Обычно, когда у нас говорится о «брошенных», чаще всего имеют в виду брошенных при живых родителях детях, однако мы стоим перед лицом не меньшей проблемы — одиноких, при живых-здоровых взрослых детях, стариков.
КАРАНТИН оказался нелёгким испытанием в жизни многих семей. Во всём мире увеличилось число разводов, семьи стали гораздо чаще сотрясать скандалы, у людей случаются нервные срывы. Но, пожалуй, самые тяжёлые, хоть и тихие драмы постигли старшее поколение. И имя ему — звенящее одиночество. Хотя, как ни странно, на первый взгляд может показаться, что эти люди формально не одиноки, ведь у них есть взрослые дети, а порой и внуки.
Задумалась я над этим, когда моя соседка слегла с гипертоническим кризом и, смущаясь, попросила купить ей продуктов. Я попыталась скрыть своё изумление, но у Нины (назовём её так) полились ручьём по щекам слёзы. Дело в том, что все соседи до сих пор считали, что у Нины всегда были просто образцовые отношения с дочерью. Вырастила она её одна. На своей личной жизни сразу после рождения дочки поставила жирный крест. Все силы и помыслы женщины были лишь о том, как, по её словам, «поставить дочку на рельсы».
Девочка, казалось, отвечала взаимностью, была послушная, вежливая, отлично училась. Когда у ребёнка обнаружили одну из форм внелёгочного туберкулёза, мама дневала и ночевала в больнице. Перед поступлением в институт нанимала ей дорогих репетиторов. Потом каким-то образом купила дочке однокомнатную квартиру. Короче говоря, обычная история. Со стороны всё казалось замечательно. И вот Нина стоит с мокрым от слёз обиженным лицом и говорит ужасное: «Ей психолог сказала, что я для неё токсичная и не надо со мной общаться… Уже четыре месяца она даже не отвечает на звонки…»
Может показаться, что это трагедия одной женщины. Как говорится, ничего не поделаешь, не повезло. Однако всё не так просто. В стране за последние три десятка лет кардинально поменялось отношение к старшему поколению. Вспомним древнее: «почитай отца своего и мать свою». Вспомним отношение советского общества к детям, бросившим своих родителей. Сегодня читаем текст блогера по имени Олег, под которым стоят десятки «лайков»: «Когда родителей и послать не стыдно. Да, бывают такие моменты, что родителям своим не просто можно, а нужно отвечать в такой жёсткой манере, что они хватаются сначала за голову, потом за сердце и начинают голосить о неблагодарных потомках и о том, что они тебя, всем жертвуя, вырастили, он со всем сердцем, а ты в ответ — чёрную неблагодарность. Выражаясь просто, без обиняков, иногда послать родителей куда подальше — необходимо. Иначе твоей собственной жизни придут кранты».
Думаете, это единственный такой отморозок? Ошибаетесь. Подобными текстами пестрит интернет. И не только. В стране существует разветвлённая сеть психологических консультаций. Главными клиентами платных психологов, конечно, является именно молодёжь. Молодые люди идут туда со своими проблемами, в том числе и с жалобами на отношения с родными. Главный девиз сегодняшних психологических советов: «Избавься от токсичных родственников».
Сегодня, по официальным данным Росстата, почти четверть стариков в России живут в одиночестве. Это люди, у которых нет близких. К сожалению, сегодня всё чаще одинокими себя называют и те, кто их имеет. Так, 60% подопечных Департамента социальной защиты — это старики, имеющие детей или близких родственников, которые отказались за ними ухаживать. Конечно, на первый взгляд, такое положение дел можно списать на материальные трудности. Однако преодолевшим послевоенные годы, ютившимся большими семьями в коммуналках, выжившим в 1990-е трудно поверить, что сегодня существуют какие-то столь непереносимые тяготы, чтобы бросить своих родителей. Ни болезнь, ни бедность, ни даже плохой характер родителей никогда раньше в России не считались достаточным оправданием для этого. А ведь зачастую современные родители даже и материальной помощи не просят. Просто немного внимания и заботы.
