В конце мая правительством внесён проект Федерального закона №83061-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования механизмов государственно-частного партнёрства для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов и повышения их инвестиционной привлекательности для частных инвесторов).
Тема звучит красиво, но она касается передачи в концессию частным лицам объектов ЖКХ, а это обеспечение населения водой, теплом, газом, электроэнергией и некоторыми другими вещами. Но частник бесплатно или с убытком работать не будет, он любит прибыль, а оплачивать её придётся народу.
В марте 2022 года фракция КПРФ рассматривала на парламентских слушаниях вопрос о концессиях в сфере ЖКХ и однозначно установила, что это приведёт к росту тарифов и развалу коммунального хозяйства. В рекомендациях слушаний было установлено: коммунальное хозяйство по определению общественное и частного бизнеса в нём быть не должно. Государство не может устраняться от помощи жилищно-коммунальному хозяйству, и бюджетные средства должны расходоваться на его восстановление, поскольку государственные здания и сооружения тоже пользуются его услугами. Никакие инвестиции вкладывать в ЖКХ не выгодно. Всё остальное от лукавого!
Но для «Единой России» решение парламентских слушаний — пустой звук, они привыкли внимать только голосу олигархии.
Что такое концессия? Это своего рода аренда объекта ЖКХ, допустим «Водоканала», частной фирмой или лицом, но с участием муниципалитета, не исключая и финансирование этого объекта. Сразу напрашивается вопрос: если финансирование остаётся, тогда зачем отдавать? «Если молоко отдавать, зачем тогда корова?» — говорил кот Матроскин в мультфильме «Трое из Простоквашино».
Но «Единую Россию» такие сомнения не мучают. По состоянию на апрель 2022 года в Российской Федерации заключено свыше 3,7 тыс. соглашений с общим объёмом инвестиционных обязательств 2,8 трлн рублей, из которых 2 трлн рублей — внебюджетные инвестиции.
Наибольшее количество соглашений (91%) приходится на муниципальный уровень.
В настоящее время в транспортной сфере заключено 101 соглашение, в сфере ЖКХ — 3178, социальной сфере — 362, инженерно-технической — 15, военной — 3, промышленной — 3, сельской и охотхозяйственной — 5. Как видите, в основном договоры концессии заключаются в системе ЖКХ.
Законопроект якобы способствует инвестиционной привлекательности для частных инвесторов. Но откуда ей взяться, этой привлекательности, если ЖКХ убыточно, а бизнес создаётся для извлечения прибыли, которой нет.
По логике вещей, если уж привлекать частный бизнес, то не на готовое хозяйство, а в строительство нового. Что мешает частному бизнесу построить котельные, теплотрассы, разводящие сети водопровода и канализации, газифицировать целые города и посёлки, оставшиеся без удобств по их же вине. Таким образом, построить своими руками и за свой счёт ту конкурентную среду, о которой они так много говорят.
Но партия «Единая Россия» под руководством олигархов замыслила другое. Их больше привлекает, как в «лихие 90-е», дать возможность олигархии за бесценок или вовсе бесплатно завладеть коммунальной сферой, чтобы решить проблему обогащения за счёт убыточных предприятий ЖКХ.
Они не собираются вкладывать свои денежные средства в разбитую инфраструктуру ЖКХ, есть другая схема, эта схема называется государственно-частным партнёрством или концессией предприятий ЖКХ.
Вот это партнёрство уже на апробированных коррупционных схемах даёт возможность обогатиться и за счёт бюджета, и за счёт платежей народа, не вкладывая ни копейки в разрушенные предприятия!
В борьбу за владение разрушенным коммунальным хозяйством вступили такие гиганты, как компания «Российские коммунальные системы» (РКС входит в группу «Ренова» В. Вексельберга) и компания «Росводоканал» с очень сложной родословной, но принадлежащая М. Фридману. Есть и менее крупные компании и частные лица. Но везде даже учредительные документы разработаны без отражения реальной действительности либо вообще зашифрованы.
Только одно это говорит о том, что частный бизнес идёт в коммунальное хозяйство не с благородной целью. Да по-другому и быть не может. Ещё 150 лет назад К. Маркс говорил, что нет такого преступления, на которое не пойдёт капиталист ради 300 процентов прибыли.
