Конкурсу на пост градоначальника единственным сдерживающим фактором оставался арест Евгения Урлашова. Но после приговора областного суда и прекращения полномочий всенародно избранного мэра руки власть предержащих оказались развязаны.
Ни о каком народовластии речи больше нет – мэра, из числа заранее отобранных кандидатур, будут назначать депутаты муниципалитета. До того претендентов на пост градоначальника должна была отобрать специальная комиссия, целиком и полностью состоящая из представителей власти. Таким образом, вероятность победы кандидата от оппозиции даже в теории равна нулю!
Установленный порядок является закономерным итогом антинародной реформы местного самоуправления, затеянной федеральным центром. Коротко напомним о её основных этапах. Осенью 2014 года фракция «Единая Россия» в Ярославской областной Думе «протащила» законопроект, отменяющий прямые выборы большинства местных глав в нашем регионе. На тот момент исключение сделали только для Ярославля и Рыбинска. Но и это «послабление» продержалось недолго — всего через пару месяцев прямое голосование убрали везде. Впоследствии выборы в Рыбинске всё-таки вернули.
До последнего времени в Ярославле предусматривались сразу две должности: главы города (который исполнял представительские функции, избирался из депутатов и возглавлял муниципалитет) и сити-менеджера (который назначался специальной комиссией и наделялся хозяйственными полномочиями). Но в сентябре прошлого года в город вернулся Владимир Слепцов. Ставленника новых региональных властей, имеющего поддержку на федеральном уровне, явно не устраивала «двуглавая система». Масла в огонь подливали сложные отношения с председателем муниципалитета Зарубиным, с которым Слепцову пришлось бы делиться властью (хоть и чисто номинально). В результате в Устав внесли новые изменения, согласно которым полномочия главы города и сити-менеджера объединялись в руках одного человека – мэра.
Таким образом, в Ярославле завершился процесс централизации власти. Жителей полностью отстранили от принятия решений и лишили даже малейшей возможности влиять на выбор высшего должностного лица. Одним словом, новый мэр не будет ни народным, ни избранным. На первых порах о своём желании участвовать в конкурсе публично заявили лишь два человека. Это Дмитрий Донсков, бывший соратник осуждённого мэра Евгения Урлашова, и Александр Симон, эпатажный редактор газеты и традиционный участник всех избирательных кампаний.
Владимир Слепцов о своём участии в конкурсе пока не объявил, но сомнений в этом нет. Как и в результатах депутатского голосования, которое должно состояться в марте. Возможно, на фоне заявленных конкурентов и.о. мэра действительно смотрится выигрышнее. Во всяком случае, для победы он имеет необходимые ресурсы и поддержку «сверху». Политическая элита, поспешившая присягнуть на верность Слепцову, называет его опытным управленцем и грамотным хозяйственником. Но так ли хорош нынешний градоначальник, как его представляют?
По большому счёту, в «актив» Слепцова можно записать лишь два мероприятия: проведение новогодних праздников и привлечение денег на ремонт городских дорог. Но украшение центральных улиц и площадей обеспечили за счёт «добровольно-принудительной» помощи бизнесменов (у которых, судя по всему, просто не было иного выбора) и ряда городских организаций (история с «Водоканалом» уже получила широкий резонанс). А деньги на дороги федерация дала только на условиях софинансирования из регионального бюджета. Из-за чего области пришлось перераспределять средства в пользу Ярославля, а многие районы остались без долгожданных ремонтов.
Необходимую документацию также готовили в областном правительстве. Так что непосредственная заслуга Владимира Витальевича не прослеживается и здесь. Зато просчётов было немало. Повысилась стоимость проезда в общественном транспорте (второй раз за год, чего не было никогда). Был изменён действующий и заключён новый контракт на уборку города, в результате чего её качество значительно ухудшилось. А обледеневшие ярославские тротуары стали притчей во языцех (пенсионеры на последние деньги вынуждены были покупать соль и посыпать ею покрытые льдом мостовые).
В новогодние праздники в Ярославле случилось огромное количество аварий (с последствиями отдельных ЧП не могли справиться даже по несколько суток). А в самой мэрии с первых дней началась кадровая чехарда, не прекращающаяся до сих пор. Назначенные Слепцовым функционеры сменяли друг друга один за другим, отработав считанные дни. Только в департаменте городского хозяйства с сентября сменилось 4 руководителя. Всё это не могло не сказаться на качестве управления.
Остаются вопросы по организации уличной торговли и градостроительной политике. Таким образом, безоговорочно считать нынешнюю работу и.о. мэра успешной и эффективной никак нельзя. При этом нет никакой гарантии, что она станет таковой после завершения конкурсных процедур. Как ни печально, но областная власть полностью поддерживает курс на назначение глав. В преддверии скорых губернаторских выборов и при отсутствии нормального контакта с муниципалами «подмосковная команда» нуждается в лояльных кадрах. Хорошо, если эти кадры, хотя бы, будут местными (как бывший глава Мышкинского района Анатолий Курицын, которому пророчат кресло в соседнем Угличе). Но есть и обратная практика – например, назначение «варяга» Владимира Волкова в ПереславлеЗалесском. После провалившейся попытки вернуть прямые выборы мэра города ничто не помешает ему сохранить свой пост этим летом, когда придёт пора определяться с кандидатурой «постоянного» градоначальника. Ведь это будет всё то же назначение.
В таких условиях у оппозиции остаётся крайне мало рычагов для воздействия на власть. Но КПРФ не собирается опускать руки. И примет самое активное участие в предстоящих выборах. Прежде всего – в муниципалитет Ярославля. При поддержке всех неравнодушных жителей коммунисты рассчитывают создать сильную фракцию народных представителей в городском парламенте. Это – единственный шанс противостоять произволу действующей власти. Единственная возможность лишить её монополии на принятие решений и заставить слушать людей!
А. ФЕДОРОВ