МНОГИЕ из старшего поколения, искренне отдавшие всю свою жизнь детям, становятся в тупик, когда их выросшие чада откровенно раздражаются в ответ на их беспокойство и заботу. Одна из женщин, с которой я разговаривала на эту тему, поведала мне, что дочь ей прямо говорит, что она её «достала» и «бесит», а когда мама позвонила с тем, что ей плохо, дочь ответила, что в следующий раз пусть сразу вызывает «скорую», а не отрывает её от работы.
Интернет просто переполнен подобными советами «психологов»: «5 причин, по которым Вам можно не общаться с родителями», «10 правил общения с токсичной матерью» и даже «Нужно выработать в себе отношение к маме, как к посторонней тётке». И вполне логично появление уже следующих многочисленных текстов: «Можно ли сдать маму в дом престарелых без её согласия?», «Делимся опытом. Как я устроила маму в пансионат для престарелых», «Куда пристроить пожилую маму?» и т.д. Ну то есть то, о чём раньше считалось постыдным даже подумать, а не то что принародно говорить, теперь спокойно обсуждается и воспринимается окружающими с пониманием.
От старых родителей, оказывается, можно избавиться столь же легко, как от надоевшей собаки при переезде с дачи в квартиру. «Наша бабушка недавно лежала в больнице, — рассказывает молодая москвичка. — К ним в палату привезли старушку с переломом шейки бедра. Дети уговорили свою старенькую мать продать квартиру и разделить вырученные деньги между ними, обещали, что их мама не будет знать проблем и будет жить с ними. Первое время, пока имелись деньги, всё было хорошо. Потом она начала им надоедать, и они отвезли её жить на дачу, где нет никаких коммуникаций, сотовой связи, только печка. Отвезли и забыли. Старушка сломала шейку бедра и не могла даже ни до кого дозвониться. Связи-то там нет. Хорошо, приехала соседка по даче и зашла к ней. Привезли бабушку в больницу. Стали звонить детям и внукам. На первый звонок один из детей (а их у неё трое и ещё человек 6 внуков взрослых) ответил, ему объяснили ситуацию и попросили кого-нибудь из родственников подъехать. После этого телефоны всех детей и внуков оказались отключёнными. К бабушке так никто и не приехал. Когда выписывали нашу бабушку, то эту старушку оформляли в дом престарелых».
Напомним, что сегодня в России, согласно данным социальных служб, 250 тыс. мест в домах престарелых и инвалидов и ещё своей очереди в них дожидаются почти 18 тыс. человек. Эксперты говорят о том, что проблема нехватки мест будет только нарастать.
А ведь это можно было предотвратить, если бы государство взяло на себя воспитание подрастающего поколения в духе уважения к старшим, если бы сегодняшний гигантский аппарат пропаганды осуществлял миссию возрождения в обществе неприятия тех случаев, когда старики остаются брошенными. Однако создаётся впечатление, что нынешней власти даже выгодно пренебрежительное отношение молодёжи к старшему поколению. Можно увидеть: исподволь обществу навязывается мысль, что старики — это нахлебники и балласт, который мешает идти «в светлое будущее материального достатка».
Казалось бы, при чём тут пандемия? К сожалению, именно в этот нелёгкий для всех период межпоколенческие отношения обострились. Карантинные меры для людей 65+ оказались гораздо жёстче и длительнее, чем для всех других. Наши пенсионеры стойко держатся, не жалуются, но молодёжь даже «в голову не берёт», как трудно немолодым людям подолгу не выходить на свежий воздух, ограничивать себя в общении, дышать через маску. Наоборот, слышатся многочисленные жалобы со стороны молодых на карантинные ограничения, ведь «умирают старики и больные, это их проблемы, а мы хотим жить как раньше». Сплошь и рядом на замечание о том, что молодой человек без маски может быть бессимптомным носителем вируса и заразить пожилых, для многих из которых это кончится весьма плохо, можно услышать: «им надо — пусть и носят», «боятся — пусть сами меня обходят».
Такое возможно только в обществе, где уничтожены последние признаки уважения к старшему поколению.
Мария ПАНОВА.