Но сегодня в России преступления совершаются по закону — и в этом вся «прелесть» действующего режима. Вот представьте: в новом законопроекте объявляется монопольное право олигархии на концессию предприятий ЖКХ, и если кто-то у олигарха уведёт объект концессии по конкурсу, то он должен будет ему заплатить за расходы, связанные с подготовкой предложения. Конечно, затраты объявят большие, и конкурент откажется от затеи. Такого положения нет ни в одном законе, а здесь персональная льгота.
Также проектируется новая статья 101, которая посвящена определению финансового участия концедента (муниципалитета) в исполнении концессионного соглашения. Иными словами, в концессию передаётся убыточный объект и определяются условия, сколько платит за содержание объекта концедент и сколько концессионер. На парламентских слушаниях приводили примеры, когда по сговору никто ничего не делал на объекте концессии, а бюджетные деньги «распиливались» между сторонами.
Законопроектом также закрепляется, что финансовое участие концедента обязательно и осуществляется с учётом требований, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации. Невыполнение принятых на себя концедентом обязательств по финансовому участию в исполнении концессионного соглашения будет считаться существенным нарушением со стороны концедента. Это положение написано как раз для «распила» средств.
Концессионная плата также является обязательным условием концессионного соглашения, если не предусмотрено финансового участия концедента. А теперь представьте: бизнесмен получает убыточный объект, должен оплатить убытки, концессию и начислить себе прибыль да ещё и нести затраты по инвестиционным обязательствам. Неужели такие предприниматели есть? Есть! Потому что они знают: после этого законопроекта поступит другой законопроект, позволяющий концессионерам приватизировать предприятия. Такой закон, кстати, принят 7 июня в отношении газовых сетей. Ну а на третьем этапе поступит ещё законопроект, позволяющий частникам неограниченно повышать тарифы на услуги коммунального хозяйства.
С начала 1990-х плата за коммунальные услуги выросла в 270 раз, в то время как доходы граждан, по официальным оценкам органов статистики, — всего в 150 раз. Повышать дальше уже некуда!
Наука давно определила: чем ниже доходы населения, тем выше задолженность за услуги ЖКХ. Если к тому же принять во внимание, что люди закредитованы на 24 триллиона рублей, то идея восстановления предприятий ЖКХ за счёт средств населения становится просто утопической.
Чтобы реально обеспечить доступность коммунальных услуг для населения, необходимо учитывать способность его их оплачивать.
Из этого следует очень важная и простая практическая рекомендация: повышать тарифы на услуги ЖКХ можно только до тех пор, пока платежи за них не превысят 6—7% от среднего дохода населения и/или 15% от бюджета прожиточного минимума.
И поэтому главная задача управления ЖКХ — не обеспечение 100% оплаты раздутых расходов, а обеспечение собираемости платежей на уровне 95%.
Предприятия отрасли изношены и большей частью убыточны. Помощь государства сокращалась все 30 лет и к 2020 году составила 1,4% ВВП. Неплатёжеспособность поразила и граждан, и предприятия. Задолженность за коммунальные услуги выросла до 1,5 трлн рублей. Из общего долга население задолжало 901 млрд, бюджетные потребители — 48 млрд, прочие промышленные потребители — почти 432 млрд рублей.
Если при нынешних тарифах образовалась такая задолженность, какова она станет при повышении тарифов частными фирмами? Задолженность будет только расти, и это прекратится лишь тогда, когда предприятия ЖКХ будут остановлены. А это означает: квартиры, школы, больницы без тепла, без воды, без электроэнергии. Жизнь парализована!
Вы думаете это фантазии? Эти «фантазии» уже произошли в 970 посёлках городского типа, и пока только в посёлках! Но внесённый правительством законопроект способен сделать то же самое и с городами.
Законопроект будет принят, потому что «единороссов» в Думе 70%. Но осуществиться ему не суждено. Когда среди зимы остынут трубы отопления, а из крана перестанет течь вода, народ не будет спрашивать разрешения на митинг, он воздаст должное и за минимальную зарплату, и за максимальные тарифы!
Николай АРЕФЬЕВ,
член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, первый заместитель председателя комитета ГД по экономической политике.
Правда