На минувшей неделе в думском комитете по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству подвели предварительные итоги программы «Безопасные и качественные дороги» на территории Ярославля. Справедливости ради стоит отметить, что городские магистрали действительно стали выглядеть лучше. Во всяком случае, пока. Вместе с тем, при выполнении работ были выявлены многочисленные проблемы, как застарелые, так и новые, появившиеся уже в этом сезоне. Допускать их в будущем году никак нельзя. В противном случае город рискует остаться и без денег, и без дорог.
Проект реализуется в 38 городах страны. Из всех источников Ярославль получил 954 миллиона рублей. Ремонт коснулся 29 улиц города. Объём немалый. Подобного размаха работ не было со времён празднования 1000-летнего юбилея областного центра. Но похоже, что «переварить» его для властей и подрядчиков оказалось весьма проблематично. На момент заседания комитета заказчиком был принят лишь один объект – улица Панина. Ещё 16 дорог были закончены, но ожидали приёмки. Готовность остальных улиц составляла от 50 до 95%. Где-то осталось нанести разметку и выполнить благоустройство, а где-то даже не приступали к укладке верхнего слоя асфальта.
По сравнению с другими городами наш значится в списках отстающих. Для сравнения: Саратов использовал 100% средств, в Рязани освоено 87%, в Махачкале и Казани по 85%, в Барнауле и Тюмени по 80%. Такую информацию в середине прошлой недели озвучил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов (к слову, побывавший в наших краях минувшим летом). В Ярославле, если верить официальной информации мэрии, по состоянию на 9 октября выполнено и предъявлено к оплате 512 миллионов 128 тысяч 764 рубля. Это 54% от общего объёма средств.
Напомним, что по итогам проведения аукциона на право приведения дорог в нормативное состояние власти заключили три основных контракта. Работы в Дзержинском, Ленинском и Кировском районе выполнял подрядчик из Вологды (всего 10 улиц, плюс работы на проезде Подвойского за счёт экономии от торгов). Серьёзных претензий к ним нет.
В Заволжском районе ремонт осуществляли специалисты ООО «Угличское ДСУ» (5 улиц). Сегодня они переделывают часть улицы Маяковского. Но в целом уровень их работы также весьма неплохой.
Больше всего нареканий возникло к ООО «Экоград». Эта московская фирма проводила ремонт в Красноперекопском и Фрунзенском районах города. Объём работ там был самым большим – 12 дорог. Но оказался не по зубам залётным гостям. К началу октября объекты данной фирмы (прежде всего – Юго-западная окружная дорога, улицы Гудованцева, Маланова, Бахвалова, Суздальское шоссе) находились в наименьшей степени готовности. И по большинству из них были замечания. На один из таких проблемных участков обратил внимание председатель фракции КПРФ Александр Воробьев.
— К нам поступают обращения по окружной дороге. Там до сих пор не завершены работы на одном из участков. От пересечения с улицей Гагарина до дома № 31 на крайней правой полосе не уложен верхний слой асфальта. Автомобилисты вынуждены инстинктивно сворачивать влево, из-за чего постоянно возникает угроза создания аварийных ситуаций. Это длится около месяца. Почему на этой дороге не могут завершить работу? – спросил Александр Васильевич.
Директор департамента городского хозяйства Михаил Кузнецов ответил, что нижний слой асфальта на данном участке не прошёл испытания. Подрядчику выданы предписания и он обязан переделать работу. Поэтому с укладкой верхнего слоя до устранения дефектов придётся повременить. Но почему всё это нельзя было исправить в течение целого месяца?
На самом деле ответ прост. У «Экограда» не хватает ни рабочих, ни техники. Значительную часть работ они отдают на субподряд. У фирмы воз никли проблемы даже со строи тельными материалами. Судя по всему, закупленный и широко разрекламированный летом асфальтобетонный завод (АБЗ) толком так и не заработал. И теперь горе-подрядчик вынужден закупать асфальт у вологжан. Ничего не скажешь, удивительная история. Пожалуй, такого ещё не было. Вот уж действительно: не умеешь – не берись! Именно такую оценку работе подрядчика дал сам директор ДГХ.
— Какие выводы сделаны на перспективу 2018 года? И как вы планируете ставить вопросы по конкретным исполнителям? Подрядчики не должны выходить на дороги, если не могут делать их качественно! – продолжил тему Александр Воробьев.
По словам чиновников, рычаги воздействия на бракоделов есть. Во-первых, в случае серьёзных нарушений они могут быть включены в чёрные списки недобросовестных исполнителей. Во-вторых, оплата проводится только после сдачи и приёмки объекта. В-третьих, есть примеры, когда работы и вовсе проводят без конкурсов. В таком случае дороги находятся на балансе казённых учреждений, которые получают государственное задание на их ремонт. Подобная практика существует, например, в столице Татарстана. Так почему бы не попытаться её перенять?
В дополнение к названным мерам комитет призвал мэрию провести работу по взысканию с подрядных организаций штрафов и пени за нарушение срока исполнения работ. Депутаты также рекомендовали ужесточить систему отбора подрядчиков и не допускать чрезмерного укрупнения лотов при проведении конкурсов (памятуя о принципе «лучше меньше, да лучше»). При этом всю проектно-сметную документацию депутаты посоветовали подготовить до конца декабря. Дабы в новом году уже ничего не препятствовало проведению аукционов и скорейшему началу работ. Всё-таки основной ремонт должен проводиться весной и летом. А завершать его в середине осени в наших погодных условиях абсолютно неправильно. Не зря же в советское время 5 октября уже прекращалась работа АБЗ. Хорошо бы, чтоб этот положительный опыт наконец-то усвоили и нынешние власти.
Иван ДЕНИСОВ.