Кривая дорога «Ярославского АТП»

В минувший четверг думский комитет по транспорту и дорожному хозяйству рассмотрел итоги работы государственного «Ярославского автотранспортного предприятия» за прошлый год. Ещё при Ястребове областные власти решили объединить семь самостоятельных подразделений в единую структуру, которая заработала с 1 января 2016-го. Идея с самого начала вызывала много критики со стороны экспертов и работников АТП. Против объединения были и депутаты фракции КПРФ. Однако чиновники всё равно поступили по-своему. Сегодня большинство из них уже не работают в исполнительной власти, но последствия их безответственного решения до сих пор аукаются тысячам людей.

За два с лишним года работы «Ярославское АТП» не только не избавилось от имеющихся проблем, но и заработало новые. Во-первых, износ подвижного состава достиг критической цифры – 85%. До реформы транспортные предприятия области ежегодно покупали новые автобусы. Причём за счёт собственных средств. Сегодня это непозволительная роскошь – нет денег. Если в 2014-2015 годах семь самостоятельных государственных АТП приобрели 55 автобусов, то в 2016-2017 годах парк объединённого предприятия пополнился только на 10 единиц. Показательные цифры, не правда ли?

Во-вторых, на предприятии резко возросла текучесть кадров. В своё время чиновники, во главе с тогдашним председателем регионального правительства Князьковым, уверяли, что «оптимизация» коснётся только административного аппарата (что якобы позволит сэкономить приличные деньги). На деле количество управленцев почти не изменилось. Зато производственный персонал, напротив, существенно сократился. За два года – на 50 человек (только по официальным данным). Уходят водители, кондукторы, механики — те, от кого в первую очередь зависит стабильная работа «пассажирки».

В-третьих, на предприятии остаются крайне низкие зарплаты. В среднем менее 23 300 рублей, что существенно ниже областного уровня. Но руководство «Ярославского АТП» будто не замечает всего этого и «рисует» вполне оптимистичную картину.

Впрочем, даже официальные цифры бодрого доклада генерального директора Олега Бирюкова вызывали вопросы и давали повод для критической оценки экономического положения.

— Работники «Ярославского АТП» неоднократно обращались в нашу фракцию. Они жаловались на снижение уровня заработной платы и неудовлетворительные условия труда. Людей без согласия переводили на городские маршруты с худшими условиями работы. Водителям и кондукторам не оплачивали полное рабочее время по путевому листу. А труд в выходной день осуществлялся без положенной по закону двойной оплаты. При этом, судя по указанным цифрам, в 20162017 годах выручка предприятия увеличилась на 9%, а зарплата поднялась только на 4%. И это – при сокращении численности работников. С чем связан такой разрыв? Почему зарплата в два с лишним раза отстаёт от роста выручки? – поинтересовался заместитель председателя фракции КПРФ Эльхан Мардалиев.

Ответ генерального директора поразил своей лаконичностью. Он отметил, что предприятие находится на хозрасчёте и если он увеличит зарплату – не будет денег на топливо и запчасти. Но почему же раньше их хватало даже на новые автобусы? Да и людей работало больше, чем сейчас. Напомним, что заявленной целью реформы было повышение эффективности работы и улучшение финансово-экономических показателей АТП. Где же это улучшение? На вопрос депутата коммуниста о том, каков же выход из ситуации, Бирюков невозмутимо ответил, что пред приятие работает стабильно, а по зарплате отстают лишь два филиала из семи. Правда, директор не договаривает, что некоторые филиалы, ранее работавшие с прибылью, сегодня терпят убытки. Яркий пример – Рыбинское АТП. До реформы оно считалось одним из лучших, а в 2017 году «ушло в минус». Люди считают, что виной всему – неудачная кадровая политика. В частности, смена руководства филиала. Да и самому Бирюкову многие бывшие да и действующие работники дают исключительно нелестные отзывы и во многом связывают беды «Ярославского АТП» именно с его управлением. К сожалению, на этом проблемы не заканчиваются. В довершение ко всему, предприятие включено в план приватизации и может попасть в частные руки, что наверняка скажется не только на условиях труда сотрудников, но и на ценах за проезд для всех жителей области. Эльхан Мардалиев призвал не допустить новых критических ошибок и исправить старые:

— Любая область должна иметь социальные обязательства, в том числе по перевозке населения. Информация о том, что АТП готовится к акционированию – очень тревожная, потому что, как правило, за акционированием следует продажа в частные руки. А это уже совсем другая история. Не все маршруты являются прибыльными, но могут быть востребованы людьми. Поэтому их должно обслуживать государство. Сотрудники тоже не должны страдать. Зарплата 23 тысячи – совершенно не те деньги для условий труда, в которых находятся водители. Хотелось бы, чтобы профильный департамент и само предприятие нашли возможность для увеличения зарплаты.

По итогам обсуждения комитет рекомендовал правительству в случае приватизации предприятия сохранить 100% его акций в собственности Ярославской области и провести организационно-штатную работу в целях улучшения финансово-хозяйственной деятельности АТП.

Иван ДЕНИСОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *