Почему ОГЭ и ЕГЭ НЕ РАБОТАЮТ и как решить эту проблему?
Тёплое лето давно закончилось. Уже третий месяц миллионы подростков и молодых людей по всей стране, начиная от Калининграда, заканчивая Чукоткой, ходят в учебные заведения. Кто-то только начнёт свой школьный путь, кто-то морально готовится к ОГЭ и ЕГЭ, а кто-то уже поступает или продолжает обучение в университетах, техникумах и прочих учебных заведениях. И всех этих людей, разделённых по возрастному, территориальному, культурному, экономическому, социальному и классовому признаку, объединяет одно — система российского образования. И эта громадная система, так или иначе пронизывающая всё общество, с каждым годом становится всё хуже и хуже.
Но почему же? Почему одна из самых важных структур в любом цивилизованном мире, как раз таки отличающая этот мир от недоразвитого и варварского, деградирует год от года? Кто виноват в том, что экзамены становятся всё сложнее и непонятнее? Кто виноват в том, что школа просто не в состоянии сама подготовить ученика к этим самым экзаменам, вынуждая покупать услуги репетитора, обходящиеся семьям в круглую сумму? Кто виноват в том, что эти самые экзамены, регулярно доводящие детей до нервного истощения, всё ещё продолжают существовать в нынешнем виде? В этой статье я попытаюсь ответить на все эти вопросы и предложить возможные варианты их решения.
1. Почему нынешняя форма выпускных экзаменов не работает.
Проблема постоянно возрастающей сложности и несправедливое распределение сложности по предметам и вариантам затрагивает сразу множество важных вопросов современного образования.
Ежегодно СМИ пишут о тестах, к которым учеников «не смогли подготовить» и «учителя сами не в состоянии их решить». Подобная проблема не нова. Каждый, кто общался с уже сдавшими экзамен учениками, мог заметить, что с каждым годом сложность экзамена постоянно возрастает. Раньше, когда ЕГЭ и ОГЭ только вводили, они не слишком отличались от обычных контрольных работ. Теперь же каждый выпускник с дрожью поглядывает на тестовые листы. И с одной стороны, это правильно. Мир постоянно меняется и усложняется. Новые реалии постоянно и порой кардинально меняют представления человека об окружающем мире и обществе. И именно это объективная причина постоянного и порой чрезмерно жестокого усложнения экзаменов.
ОГЭ и ЕГЭ становятся труднее не потому, что мир развивается, а потому, что сама система образования не поспевает за этим развитием. Эта истина не станет ни для кого сюрпризом. Как школьная, так и ВУЗовая программа сильно отстаёт от реальности. И именно эти пустые знания, сильно нагружающие головы учащихся, не дают им зубрить новую необходимую информацию.
Ранее я упоминал «зубрение» как форму подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Никто сейчас не станет отрицать, что выпускные экзамены — это чрезвычайно переусложнённый тест. Тест, на которых детей именно «натаскивают». Тест, который показывает не реальные знания ученика, а его способность заучить все варианты этого самого теста. И эта проблема порождает сразу несколько других.
Тестовая система заявлялась в своё время как средство предоставить равные возможности для ученика из любого уголка страны поступить в любой ВУЗ. Но на практике о равных возможностях можно забыть. Так, как в самой сути экономической системы ни о каком равенстве не может идти и речи. «Ученики из глухих деревень должны знать предметы на таком же уровне, как и жители столицы, так как экзамен даёт им возможность в этой самой столице учиться». Вроде звучит логично. Но почему-то все подобные рассуждения рассыпаются под давлением жестокой реальности. Да, от детей требуют одного и того же, но материальная база у всех разная. Самым ярким выражением этого явления стало «дистанционное обучение» во время пандемии коронавируса. Все слышали о детях, вынужденных уезжать из дома за десяток километров, лишь бы поймать сеть или забираться на деревья ради той же цели.
Но какие ещё проблемы скрывает за собой тестовая система? ОГЭ и ЕГЭ не показывает реальных знаний. Эта дилемма является основной и уже упоминалась мной выше. Суть даже не в том, что экзамен не требует от ученика умения применять разносторонние знания на практике и мыслить широко, а то, что таким подходом он, наоборот, намеренно сужает требуемые знания и навыки. Думаю, на этот раз никто не станет отрицать этой истины и отрицать, что такое положение крайне неправильно. И всё же вынужден констатировать, что подобный подход не просто «не учит жизни» и мешает человеку адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям существования, но и не подготавливает студента к будущей учёбе в ВУЗе, создавая пропасть между разными ступенями образовательной системы.
