Крепче за баранку держись, шофёр!

2-3
По данным Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, дефицит водителей категории CE (управление грузовыми автомобилями с прицепом) в России вырос до 25%.
Среди десятого вала дефицита работников на рынке труда особенно выделяется всёвозрастающая нехватка водителей. В стране, где ежегодно выдаётся более миллиона водительских удостоверений и где за баранкой сидит почти половина всего взрослого населения, работать шофёрами находится всё меньше желающих. Мало того, исследования консалтинговой компании «Координационный совет по логистике» (КСЛ) показывают, что большинство компаний ожидает в ближайшем будущем ухудшение этой ситуации.
Согласно опросам, более 50% грузоперевозчиков заявили о значительной нехватке кадров — от операторов-логистов и водителей вплоть до руководителей логистических отделов. Согласно данным Торгово-промышленной палаты, в отдельных компаниях ситуация привела к простоям до 5% автопарков. Из регионов сообщают, что по этой же причине приходится закрывать часть маршрутов.
Отмахнуться от этой проблемы не удастся. Замедление перевозок закупорит всю логистическую систему, которая, по сути, играет роль кровеносной системы экономики.
Не лучше обстоят дела и в пассажирских перевозках. Например, на заседании постоянной комиссии Заксобрания Санкт-Петербурга по транспорту перевозчики сообщили о колоссальной нехватке водителей автобусов. Несмотря на постоянный рост зарплат (согласно официальной статистике, медианная зарплата питерского водителя на сегодня — 110 тыс. руб.), спрос на водителей автобусов в Северной столице вырос за год почти на 40% и составляет, по разным оценкам, от 1 до 4 тысяч вакантных рабочих мест. В небольших городах нехватка водителей общественного транспорта составляет 20—25%.
Но самое непривычное явление — нехватка таксистов. Ведь обычно, особенно в кризисные годы, от желающих подработать в такси не было отбоя. Сегодня же и здесь наблюдается лишь отток кадров.
Причин этого печального положения эксперты находят множество. Если обобщить, то это — с каждым годом усиливающаяся зарегулированность отрасли, оттеснение от работы мигрантов, нежелание приходить в профессию молодёжи. Сегодня, например, дальнобойщики — в основном люди старше 50 лет, несмотря на высокие зарплаты в этой сфере — до 150—250 тысяч рублей, в зависимости от региона. Главными причинами эксперты называют сложные условия работы водителя грузовика и низкий престиж профессии. Мы находимся сейчас в периоде демографического спада. Водители стареют и уходят, а молодёжи мало, она остро нужна буквально во всех отраслях экономики, её надо уметь чем-то привлечь, но чем? Увы, «романтика трудовых будней» нынешних молодых совсем не привлекает. И если старшее поколение не боялось работы в тяжёлых условиях, то сейчас молодые люди за ту же, а иногда и за большую зарплату выбирают более привлекательную для себя, как говорят сами, «непыльную» работу, например менеджера.
Существуют и объективные причины столь печального положения. Например, большая нехватка водителей категории D (управление автобусами большой вместимости) обусловлена и тем фактором, что половина российских автошкол не готовят таких специалистов. Повлияла на ухудшение ситуации и ликвидация Росавтодором профильных подведомственных учебных заведений, осуществлявших подготовку водителей категорий D и СЕ, — федеральных автономных учреждений (ФАУ). Эти центры, некогда созданные на базе ФАУ Росавтодора, сегодня ликвидированы, а их имущество распродано. Вообще к профессиональному техническому образованию, которое раньше функционировало отлично, у работодателей сегодня есть большие претензии. Так, не говоря уже о качестве образования, многие из этих учебных заведений платные и расположены только в крупных городах.
Сегодня специалисты-транспортники лихорадочно ищут выход из непростой ситуации. Предлагается снова активно привлекать в эту сферу мигрантов, пытаться уговорить выйти на работу пенсионеров и женщин (к сведению: из 56 миллионов владельцев водительских прав около 22,4 млн — женщины). Большие надежды возлагаются на беспилотный транспорт, который, по прогнозам вице-президента «Национального автомобильного союза» Яна Хайцеэра, данным им на посвящённой транспортным проблемам пресс-конференции, к 2030—2035 годам будет составлять уже 30%.
Мария ПАНОВА.
ПРАВДА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *