На днях стало известно, что Пенсионный фонд России (ПФР) перечислил родственникам умерших пенсионеров 377,035 млн рублей. Так, как будто те были ещё живы на момент выплат (1 января 2020 года).
Такие данные опубликовала Счётная палата РФ (СП) по результатам контрольного мероприятия «Проверка деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации по организации индивидуального (персонифицированного) учёта, расходованию средств на его функционирование, а также по соблюдению прав застрахованных лиц в 2017—2018 годах и истекшем периоде 2019 года». Особенно показательными итоги аудита становятся в свете навязанной стране пенсионной реформы, которая должна якобы решить проблему нехватки средств для выплаты пенсионерам.
Заметьте, что названная впечатляющая цифра — 377,035 млн рублей — лишь вершина айсберга, так как она относится к двум территориальным органам ПФР из восьмидесяти шести (подробная проверка проведена в территориальных управлениях ПФР по городу Москве и Московской области и по Саратовской области). Так что общие выплаты «мёртвым душам» на 1 января 2020 года могут составить миллиарды рублей.
Кстати, во взаимоотношениях со страхователями, застрахованными лицами и пенсионерами территориальные управления Пенсионного фонда РФ являются отдельными юридическими лицами. То есть каждое такое территориальное управление можно рассматривать как некую независимую госкорпорацию (вам это ни о чём не говорит?).
Для понимания масштабов «бедствия» (условно так пока назовём результаты деятельности системы ПФР, хотя не настаиваем на данном определении, так как можем и ошибаться) приведём несколько цифр, характеризующих размеры системы. По данным СП, на персонифицированном учёте ПФР зарегистрировано почти 156 млн человек (с учётом иностранных граждан, работающих в России), из которых 37,2 млн (23,9%) — пенсионеры по старости, 30,6 млн (19,6%) — несовершеннолетние дети. Согласно данным годового отчёта ПФР за 2018 год (других, более свежих цифр нет), доходы бюджета ПФР в 2018 году составили 8,27 трлн рублей. При этом 2,5 тыс. подразделений и более 100 тыс. специалистов ПФР обеспечивают работу пенсионной системы страны на федеральном и региональном уровнях.
И совершенно очевидно, что досконально проверить работу этой огромной глыбы (кто-то скажет — невероятного спрута) небольшими силами СП невозможно. Поэтому для аудита и был взят всего лишь один аспект только в двух территориальных подразделениях. И тем не менее даже такой мимолётный взгляд на систему ПФР дал, на удивление, выразительный результат.
Так, проверка показала, что основной проблемой учёта является открытие на одного и того же человека двух и более счетов, а также присвоение одного СНИЛСа нескольким гражданам. Доплаты со дня назначения пенсий в 53,3% случаев не осуществлялись, что привело к нарушению пенсионных прав граждан. И это при том, что из-за несвоевременного поступления сведений о смерти и снятия средств с банковского счёта родственниками умершего пенсионера, переплаты пенсий только в двух территориальных органах ПФР составили, как уже было сказано выше, более 377 млн рублей.
Ну то есть СП прямо не утверждает, что сотрудники ПФР занимаются бизнесом на «мёртвых душах» а-ля Чичиков. Ведь это надо ещё доказать. Тем не менее из проверенного небольшого массива назначенных пенсий для 1061 гражданина нарушения пенсионных прав выявлены в 171 случае, то есть 16,1%. Выплаты недополученных пенсий составили около 3 млн рублей. Если эти цифры экстраполировать на вышеназванное число пенсионеров, то… то выйдет, что миллионы наших сограждан ПФР «нагревает» на десятки и сотни миллиардов рублей. Если это не госкорпоративный бизнес, то тогда что? Недостатки в работе? Халатность? Тогда почему эта халатность столь странно избирательна?
Ещё одна интересная тема, которой коснулись аудиторы, — это правильность определения сумм страховых пенсий после массовых перерасчётов. Речь идёт о разного рода индексациях и компенсациях пенсионерам, о чём так много любит рассказывать наша верховная власть. Аудит показал, что в проверенных территориальных органах ПФР перерасчёт не всегда осуществлялся правильно. Так, в Саратовской области работающему пенсионеру (СНИЛС 055‑637) корректировка страховой пенсии исходя из суммы взносов, учтённых на индивидуальном лицевом счёте за 2015—2018 годы, ни разу (!) в течение 4 лет не производилась. По расчётам, произведённым в ходе проверки, размер его пенсии с учётом поступивших за него страховых взносов с 1 августа 2019 года вместо 13340,82 рубля должен составлять 15982,09 рубля. Кроме того, данному пенсионеру, неработающему в ноябре — декабре 2017 года, страховая пенсия выплачивалась без индексации фиксированной выплаты, что является нарушением части 3 статьи 26.1 Федерального закона №400‑ФЗ. Сумма недоплаты составила 2677,28 рубля.
Ещё одному пенсионеру (СНИЛС 028‑381) пенсия с 1 августа 2018 года была уменьшена на 1254,79 рубля, а другому пенсионеру (СНИЛС 012‑566) — на 1486,38 рубля. В ходе аудита ошибки устранены, пенсионерам рассчитаны доплаты в размере 23862,63 рубля и 27515,55 рубля соответственно. Данная ситуация привела к нарушению отделением ПФР по г. Москве и Московской области части 2 статьи 26 Федерального закона №400‑ФЗ.
Пенсионеру (СНИЛС 005‑478) не были проведены индексация страховой пенсии и перерасчёт с 1 августа 2018 года. Пенсия приведена в соответствие с законодательством только 24 января 2020 года (в ходе финансового аудита), её размер увеличился с 12544,38 рубля до 15347,83 рубля, рассчитана доплата — 9897,28 рубля. Аналогичная ситуация выявлена ещё у шести застрахованных лиц. Доплаты составили 17634,15 рубля.
В части формирования накопительной пенсии аудиторы выявили десятки и сотни ошибок и нарушений. Здесь нагородили столько изменений и поправок в законодательство, что не всякий юрист разберётся с первого раза в сути той или иной коллизии. И в данном случае речь может идти о сотнях тысяч рублей, недополученных отдельным гражданином в качестве дохода. Помножьте на миллионы таких граждан — и вы получите ещё одно «бедствие», то бишь результат деятельности ПФР.
Наиболее обобщённо вывод аудиторов СП содержится в пункте 10.9 их отчёта: «Аудит показал, что деятельность ПФР и его территориальных органов в части пенсионного обеспечения граждан организована не на должном уровне». Сказано очень мягко, но предельно конкретно. Интересен также вывод из пунктов 10.9.3: «Выявлены факты незаконного уменьшения размеров пенсий в результате корректировки по данным персонифицированного учёта» и 10.9.5: «Пенсионные права граждан нарушались не только при проведении перерасчётов в автоматизированном режиме, но и при назначении пенсий».
И у всякого, кто внимательно ознакомится с отчётом аудиторов СП, возникнет закономерный вопрос: а может, бессмысленно было проводить пенсионную реформу? Может, даже такое жёсткое закручивание гаек — увеличение пенсионного возраста — ничего и не даст? Может, как говорил Жванецкий, «что-то в консерватории подправить?» То бишь в ПФР? И почему ещё до всяких разговоров о пенсионной реформе сразу не провели аудит?
К сожалению, ответ на подобные вопросы очень простой: пенсионная система не нефть и не газ. Поэтому ею наши высокие власти занимаются по остаточному принципу. И пока всё окончательно не развалится, вряд ли что-то кардинально изменится к лучшему. Даже после таких зубодробительных проверок.
Александр Дьяченко
Правда