Но если закрыть глаза на все эти проблемы и представить, что их нет, то наружу выплывает всё та же пресловутая случайность, которую так ругали в билетной системе. У кого ни спроси, будь то уже сдавший экзамен или только просматривающий сборники заданий ученик, любой скажет, что сдача экзамена — это чистая удача с вариантами. Казалось бы, парадокс! Как в «единой» и «равной для всех» системе могла произойти такая нелепая вещь? Тут опять же виновата сама форма. Сколько ни заявляй о равных возможностях и заданиях, а тест для каждого нужно сделать разным. И эти колебания по степени сложности от региона к региону, от школы к школе, в конце концов, от номера к номеру — могут быть колоссальными. И эту проблему порождает тест сам по себе, даже без учёта остальных факторов, ещё сильнее усиливающих несправедливость и случайность.
Как решить эту проблему? Полностью изменить систему образования. Перекроить её программу, суть, методику, стиль подачи знаний. Качественно повысить уровень подготовки преподавательского состава. Необходимо целиком и полностью переработать содержание образовательных программ, начиная с начальной школы и заканчивая высшим образованием.
На что мы можем опереться? На советскую форму сдачи выпускных экзаменов. Возможно, вы скажете, что это, наоборот, отставание и регресс. Но в ответ на такую прямую критику я вынужден заявить прямо и однозначно: Мы должны ОПИРАТЬСЯ на советский опыт, а не просто копировать его. История никогда не останавливается. Так или иначе, она продолжает своё развитие вперёд. Так и здесь — опора на старую форму должна быть заполнена НОВЫМ содержанием. Не потому, что старая форма сдачи экзаменов была идеальной, а потому, что новая совершенно никуда не годится.
Почему же билетная система работала и может далее с успехом применяться при условии её реформирования? Во-первых, билеты требовали от учеников РЕАЛЬНОГО и МНОГОСТОРОННЕГО обучения. Да, в них также содержится элемент случайности, который мы нещадно ругали в нынешних тестах. Но, в отличие от советской системы, новая требует лишь крупицу тщательно зазубренных тем, игнорируя всю остальную информацию. И эта плачевная ситуация является главной причиной ненависти к учёбе как со стороны школьников, так и учителей. Частично скопировав западную систему образования, государство оставило старые методы и программы, вызывая этим непримиримое противоречие внутри системы. Не имея возможности полностью отказаться от старой советской системы и полностью принять новую, западную, российский капитал ставит перед собой нерешаемую задачу, тянущую всё образование вниз.
Ещё одним плюсом билетной системы была подготовка будущих специалистов на местах, в регионах. Сейчас вся система полностью заточена на столичные ВУЗы. Каждый школьник мечтает попасть именно в московские или ленинградские университеты, так как только столичные регионы способны дать действительно высококлассное образование. Тут мы видим сразу две проблемы. Во-первых, чрезмерная и искусственно создаваемая централизация не только в отношении образования, но и экономики страны вообще. И нежелание капитала развивать остальные регионы России, не оставляя учащимся другого выбора, кроме как зазубривать экзамены на 100 баллов, лишь бы иметь шанс на достойную жизнь. При этом даже жители крупных и развитых городов всё равно сталкиваются с проблемами трудоустройства и невостребованностью с таким трудом полученных знаний. Что уж говорить о небольших населённых пунктах, из которых бегут, словно от пожара. Ведь в глубинках, на окраинах и даже просто в обделённых «особой любовью» регионах для молодых нет никаких перспектив.
Ну и, наконец, билетная система подготавливала действительно всесторонне развитого и «готового к реальной жизни» человека. Это достигалось не только широким списком теоретических предметов, но и большим количеством практики, позволявшим ученикам закрепить и использовать полученные знания на практике. К тому же в школах преподавался предмет «Логика» обучающий учеников логическому мышлению. Историческая программа строилась на верной классовой теории, показывающей истинные корни тех или иных политических процессов.
2. Кому выгодно нынешнее положение дел.
Но почему же при всех своих очевидных минусах, подобная система всё ещё существует? Корень зла, как и всегда, растёт из экономического базиса. В капиталистическом обществе всё нацелено на получение прибыли. В том числе и образование. Ежегодно государство тратит громадные деньги, которых либо не хватает, либо они просто не доходят, растворяясь в громадной бюрократической машине и негласно поощряемой коррупции.
Но если говорить конкретно об экзаменах, пока что отводя в сторону вопросы уровня квалификации учителей, качество школ в целом и их оборудования и помещений в частности, то на свет вылезает не менее, а то и более наглядный пример.
Наверное, не найдётся сильнее сросшегося с ОГЭ и ЕГЭ слова, как «репетитор». Из-за отсталой программы, низкой квалификации учителей и низкой мотивации ученика ваш ребёнок не может даже надеяться на сдачу экзамена? Не беда! Воспользуйтесь услугами частного репетитора! Или запишитесь на курс 100 балов! Или… Надеюсь, примеров было достаточно.
В чём же суть? В том, что подобная система — это безумно выгодно. Услуги репетиторов отнюдь не дешёвые. И даже они, после громадных финансовых вложений со стороны родителей и даже больших вложений времени, усилий и нервов со стороны ученика не дают никакой гарантии успешной сдачи экзаменов. Так как все вышеперечисленные проблемы после этого никуда не исчезают.
