В преддверии так называемого Дня России реклама основного федерального телеканала настойчиво повторяла: «Страна, которую мы любим. Страна, которой гордимся. Страна, в которой рождаются лучшие песни!» И вот это, последнее, зацепило. Неужто в самом деле рождаются? Неужто лучшие? Или точнее всё-таки сказать — рождались?
«Правда» уже давно говорит об этом. Да теперь, по-моему, и без того всем должно быть очевидно: среди очень и очень многого, что потеряли мы за последние тридцать с лишним лет, безусловно, создание новых песен, которые по уровню равны были бы изумительным, прекрасным, по-настоящему талантливым песням советской эпохи. И концерт 12 июня на Красной площади, вовсю разрекламированный и показанный затем на канале «Россия 1», в очередной раз убедительно эту истину подтвердил.
Казалось бы, главный концерт главного праздника страны, как начали вдруг величать сей чёрный, разрушительный по содержанию исторический день. Но коли уж вы признали его главным, продемонстрируйте воочию, что же дал он нашему искусству, а конкретнее — песням нашим. Соберите действительно самое наилучшее, что родилось в данной творческой сфере за последнее время, и блесните на всю страну и на весь мир.
Увы, неотвратимо выясняется: собирать-то нечего! Поскольку истинно лучшего просто не родилось. Вот и преподнесли нам такое же примитивное, бездарное и пошлое современное убожество, как год назад, причём кое-что буквально повторили.
Да, более чем за тридцать лет в буржуазной России не создано даже ни одной достойной песни о России, которую в полном смысле слова пела бы вся страна. Далека от этого и поделка, которой доверено было открыть праздничный концерт Николаю Баскову. Ничто абсолютно не тронуло и не запомнилось — ни текст, ни, с позволения сказать, музыка. И лишь бил по голове бесчувственный повтор: «Россия, ты одна такая!»
А явление Николая Расторгуева и его «Любэ»? Не постеснялся мэтр опять порадовать своей фирменной: «Расея, моя Расея, от Волги до Енисея». Хотя уж сколько внушалось ему, что таким образом сокращает он территорию этой самой «Расеи» минимум вдвое. Зачем? Почему? Да просто «складно» — вот и всё. А смысл вроде и не обязателен…
Прервусь, чтобы сказать весьма существенное. Хорошие песни, в том числе о России, на концерте всё же прозвучали. «Гляжу в озёра синие» композитора Леонида Афанасьева на стихи Игоря Шаферана, «Я люблю тебя, жизнь» Эдуарда Колмановского и поэта Константина Ваншенкина, «С чего начинается Родина» Вениамина Баснера на стихи Михаила Матусовского, а потом на его же стихи — «Подмосковные вечера» композитора Василия Соловьёва-Седого…
Требуется кому-нибудь доказывать, что это хорошие песни? По-моему, излишне. Вопреки всему, многие помнят и любят их, знают авторов (нынешних ведущие на концерте даже не называли). Но ведь все эти вдохновенные творения — оттуда, из советского времени!
А что же со временем теперешним? Почему оно для России столь песенно бесплодно? «Правда» ставила и продолжает ставить этот вопрос, который побуждает серьёзно думать о многом и очень важном в установленной у нас жизни.
Виктор КОЖЕМЯКО
Правда
Фото: Сергей Карпухин / ТАСС