов, что само по себе унизительно. К тому же, зная о степени коррумпированности и других «особенностях» нашей государственной системы, люди опасаются, что по карточкам им могут сбывать низкокачественные или залежалые продукты питания по принципу «Вот тебе, убоже, что нам негоже».
Однако возможность «пилить» по 240 млрд рублей в год (во столько правительством РФ оценивается выполнение данной программы) вызывает опасение, что строгий «перечень» того, что можно купить на эти карточки, все-таки будет введен. Ведь у нас все делается не в интересах простых россиян, а в интересах определенной кучки сырьевого олигархата. Удивляет и то, что некоторые кремлевские пропагандисты пытаются выдать эти талоны на «усиленное питание» дешевыми и второсортными продуктами как нечто похожее на модную сейчас в мире идею безусловного основного дохода (БОД), когда каждый гражданин страны получает ежемесячно дополнительно от государства к своему заработку или пенсии энную сумму денег, как бы свой кусочек общего государственного пирога. Мол, у нас тоже почти как в «европах», также заботятся о всеобщем благе народа.
В заключение добавлю, что недавнее исследование американских ученых показало: когда человек ест много дешевой еды, то он постоянно испытывает чувство стыда. По всей видимости, правительство РФ решило всеми возможными способами укреплять это чувство у почти трети россиян. К чему бы это? Неужели это их «подарок» к столетию Великой Октябрьской социалистической революции? Ведь когда человек постоянно испытывает чувство стыда, то в нем убивается чувство протеста и к активным действиям он становится вообще не способен.
Наталья ЕРЕМЕЙЦЕВА.