То, какими законодательными новшествами одарила в минувшую парламентскую сессию «медвежья» власть народ российский, хорошо известно. Эти правовые продукты широко разрекламированы прорежимными СМИ в выгодной для их хозяев интерпретации. Но не всё то золото, что блестит. Конституционная реформа на поверку оказалась лишь примитивным манёвром для продления политического долголетия действующего главы государства. Покупка правительством у Центробанка контрольного пакета Сбербанка, поданная как необходимое условие для реализации Послания президента, камуфлирует аферу, навевающую подозрения в казнокрадстве. Закон о едином федеральном информационном регистре, который, дескать, позволит быстро оказывать россиянам адресную материальную и социальную поддержку, в народе метко окрестили «электронным концлагерем». Депутаты-коммунисты не поддержали эти двойственные законы. Вместе с тем фракция КПРФ продолжила работу по претворению в жизнь своей программы экономического и духовного возрождения России.
Национализация как инструмент экономического оздоровления
Фракцией КПРФ в Государственной думе подготовлено уже шесть вариантов закона о национализации, которая является признанным во всём мире инструментом экономического оздоровления. А в том, что экономика России тяжело больна, сомнений нет. За почти 30 лет господства частной собственности на средства производства Россия по темпам экономического роста так и не вышла на уровень 1990 года, сумев достичь только 78 процентов. Советский Союз занимал в мировой экономике 22 процента, капиталистическая Россия — лишь 1,9 процента! В 2000 году было 150 тысяч государственных предприятий, сейчас — всего-навсего 110.
Согласно законопроекту коммунистов, решение о проведении национализации имущества должно приниматься правительством РФ или органами власти субъектов Федерации в случае: угрозы массового сокращения работников градообразующей или социально значимой организации; фактического прекращения функционирования стратегического предприятия; объявления имущества общенациональным достоянием; монопольного или доминирующего положения предприятия; приобретения иностранным капиталом контрольных пакетов акций акционерных обществ, создаваемых на базе государственных предприятий-монополистов; если приватизация предприятия была осуществлена с нарушением действующего законодательства или по заведомо заниженным ценам и др. (см. табл. 1).
Законопроект отклонён (не набран кворум) 6 февраля 2020 года с результатом: Таблица 1
Фракция За Против Воздержались Не голосовали
ЕР 0 1 0 339
КПРФ 42 0 0 1
ЛДПР 35 0 0 5
СР 19 0 0 3
Независимые 0 0 0 2
ИТОГО: 96 1 0 350
Богатые должны платить больше
Законопроект о введении плоской шкалы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию был определён фракцией КПРФ как приоритетный. Это одна из мер по перераспределению доходов и выравниванию доходов социальных слоёв населения. Сейчас применяется регрессивная шкала страховых взносов, при которой наиболее обеспеченные платят в процентном отношении от зарплаты меньше, чем бедные. На 2020 год установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов в 1 миллион 270 тысяч рублей. Если годовой доход человека меньше этой суммы, то взносы исчисляются по ставке 22 процента, за пределами этой суммы ставка снижается до 10 процентов.
Законопроект, внесённый депутатами-коммунистами, предлагал установить единый страховой тариф — 22 процента на всю величину доходов участников пенсионного страхования. Это позволило бы привлечь в Пенсионный фонд в 2020 году дополнительно около 370 миллиардов рублей, направив их на увеличение пенсионных начислений или, например, на поддержку «детей войны».
Заблокировав законопроект о плоской шкале страховых взносов, «единороссы» снова доказали приверженность курсу, ведущему к усугублению социального неравенства (см. табл. 2).
Законопроект отклонён (не набран кворум) 23 января 2020 года с результатом: Таблица 2
Фракция За Против Воздержались Не голосовали
ЕР 0 3 1 337
КПРФ 39 0 0 3
ЛДПР 32 0 0 8
СР 19 0 0 3
Независимые 0 0 0 2
ИТОГО: 90 3 1 353
Битва за «детей войны» продолжается
Восьмой раз коммунисты во главе с Г.А. Зюгановым вынесли на рассмотрение депутатского корпуса законопроект о «детях войны», надеясь, что в год 75-летия Победы парламентское большинство постыдится отказать самой обездоленной части населения в помощи. Но нет, не дрогнула властная рука, начертавшая короткое «отклонить».
Коммунисты своим законопроектом предлагали освободить «детей войны», к которым, согласно документу, должны быть причислены все граждане, родившиеся в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945-го, от уплаты взносов на капремонт, обеспечить их бесплатной медицинской помощью в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения с предоставлением всего комплекса медицинских услуг, гарантировать им преимущественное право при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения, при получении земельных участков для строительства жилья, а также обеспечить внеочередное обслуживание отделениями социальной помощи на дому и приём в дома-интернаты для престарелых и инвалидов.
Законопроект КПРФ шёл в связке с другим альтернативным законопроектом, предложенным парламентской оппозицией. Однако обе инициативы были отклонены (см. табл. 3).
Законопроект отклонён (не набран кворум) 21 января 2020 года с результатом: Таблица 3
Фракция За Против Воздержались Не голосовали
ЕР 0 0 0 341
КПРФ 43 0 0 0
ЛДПР 39 0 0 1
СР 21 0 0 2
Независимые 0 0 0 2
ИТОГО: 103 0 0 346
Мораторий на повышение пенсионного возраста
Ещё в мае 2018-го, когда над пенсионной системой России только нависла угроза, депутаты из фракции КПРФ внесли законопроект о моратории на повышение пенсионного возраста до 1 января 2030 года. К ним присоединились и эсеры. Но «Единая Россия», продержав законопроект под сукном почти два года, в итоге его отклонила.
