В администрации президента РФ в настоящее время рассматриваются три варианта индексации пенсий работающим пенсионерам. Об этом «МК» сообщили источники, близкие к процессу рассмотрения соответствующих документов.
Вот уже более полутора месяцев длится «мхатовская пауза», которую держат власти, упорно не оглашая никаких подробностей давно обещанной индексации пенсий работающим пенсионерам.
«МК» по своим источникам удалось выяснить, что в настоящее время во властных коридорах обсуждается три базовых варианта индексации пенсий работающим пенсионерам.
Вариант №1. Индексировать страховые пенсии работающим пенсионерам на общих основаниях с 2022 года. На такой вариант косвенно намекала глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, высказавшаяся недавно в том смысле, что индексацию логично начинать с нового трехлетнего бюджетного цикла, чтобы там в плановом порядке предусмотреть необходимые на индексацию средства. Новый трехлетний цикл начинается аккурат со следующего года. Казалось бы, все логично. Однако возникает вопрос: а как быть с индексацией пенсий работающим пенсионерам за период с 2016 по 2021 годы включительно, когда она была приостановлена? По информации наших источников, ответ на этот вопрос таков: с каждым пенсионером расчет «задним числом» будет проводиться индивидуально, когда тот будет увольняться с работы. Такой сценарий якобы устраивает и Минфин, чей руководитель Антон Силуанов до недавнего времени был самым решительным противников индексации для работающих пожилых. Дело в том, что годовые затраты на его реализацию будут относительно небольшие — не выше 100 млрд рублей – что вполне приемлемо даже для дефицитного российского бюджета.
Вариант №2. В полном объеме и быстро будут проиндексированы страховые пенсии только определенным категориям пенсионеров — инвалидам, лицам с низкой заработной платой или минимальной пенсией. А все остальные пенсионеры – опять же будут получать индексацию в индивидуальном порядке при увольнении с работы. Это еще более экономный с точки зрения затрат бюджета вариант, но он чреват конфликтами и коррупционными схемами. Ведь правительству потребуется принять некие правила и нормы, чтобы определять, кто из пожилых людей должен быть «первым в очереди», а кто может и подождать.
Вариант №3. Проиндексировать пенсии всем работающим пенсионерам в полном объеме, в том числе и за прошедшие 5 лет «моратория». Однако сами выплаты, которые при таком варианте, по разным оценкам, могут составить 1-2 трлн рублей (а это уже серьезная нагрузка для дефицитного бюджета!) осуществлять не единовременно, а поэтапно, растянув их, скажем, на три года. Те, кто отстаивает этот подход, по данным наших источников, считают, что он не создаст социальной напряженности в обществе, поскольку все работающие пенсионеры будут поставлены примерно в равные условия. Ну а Минфин получит рассрочку платежей, в результате которой нагрузка на бюджет увеличится не столь критично.
Разумеется, ключевой момент для тех, кто принимает решение о выборе варианта индексации – цена вопроса. Цифры тут очень сильно расходятся. К примеру, официально в России насчитывается примерно 7,4 млн работающих пенсионеров. Однако в 2015 году, до того как отменили индексацию, их насчитывалось в два раза больше. Есть подозрение, что несколько миллионов пожилых трудящихся просто-напросто ушли «в тень», дабы не лишаться права на индексацию. И теперь, при ее возврате, снова «оживут» и предъявят свои права на выплаты. В общем, по разным оценкам, индексация потребует от 65 до 500 млрд в год дополнительных бюджетных трат.
Какой же из трех вариантов более приемлем с финансовой, социальной и политической точки зрения, «МК» спросил у экспертов.
Александр САФОНОВ, профессор Финансового университета при правительстве РФ:
«Первый вариант представляется мне наиболее адекватным. На месте властей я бы пошел именно по этому пути: с 2022 года, под новый бюджетный цикл, начать индексировать страховые пенсии работающим пенсионерам на общих основаниях. По моим прикидкам, на эти цели потребуется порядка 66-67 млрд рублей дополнительных бюджетных расходов в год. Что касается второго варианта, то он, конечно, самый экономный, но с политической точки зрения абсолютно нереальный. В сентябре у нас парламентские выборы, и властям вряд ли нужно создавать здесь политическую коллизию, почву для недовольства: почему кому-то (например, инвалидам) пенсии проиндексируют, а кому-то – нет? Тут дело не в сложностях расчета, хотя этот момент тоже присутствует. А вообще, вся история с индексацией пенсий работающим пенсионерам напоминает какую-то конспирологическую игру. Поскольку грядет послание президента Федеральному собранию, никто из официальных лиц не будет сейчас озвучивать какую-то конкретику до того. как это сделает глава государства».
Петр ПУШКАРЕВ, шеф-аналитик «ТелеТрейд»:
«Правительство почти наверняка остановится на самом выгодном для бюджета, но не для пенсионеров варианте: вернуть сам механизм индексации, но с тем расчетом, что высчитывать прибавки начнут от текущего уровня пенсий, который не индексировался с 2015 года. А в результате всего лишь перестанет увеличиваться несправедливая и пятый год расширяющаяся «вилка» между пенсиями работающих и неработающих пенсионеров. Будем надеяться, что эта разница хотя бы не станет еще больше: индексация для неработающих пенсионеров в среднем стремится к тысяче рублей в год, а пенсионерам, которые продолжают работать, перепадали в среднем за год лишь около 150 рублей за счет новых страховых отчислений работодателей в Пенсионный фонд. В общем, на такое «экономное» решение бюджету потребуется порядка 100 млрд рублей в год. При том, что если бы правительство решилось компенсировать все сразу всем работающим пенсионерам за прошедшие 5 лет, на эти цели потребовалось бы свыше 1 трлн рублей».
Наталья ИВАНОВА-ШВЕЦ, доцент кафедры «Развитие человеческого капитала» РЭУ им. Плеханова:
«Есть и четвертый вариант решения президентской задачи. Сразу проиндексировать пенсии и полностью рассчитаться с долгами перед всеми работающими пенсионерами за пять прошедших лет. Для пожилых людей, как правило, располагающих не самыми большими доходами, такой расклад самый выгодный. Они получат на руки все, что им причитается. Тогда как при любой «рассрочке» твердых гарантий нет. Например, в случае внезапной смерти работающего пенсионера, допустим, от COVID-19, никаких компенсаций и индексаций задним числом не предусмотрено, как и выплат наследникам. Все обязательства обнуляются. Однако при этом четвертом варианте потребуется изыскать очень значительную сумму. У Пенсионного фонда РФ таких денег точно нет. Следовательно, неизбежны многомиллиардные и даже триллионные трансферты из федерального бюджета. Минфин, конечно, не будет от этого в восторге и, под предлогом не допустить чрезмерного роста госрасходов, попытается торпедировать подобный вариант».