К тому же вкладывать деньги в систему образования чрезвычайно накладно. Все слышали о школьных поборах на «занавески» или учебники. И никто в этот момент не задумывается, что школа является структурой государственного образования и что государство должно спонсировать новые занавески, компьютеры, инвентарь и прочее. Государство обязанно строить новые учебные учреждения и ремонтировать старые. Вот только государство — это инструмент насилия в руках правящего класса. И нынешний правящий класс совершенно не заинтересован в поддержке образования и других «лишних статей расходов».
Но как же решить этот вопрос? Опять же, ответ один. Нужно полностью менять систему образования. И не только систему образования, но и экономическую систему. Так как конкретно в этом вопросе вопросы экономики и экономии на образовании стоят острее всего. Пока экономическая власть будет оставаться в прежних руках, никаких средств на обновление школьных зданий, инвентаря, покупку нового оборудования, улучшение педагогической подготовки и переработку школьной программы не будет. Это просто не выгодно.
3. Страх и Ужас учеников и учителей.
Ранее мы рассуждали о выпускных экзаменах преимущественно с технической и экономической стороны. Но статья была бы не полной, если бы мы не затронули также и психологическую сторону вопроса.
Страх и ужас — вот что чувствует каждый причастный к ЕГЭ и ОГЭ. В особенности, конечно, от этого страдают именно ученики. Со средней школы им вдалбливают, насколько этот экзамен важен. Насколько он решающий в их судьбе. Что от сдачи или не сдачи ОГЭ или ЕГЭ зависит вся жизнь ученика. И это безумно тяготит каждого ребёнка, ставит перед ним слишком большую ответственность. Вся система образования накидывает в этот костёр как можно больше хвороста, не уделяя сколь-либо пристального внимания ни одному экзамену до или после.
И, к огромному сожалению, это становится причиной ужасных трагедий. Каждый, кто имеет доступ к всемирной сети или хорошо общается с людьми вокруг, вовсю наслышан о кружащих вокруг экзаменов панике, о сопровождающих их неприятных инцидентах. Каждый год в СМИ всплывают новости о потерявших сознание или сорвавшихся детях. Но самым страшным становится новости о тех, кто не выдерживает психологического напряжения после неудачной сдачи. И это не редкость или случайность. Чем дольше ты учишься и слушаешь новости, тем со всё большим ужасом осознаёшь для себя, что начинаешь считать «несчастные случаи». Но эта ужасная статистика не приводит ни к каким результатам. Из года в год ничего не меняется. Да и зачем? Система же «работает», не так ли?
Но жертвой этой системы становятся не только ученики. Учителя запуганы в той же степени, если не больше. Именно они несут ответственность за своих учеников, коих они всеми правдами и неправдами тянули 9 или 11 лет. Именно на плечи учителей сваливается вся монструозная бюрократическая работа, не дающая им сил и времени вести информативные и интересные занятия, не дающая проводить действительно интересные уроки, способные увлечь учащихся.
К тому же сейчас профессия педагога совершенно обесценена. Если раньше быть учителем было престижно, и государство хорошо поддерживало учителей, показывая их работу почётной и выплачивая им достойные зарплаты, то теперь большинство уходят в педагогические ВУЗы от беспомощности, так как проходные баллы там зачастую наиболее низкие. Из-за этого сильно страдает как вся образовательная система в целом, так и новое поколение учителей в частности, вынужденное работать за копейки на сложной и неблагодарной должности.
И опять мы приходим к одному и тому же выводу. Именно капиталистическая система в целом и образовательная в частности не даёт учителям наиболее полно и занимательно проводить свои занятия, увлекая детей уже самостоятельно и более глубоко изучать предмет. Система не даёт сформироваться особой связи учителя и ученика, в которой первый даёт максимальный толчок к развитию ребёнка. И та же система не даёт учащимся и шанса заинтересоваться предметом, постоянно заваливая его огромным количеством домашних заданий и лишней пустой информации, которую он не сможет применить как в жизни, так и на том самом экзамене, которым его со всем старанием пугают.
Какой итог?
Именно капиталистическая система препятствует развитию как образования, так и других сфер жизни общества, искусственно выставляя преграды и подчиняя каждый социально-экономический процесс цели получения. И пока средства производства будут находиться в руках меньшинства, всё останется как есть. Не будет никаких серьёзных реформ и улучшений. Ведь практика доказала, что нынешняя система хоть и стонет от боли, но «работает». К тому же менять систему — не выгодно.
Если общество хочет решить проблемы образования, то оно должно неизбежно измениться. Создание нового и лучшего — это неизбежное уничтожение старого и отсталого. Революционные реформы, идущие на благо всего народа, возможны лишь в по-настоящему революционном обществе. Обществе, в котором нет места присвоению труда, ненависти, расизму, национализму и прочим порокам буржуазных отношений.
По материалам vk.com/lksm4855