26 апреля 2024 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга прошло заседание Совета законодателей при Федеральном собрании Российской Федерации. Его провели сопредседатели Совета законодателей — председатель Государственной думы Вячеслав Володин и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко с участием заместителей председателя Государственной думы и Совета Федерации, а также председателей комитетов обеих палат парламента и председателей законодательных органов власти субъектов Российской Федерации.
В ходе него выступил заместитель Председателя ЦК КПРФ, председатель комитета Государственной думы ФС РФ по аграрным вопросам академик РАН Владимир Иванович Кашин. Он затронул вопросы реализации государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий».
— Уважаемые товарищи, я присоединяюсь к высказанным словам министра сельского хозяйства Д.Н. Патрушева. Мы видим, что тема выполнения государственной программы по развитию сельских территорий и программы второй целины очень актуальна и важна на сегодняшний день, поэтому её обсуждаем сегодня в таком составе на Совете законодателей и на президиуме Совета. Благодарю за то внимание, которое Государственная дума и Совет Федерации уделяют развитию сельского хозяйства.
В своё время мы принимали решение о финансировании этих программ по исходному паспорту. Конечно, мы видим, что не всё получилось, но есть движение вперёд. Сейчас, исходя из Послания президента в 2024 году, видна актуальность и необходимость выполнения программ. Он ещё раз расшифровывает многие вещи, которые определяют суть программы «Комплексное развитие сельских территорий». Это и сбережение населения, и обновление парка школьных автобусов, говорится и о чистой воде, и о социальном развитии наших прибрежных сельских поселений.
Мы уже пятый год ведём программу «Комплексное развитие сельских территорий», я уже не раз говорил, с каким трудом удалось её принять. Вы помните, как мы проводили большие слушания в Государственной думе по вопросу развития села, в которых участвовали министры, представители науки, руководство регионов, представители бизнеса, сенаторы и депутаты ГД. Мы показывали фотографию состояния сельских территорий на тот момент и острую необходимость финансирования ГП по исходному паспорту. Давайте посмотрим на сегодняшнюю фотографию состояния сельских территорий.
Мы видим динамику численности сельского населения в отношении к 2005 году, и я должен сказать, что сегодня население в наших округах сокращается. К примеру, сокращение к 2005 году в Дальневосточном федеральном округе составило 16%, в Сибирском федеральном округе — 13%, в Уральском федеральном округе — 11%, в Северо-Западном — 13%, и это всего за 17 лет.
А посмотрите на сокращение количества сельских населённых пунктов с 1989 года. Если убрать из расчёта населённые пункты с численностью до шести человек, то количество сельских населённых пунктов с 1989 года по 2021-й снизилось на 31092. Если мы не будем видеть, что сегодня деревни тысячами уходят с лица земли, то мы с вами слепые, глухие и не патриоты страны. Я хочу, чтобы мы обратили на это особое внимание. Исходя из необходимости изменения этой плачевной ситуации и была заложена первоначальная составляющая этой программы.
Давайте посмотрим, как выполняются главные индикаторы подпрограмм, входящих в ГП КРСТ. К примеру, по жилью: 2,3 млн кв. м должно быть к 2025 году по исходному паспорту. Но мы видим, что по обновлённому паспорту к 2031 году план всего 1 млн кв. м. Кому нужна эта фикция? Почему мы позволяем править изначально рассчитанные под конкретные задачи исходные индикаторы и, как следствие, объём финансирования государственной программы? Мы же видим, что не дают изначально заложенные деньги ни минэк, ни минфин. А что остаётся делать министерству сельского хозяйства? У него нет других денег. Мы его и так заставили развернуться с фермы, с поля к селу, к деревне, видя, что если там не останется людей и специалистов, некому будет работать ни на ферме, ни в поле.
Что происходит на селе сегодня, допустим, с коммунальными условиями и оборудованием жилищного фонда сельских территорий? К примеру, обеспеченность сельских территорий сетевым газом в стране, которая является мировым лидером по запасам газа, в среднем по России 52%, а в некоторых федеральных округах это значение гораздо ниже: 4% в Дальневосточном федеральном округе, 9% — в Сибирском федеральном округе и 20% — в Северо-Западном федеральном округе. А удельный вес жилых помещений в сельской местности, оборудованных одновременно водопроводом, водоотведением, отоплением, горячим водоснабжением, в 2022 году по Российской Федерации составил 41%. Несложно проследить закономерность, что недостаточный уровень развития инженерной инфраструктуры сельских территорий и благоустроенности домовладений приводит к оттоку населения и, как следствие, к дефициту кадров в агропромышленном комплексе. Дальше так жить просто нельзя.
Не случайно президент в своём Послании обратил особое внимание на социальное развитие муниципалитетов, которые являются базой нашей рыболовной отрасли. Из 6277 сельских населённых пунктов рыбохозяйственных регионов 3944 не газифицированы, 4011 — не имеют водопровода, и на 6,3 тыс. населённых пунктов работают всего 864 школы.
Я требую восстановить финансирование ГП до уровня, установленного постановлением правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года №696, в первоначальной редакции, с сохранением приоритетного порядка бюджетного финансирования и записать это ещё раз сегодня в решение Совета законодателей.
Недофинансирование государственной программы составляет 693 млрд руб. против исходного паспорта. Эти деньги необходимо вернуть, а по-хорошему и проиндексировать на коэффициент инфляции. Об этом говорил министр сельского хозяйства Д.Н. Патрушев сегодня, и тогда и бизнес потянется, и люди будут стремиться жить на селе.
Есть ещё один очень важный вопрос, от которого напрямую зависит выполнение поручения президента, касаемого роста АПК к 2030 году на 25%, — вопрос, связанный с вовлечением в оборот сельскохозяйственных земель. Но для начала важно вспомнить целину, как она зарождалась. В текущем году мы празднуем два юбилея — это 70-летие целины и 50-летие Нечерноземья. Помимо празднования, мы обязаны эти круглые даты сегодня видеть и через призму нашей работы, с точки зрения выполнения государственной программы вовлечения в оборот сельскохозяйственных земель. При анализе выполнения индикаторов мы видим отставание от изначального паспорта и, как причину, отсутствие должного финансирования.
Посмотрите на динамику снижения посевных площадей к 1990 году: в некоторых регионах используется только 25% земли. Специально для этого мы приняли программу, но надо двигаться другими шагами, нежели теми, которыми мы идём сегодня. Надо стремиться к показателям лучших экономик мира, а если мы по полмиллиона мелиорированных площадей будем прибавлять каждый год, чтобы выйти на уровень 1990 года, то сколько лет нам понадобится? Да и в целом, возврат в севооборот брошенных земель — задача достойная.
В завершение я хочу сказать: нам надо менять философию. И когда вместе с Кашиным заговорят так Володин, Матвиенко и другие, то вся эта гайдаровская проповедь о том, что село — чёрная дыра и живут там рабы, быстро уйдёт в сторону и будет развенчана. А философия отношения к крестьянину как к кормильцу восторжествует, так же как к земле-матушке и к лесу-батюшке. Если мы эту философию возродим, то всё получится, бизнес тогда увидит заботу государства о селе и деревне как о кормильцах и будет стремиться вкладывать деньги в развитие сельских территорий. Тогда сами крестьяне увидят новые культурные и социальные объекты, в том числе больницы, школы, и они захотят остаться и не будут стремиться в город.
Я желаю всем нам, товарищи, прежде всего победы на фронтах в борьбе с фашизмом, но также и в освоении программы «Комплексное развитие сельских территорий» и второй целины.
В. И. Кашин.