Возврат к прежним нормам пенсионного возраста: 60 лет — для мужчин и 55 лет — для женщин — был предложен фракцией КПРФ в качестве поправки ко второму чтению законопроекта о конституционной реформе. Это одна из 15 базовых поправок КПРФ. Однако при обсуждении во втором чтении конституционной реформы депутаты даже не имели возможности вынести поправки на отдельное голосование: парламентское большинство под предлогом пандемии свело до минимума обсуждение важнейших инициатив депутатов (см. табл. 4).
Законопроект о моратории на повышение пенсионного возраста отклонён (не набран кворум) 11 февраля 2020 года с результатом:
Фракция За Против Воздержались Не голосовали
ЕР 0 0 0 339
КПРФ 43 0 0 0
ЛДПР 34 0 0 6
СР 20 0 0 2
Независимые 1 0 0 1
ИТОГО: 98 0 0 348
С заботой о людях в погонах
Заботой о военных пенсионерах был продиктован законопроект коммунистов, предусматривающий ускорение темпов поэтапного увеличения размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий военнослужащих. Он был внесён в Госдуму 8 ноября 2018 года.
В 2012 году для экономии государственных средств был введён понижающий коэффициент 0,54 на размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий служивых. При этом власти предусмотрели ежегодное повышение денежного довольствия военнослужащих с учётом уровня инфляции на
2 процента и выше, пока эта расчётная сумма не будет доведена до 100 процентов. Однако действие нормы о 2-процентном превышении уровня инфляции при увеличении денежного довольствия из года в год приостанавливалось. Таким образом, уровень пенсионного обеспечения и реальная покупательная способность военных пенсионеров снизились за эти годы более чем на 5—6 процентов.
Чтобы наверстать упущенное, депутаты-коммунисты предложили с 1 января 2019 года учитывать при исчислении военных пенсий денежное довольствие в размере 77 процентов и с 2020 года размер денежного довольствия увеличивать на 5 процентов ежегодно до достижения 100 процентов (см. табл. 5).
Законопроект отклонён (не набран кворум) 12 февраля 2020 года с результатом: Таблица 5
Фракция За Против Воздержались Не голосовали
ЕР 0 1 0 337
КПРФ 42 0 0 1
ЛДПР 35 0 0 5
СР 20 0 0 2
Независимые 1 0 0 1
ИТОГО: 98 1 0 346
Увеличить налоговый вычет за платное обучение в вузах
Другой законопроект, инициированный депутатами-коммунистами, предполагал увеличение налогового вычета для родителей, чьи дети платно учатся в вузах на очной форме обучения. Размер налоговой базы, с которой можно получить налоговый вычет за обучение, остаётся неизменным уже 13 лет и составляет 50 тысяч рублей в год. Это значит, что родитель-налогоплательщик имеет право на возврат из федерального бюджета в качестве социального налогового вычета не более 6 500 рублей с налога на доходы физических лиц, что крайне недостаточно, учитывая стоимость обучения, которая достигает в столичных вузах нескольких сотен тысяч рублей. Авторы законопроекта предложили увеличить налоговую базу с 1 января 2021 года до 80 тысяч рублей на каждого родителя, а с 1 января 2022 года — до 100 тысяч рублей, что удвоит размер налогового вычета.
С концептуально аналогичным законопроектом выступили и либерал-демократы. В рейтинговом голосовании законопроект коммунистов набрал большее количество голосов, но в итоге и он парламентским большинством был отклонён (см. табл. 6).
Законопроект отклонён (не набран кворум) 11 марта 2020 года с результатом: Таблица 6
Фракция За Против Воздержались Не голосовали
ЕР 0 0 0 338
КПРФ 41 0 0 2
ЛДПР 36 0 0 4
СР 19 0 0 3
Независимые 0 0 0 2
ИТОГО: 96 0 0 349
Вступились за честь народа
Принятый год назад при одобрении парламентского большинства закон об ответственности за оскорбление власти не только оградил должностных лиц от хлёстких острот граждан, но и в какой-то мере защитил их вообще от любой критики. Зато те, кто занимает высокие посты или облечён депутатским мандатом, позволяют без преувеличения глумиться над народом. Зеркальный ответ им попытались дать на законодательном уровне депутаты-коммунисты, внеся законопроект об административной ответственности представителей власти за оскорбление народа.
Но федеральный парламент не прислушался к призыву депутатов-коммунистов, настаивавших на внесении поправок в Кодекс об административных правонарушениях для конкретизации санкций за оскорбления, содержащиеся в публичном выступлении. Было предложено за это деяние наказывать граждан штрафом в размере от трёх тысяч до пяти тысяч рублей, должностных лиц, не замещающих должности государственной гражданской (муниципальной) службы, — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; лиц, замещающих должности государственной гражданской (муниципальной) службы, — от 50 до 100 тысяч рублей; юридических лиц — от 100 тысяч до 500 тысяч рублей (см. табл. 7).
Законопроект отклонён (не набран кворум) 11 марта 2020 года с результатом: Таблица 7
Фракция За Против Воздержались Не голосовали
ЕР 0 0 0 338
КПРФ 37 0 0 6
ЛДПР 33 0 0 7
СР 20 0 0 2
Независимые 0 0 0 2
ИТОГО: 90 0 0 355